• Преподавателю
  • Музыка
  • Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки»

Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Лицейская научно-практическая конференция «Поиск»



Секция КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«Сила музыки»



Автор:

Седогина Елена

МОУ - лицей 9 класс

г. Татарска Новосибирской

области

Научный руководитель:

Ульбертова Ольга Васильевна

учитель музыки





г. Татарск


Содержание:

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Происхождение музыки…………………………………………………...4

1.1.Направления музыки………………………………………………..4

  1. Механизм воздействия музыки на человека

2.1. Что такое звук………………………………………………………6

2.2. Восприятие звука человеком………………………………………6

2.3. Музыкальные способности…..……………………………………7

  1. Влияние музыки на человека……………………………………………..8

3.1. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека?.8

3.2. Воздействие музыки на организм человека?..................................9

IV. Практическая часть…………….………………………………………….11

4.1. Какую музыку предпочитают учащиеся лицея?..............................11

4.2. Использование музыкотерапии в образовательном процессе….12

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….......14

Приложение………………………………………………………………….......15










Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй…

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Мы ей за всё « спасибо!» говорим

И, веря в торжество её,- творим!

Онегин Гаджикасимов

Введение

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встречается где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

Воздействуя на психику и поведение человека, не важно, в какой степени это проявляется, какой носит характер, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Цель данной работы: диагностирование влияния музыки на человека с последующей выработкой рекомендации музыкотерапии в образовательном учреждении.

Задачи:

- Изучить литературу о происхождении и видах музыки;

- Определить механизм воздействия музыки на человека;

- Выявить музыкальные предпочтения учащихся лицея.

Прогнозируемый результат: выработка рекомендаций музыкотерапии в образовательном учреждении.

Объект исследования: уровень влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: звуковое воздействие музыки на человека.

Методы исследования:

- поиск и изучение литературы;

- сбор и обработка материалов;

- диагностика общественного мнения по проблеме;

Анализ источников:

В создании работы по теме «Сила музыки» были использованы:

- Блейз О.С., «Все о музыке» - Балашиха, 2000;

- Ефимов В.А., «Элементарная теория музыки» - Минск, 1948;

- Назайкинский Е.В., «Стиль и жанры в музыке»- Москва, 2003;

- Майкапар С. В., «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития» - Москва, 2009;

Данные источники позволили сформировать образовательно-информационное пространство по вопросам: - происхождение музыки; - направления музыки; - что такое звук.







  1. Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки - мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать.

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода - от древнейших времен до середины ХIХ века, - это процесс формирования, развития и роста богатейшей музыкальной культуры народа. Это и составило ту прочную основу, на которой возросли и расцвели великие, достижения представителей русской классической музыки и современные направления.

1.1. Направления музыки.


В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий; знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами.

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки, появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

Классическая (или серьезная) - профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16-17 вв.) и в средние века;

Популярная - массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Этническая (и традиционная) - фольклорные (и устно -профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) - музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз - подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок - музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь - гитар. 1

Альтернативная - новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.

Многие направления музыки определяются по среде их обитания и функциям, а также - по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, хоровая, сольная.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, авангард, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж - в рок-музыке и т.п.





  1. Механизм воздействия музыки на человека.

    1. Что такое звук?

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шелест листвы… Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Начнём с того, что звук - это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение.

Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.


    1. Восприятие звука человеком.

Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Орган слуха человека состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. В месте соединения наружного слухового прохода и среднего уха находится барабанная перепонка, вибрирующая под действием звуковых волн.

Орган слуха позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу (интенсивность, громкость), тембр. Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 - 20000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000 - 2000 колебаний в секунду. В этом диапазоне ухо чрезвычайно чувствительно. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57.2

Нельзя себе представить более эффективного слухового прибора, чем ухо человека.

Возможно с такой высокой чувствительностью слухового аппарата, способного различать оттенки звука, и связано то, огромное воздействие, которое оказывает на человека музыкальное искусство.

