- Преподавателю
- Музыка
- Проект «Масленица» Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Чайка»
Проект «Масленица» Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Чайка»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Архипова Е.П. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Масленица»
Участники проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели 1 младшей, 2 младшей, средней, старшей, подготовительной групп;
Дети - средней, старшей, подготовительной групп ( 4-7 лет);
Родители.
Сроки реализации проекта - четыре недели.
Тип проекта:
-
по числу детей - групповой, разновозрастный ( принимали участие дети средних групп, старшей, подготовительной группы);
-
по доминирующему методу - игровой, творческий;
-
по предметным областям - межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
-
по продолжительности - средней продолжительности.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.
Цель: Создать условие для повышение интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).
Задачи:
-
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
-
Обогащать духовный мир детей.
-
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.
-
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для взрослых: зима, весна , баба-яга, домовенок Кузя.
Музыкальные инструменты: аккордеон.
Техническое средство обучения: музыкальный центр, микрофон, фотоаппарат.
Спортивное оборудование: канат, кегли, мешки, метла, вьюнок.
Музыкальный репертуар: Танцы и хороводы: Русский хороводный танец « Выйду ль я на речку», хоровод « Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, хоровод «Веснянка» рус. нар. мел, русский народный танец «Ах, Настасья ты, Настасья».
Музыкальные игры: «Чей кружок скорее соберется», «Со вьюном я хожу»,
«Кто быстрее» (на метлах), «Перетягивание каната», «Бег в мешках».
Этапы реализации проекта:
-
Подготовительный;
-
Основной;
-
Заключительный.
-
Подготовительный.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
-
Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
-
Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме « Масленица»;
-
Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.
-
Основной
Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».
Содержание:
-
Наблюдение за изменениями в природе;
-
Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
-
Заучивание закличек, стихов;
-
Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
-
Заключительный
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
-
Музыкально-спортивный праздник на улице;
-
Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
Ожидаемые результаты проекта:
-
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
-
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
-
Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту:
-
Сценарий проведения праздника «Масленица».
-
Приложение: фотографии с праздника «Масленица».
Масленица
Вед 1: Ото всех дверей! Ото всех ворот!
Приходи скорей! Торопись, народ!
Раскрывай-ка уши,
Да нас внимательно слушай!
Вед 2: На Руси давно справляли
Праздник проводов зимы,
Его масленицей звали,
Проведем его и мы!
Вед 1: Душа ты наша, масленица годовая,
Наша гостьюшка годовая!
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла.
Вед 2: Ой, масленица - кривошейка,
Мы встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом, калачом
И румяным пирогом.
Вед 1: В хороводе мы пойдем,
Дружно спляшем и споем.
Русский хороводный танец «Выйду ль я на речку»
Появляется Баба-Яга
Б-Я: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали?
Верно, касатики мои, она самая - Баба-Яга - костяная нога! Я теперь другая и совсем - совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле! Хотите? Тогда вставайте в две команды. ( Дети разбиваются на две команды). Команды две, а метла одна. Без волшебства тут не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть. Руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать : « Умба-юмба-превращумба». ( Дети выполняют задание, Баба-Яга незаметно берет вторую метлу). Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно верхом не метелке «пролететь» до кегли и обратно.
Эстафета « Кто быстрее»
Б-Я: Есть еще одна игра,
Поиграем, детвора?
Я очень люблю летать на ступе, но ступы у меня с собой нет, зато есть волшебные мешки, с ними тоже будет очень весело.
Эстафета « Бег в мешках»
Б-Я: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.
Вед 2: По какому делу?
Б-Я: Я ведь домовенка своего, Кузеньку потеряла. Вы его не видели?
Вед 1: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.
Б-Я: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.
Вед 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.
Все ищут, Баба-Яга громко зовет его.
Б-Я: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?
Появляется Кузя.
Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по человечески.
Б-Я: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.
Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.
Б-Я: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!
Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры играют и я хочу с ними поиграть.
Б-Я: Ребятки, поиграйте с Кузей.
Игра « Перетягивание каната»
Б-Я: Ставьте ушки на макушки,
Наши парни и подружки,
Все, кто стар и молодой,
Спляшем с бабушкой Ягой!
Русский народный танец « Ах, Настасья ты, Настасья»
Входит Зима
Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет.
А зимушку не приглашает?
С вами я в снежки играла?
Дети: Да!
Зима: Вас на саночках катала?
Дети: Да!
Зима: Бабу снежную лепила?
Дети: Да!
Зима: Ничего не позабыла?
Дети: Нет!
Вед 1: Ай -да, Зимушка - зима!
Зима славная была!
Но пришла пора проститься,
Да, с весною подружиться.
Хоровод « Вот уж зимушка проходит»
Зима: Я - зима, Весны сестричка,
Снега, стужи мастерица,
Весне я место уступлю,
Но очень уж играть люблю.
Вед 2: Давайте, ребятки проводим зимушку, поиграем с ней напоследок.
Игра « Чей кружок скорее соберется»
( Из трех кругов: Б-Я, Кузя, Зима). После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.
Зима: А мы масленицу величаем,
Весну красную закликаем.
Хоровод « Приходи весна»
Входит Весна
Вед 1: Здравствуй, Весна-красна!
Весна: Здравствуйте, люди добрые!
Здесь ли все поют, играют
И меня, Весну, встречают?
Дети: Да!
Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.
От хорошей песни солнышко ласково пригревает, птички звонко распевают, ручейки бегут! А я вам, посмотрите, какой принесла цветок. Хотя он весной и не первый, но уж больно хорош. И имя у него ласковое да нежное: вьюнок.
Вед 2: ( трогает вьюнок) И правда ласковое да нежное. А что нам с этим вьюном делать?
Весна: А с вьюном мы будем играть.
Игра «Со вьюном я хожу»
Вед 1: Ото всех дверей,
Ото всех ворот!
Приходи скорей,
Торопись, народ!
Вед 2: Масленицу провожаем,
Весну встречаем.
Гостья погостилася,
С зимушкой простилася.
Входит Баба-Яга и Кузя, и несу чучело Масленицы. Баба-яга идет с блинами.
Кузя: ( кричит) Расступись, честной народ,
Масленица к нкам идет.
1 реб: А мы масленицу ожидали,
Молоко с киселем не хлебали.
Вот и масленица на двор въезжает,
Широкая на двор выступает.
2 реб: Здравствуй, масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая.
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
3 реб: Ты пришла с добром,
С блинами, пирогами,
Да. С оладьями.
4 реб: Блины масленые
Шаньги масленые,
Мы катаем с горы
От зари и до зари.
5 реб: Ну, а в воскресенье
Наше кончится веселье,
Прощай, прощай
Наша масленица!
Б-Я: А какая же масленица без блинов горячих да румяных.
Кузя: Русская масленица издавна славится своими блинами.
Весна: Давайте, ребятишки
С масленицей простимся,
Да блинами угостимся.
Раздаются блины.
Проект « Масленица»
Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ « детский сад « Чайка».
Горняк