Центр слуха в коре больших полушарий мозга, куда приходит вся звуковая информация, находится в височной доле, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука. Поражение центра слуха с одной стороны приводит к снижению остроты слуха на оба уха.

2.3. Музыкальные способности человека

Музыка - это искусство звуков. В центре внимания музыкантов всегда был звук, его самые важные с точки зрения музыкального искусства особенности, нельзя полностью объяснить законами физики и математики. Звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств.

Нежный и обольстительный, яркий и матовый, мягкий и жесткий… Все оттенки звука важны не сами по себе, они подчинены главному - выразительности музыки. Именно выразительность решительным образом отличает музыкальный звук от немузыкального. Именно выразительность заставляет нас волноваться, когда мы соприкасаемся с музыкой.

Под музыкальным звуком мы имеем в виду звук, издаваемый не каким-то прибором, а извлекаемый музыкантом, некоей личностью, живым человеком, который всегда передает в звуке свои эмоции, свое отношение к окружающему миру.

Человек органами слуха не способен определить громкость звука или частоту колебаний звучащей струны так точно, как это сделают соответствующие приборы. Но различать множество тончайших оттенков в окраске, в характере звучания люди, чувствующие и понимающие музыку, могут безошибочно.

Важнейший признак общей музыкальности человека - музыкальный слух. В широком смысле под музыкальным слухом понимается восприимчивость человека к музыке. В узком смысле - это способность воспроизводить высоту музыкальных звуков. В какой-то степени музыкальным слухом обладают все. Людей, лишенных природных музыкальных задатков, абсолютно не способных воспринимать произведения музыкального искусства, наслаждаться ими, нет. "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся", - говорил Шостакович.

III. Влияние музыки на человека


В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.

С давних времен известно, что музыка влияет не только на организм человека, но и на психику. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.

3.1. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека?

Психологи определяют «плохую» и «хорошую» музыку. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Например, рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые ухо не слышит, но их воспринимают органы ощущений, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу "25-го кадра". Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа "там-тама" превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. Рок-музыка способна подтолкнуть психику человека к саморазрушению или в лучшем случае он становиться раздражительным.3

Классическая музыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мире звуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневности. Музыка Баха и Генделя призывает к гармонии в жизни, может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Но самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная - этот музыкальный феномен так и назвали - "эффект Моцарта".

Гармонизирующее действие музыки, спокойствие ее устойчивых и уравновешенных сил еще много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уже и диким и странным занятием. Сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка, которая имитирует звуки природы или дополняет их.

Такие мелодии помогают человеку нормализовать ритмы дыхания, пульс, давление, температуру, снимают мышечное напряжение, правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Слушайте гармоничную музыку - она лучший психолог.

3.2. Воздействие музыки на организм человека?

Музыка - явление физическое. В каждом конкретном случае Музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.4 В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Поэтому неудивительно, что воздействие классической музыки, доставляющая радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Интересно, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.

По мнению специалистов, воздействие музыки на человека - избирательно, в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором она исполняется.

Длительное воздействие звука на организм - звуковое давление, ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук работающего пылесоса - 85 дБ, уровень боли - 120, рев взлетающего самолета - 150 дБ, смертельный уровень - 180.







IV. Практическая часть.

4.1 Какую музыку предпочитают учащиеся лицея?

Мы решили провести исследование в нашем лицее и выяснить зависимость музыкальных интересов от возраста. Как влияет музыка на эмоциональное состояние человека и наоборот.

Для начала мы решили составить список вопросов на музыкальную тему и опросить учащихся. (см. приложение1)

При опросе мы учитывали пол и возраст.

Были опрошены обучающиеся 7 - 11 классов (13-17 лет) по 5 человек из каждого класса. Общее количество респондентов - 30 учащихся. При этом мы получили следующие результаты.

Учащиеся 7 класса - (13 лет, 10 респондентов) слушают и танцуют в основном под так называемый «клубняк» (клубную музыку) - электронную музыку в стиле «хаус», «техно». Понятно, что тексты в ней - дело второстепенное, а также не важно, на каком языке исполняется песня. Правда, некоторые девочки, как правило, предпочитают не группу, а солиста. Для них обаятельная личность солиста - важное условие музыкального предпочтения. Тут фигурируют Дима Билан, Максим и другие. (см. приложение 2)

У учащихся 8-9 классов (14-15 лет, 15 респондентов) вкусы меняются. Клубную музыку все еще предпочитают 5 респондентов, но уже более заметна тяга к рэпу и року. Появляются группы «Shot», «Loc - Dog», «Guf», «Слот», Кипелов, т. е. 8 респондентов уже интересуют тексты песен. У 2 респондентов проявляется интерес к классической музыке, такие композиторы как Моцарт, Дебюсси, Бетховен. Интересно обратить внимание, что эти школьники являются лидерами в своем окружении. (см. приложение 2)

Старшеклассники (16-17 лет, 5 респондентов) предпочитают рок, альтернативный рок и даже тяжелый рок. Это группы «Amatori», «Linking Park», «Lumen», «Психея». Рок привлекает своей социальной броскостью, прямотой. Такую музыку чаще слушают, чем под нее танцуют. (см. приложение 2)

Итак, с возрастом меняются музыкальные вкусы - от музыки «для ног» до песен со значимыми текстами.


4.2 Использование музыкотерапии в образовательном процессе.

Обращение к термину «музыкотерапия» в исследовательской работе было не случайным, так как теоретический анализ специальной литературы позволил познакомиться с достижениями педагогов в области музыкального воспитания.

Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма.

Многие старшеклассники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают во время подготовке к ГИА и ЕГЭ. Именно это приводит к частым заболеваниям, это и вегетососудистая дистония, переутомляемость, головокружение, кстати, это же можно наблюдать и у учителе. Необходимо всеми доступными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств как раз и является музыкотерапия, которая способствует формированию богатой эмоциональной сферы и нормализации психической жизни человека. Основными задачами данной методически являются:
-расширять и развивать эмоциональную сферу;
-развивать нравственно-коммуникативные качества;
- создавать положительный эмоциональный фон.

Для решения задач и выше изложенных проблем, предлагаем включать спокойную классическую музыку:

- во время обеда;

- для организации оргмоментов;

- на переменах;

- во внеурочную деятельность;

- использование в процессе организации занятий гуманитарного цикла.

Мы создали список музыкальных произведений (см. приложение № 3), который поможет учащимся разных возрастных групп лучше понять классическую музыку, почувствовать ее целебные свойства, научит получать положительные эмоции и отдыхать вместе с классикой.


Заключение.

Итак, исследована проблема, изучены все виды источников, предложено решение. Давайте подведём итоги:

- Музыка обладает огромной силой воздействия на психоэмоциональное и физическое состояние человека, как положительное, так и отрицательное. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить и раздражать. Вот некоторые высказывания выдающихся людей о влиянии музыки на человека:

«Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения» (С.Л. Рубинштейн, психолог).

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». (В.А. Сухомлинский, педагог).

- По обработанным социологическим данным мы можем сделать вывод, число учащихся слушающих так называемую «плохую» музыку (рок, реп, клубная) растет. Только 6 % опрошенных слушают классическую музыку.

- Для решения многих проблем связанных с психологическими нагрузками, заболеваниями учащихся, мы предлагаем использование музыкотерапии в образовательном процессе. Она научить учащихся слушать классическую музыку в целях сохранения здоровья как физического, так и духовного.

Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Слушайте музыку! Наблюдайте, какие произведения и как на вас воздействуют… Собирайте в свою фонотеку те, которые вам помогают. И пойте сами!



Использованная литература:


1). Блейз О.С., «Все о музыке» - Балашиха, 2000;

2). Брусиловский Л.С., «Музыкотерапия: Руководство по психотерапии» - Москва,1988;

3). БЭС; «Советская энциклопедия»- Москва, 1978;

4). Ефимов В.А., «Элементарная теория музыки» - Минск, 1948;

5). Зильберквит М., «Мир музыки» - Москва, 1988;

6). Кечхуашвили Г., «Психология восприятия музыки» - Москва, 1960;

7). Назайкинский Е.В., «Стиль и жанры в музыке»- Москва, 2003;

9). Майкапар С. В., «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития» - Москва, 2009;

10). Чеpедниченко Т.В. «Мyзыка в истоpии кyльтypы»-Долгопpyдный: Аллегpо-пpесс, 1994.







Приложение 1

Анкета

Здравствуйте, мы проводим социологический опрос на тему: "Сила музыки".

Целью анкеты является: изучение музыкальных вкусов. Ваши ответы для нас очень важны!

  1. Ваш пол?

муж. Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки». жен. Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

2. Сколько Вам лет?__________

3. Какой жанр музыки Вам больше нравится?

а) Народная музыка Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки». г) Электронная музыка Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

б) Классическая музыка Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки». д) Рок-Музыка Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

в) Современная популярная музыка Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки». е) Метал Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

ё) Шансон ж) Другой_________________


  1. Какие музыкальная (-ые) группа (-ы) или певец (певцы) Вам нравится (-ятся)?

Спасибо Вам за помощь!!!







Приложение 2

Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

Учащиеся 7 класса - (13 лет, 10 респондентов) слушают и танцуют в основном под электронную музыку - 70 %, поп музыку - 30 %.


Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

У учащихся 8-9 классов (14-15 лет, 15 респондентов) вкусы меняются. Клубную музыку предпочитают - 34, заметна тяга к рэпу и року - 53, классическая музыку - 13.

Лицейская научно-практическая конференция «Поиск» исследовательская работа по теме «Сила музыки».

Старшеклассники (16-17 лет, 5 респондентов) предпочитают рок - 45 %, тяжелый рок - 55 %.







Приложение 3

Список рекомендуемых к прослушиванию произведений

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей,

как средство-успокоение, даже лечения. Основываясь на знаниях о воздействии музыки на наш организм, можно создать свою домашнюю аптеку. В неё следует включить:

Для уменьшения агрессии рекомендуется слушать - драматическую музыку с переходом к медленной успокаивающей.

  • И.С. Бах - Хроматическая фантазия и фуга.

  • М.П. Мусогорский - "Ночь на Лысой горе".

Для уменьшения чувства страха:

  • Шенберг - опера "Ожидание"

  • Д.Д. Шостакович, фрагменты 6 ,7 ,8-й симфонии.

Для подъёма энергетики:

  • И.С. Бах - Итальянский концерт, Токката и фуга Ре - минор.

  • Р. Шуман - Токката.

  • С.С. Прокофьев -Токката.

Для утреннего пробуждения:

  • М.П. Мусогорский -"Рассвет на Москве-реке".

  • К. Дебюсси - симфоническая поэма "Море", первая часть.

  • Э. Григ - «Утро".

Для преодоления депрессии, одиночества и усталости:

  • П.И. Чайковский - Первая симфония. "Зимние грёзы ", первая часть.

  • Дж. Гершвин - Песня Клары из оперы "Погри и Бесс".

Для медитации:

  • Медленные среднии части концертов И.С. Баха, В.А. Моцерта.

  • Ф. Медельсон - Концерт для скрипки "Анденте".

  • С.В. Рахманинов - "Вокализ", "Элегия".

  • Барбер - "Адажио для струнных".

  • М. Равель - "Павана".

Музыкальные произведения для радости и бодрого настроения:

  • Л.Бетховен - Восьмая симфония.

  • Дж. Россини - увертюры к операм "Шелковая лестница", "Сорока-воровка".

Для преодоления нарушений сна и бессонницы:

  • К. Дебюсси - Лунный свет.

12 Назайкинский Е.В., «Стиль и жанры в музыке»- Москва, 2003;

2 Майкапар С. В., «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития» - Москва, 2009;

34 Кечхуашвили Г., «Психология восприятия музыки» - Москва, 1960;

4 Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное Издательство БССР", Минск, 1948;

20

© 2010-2022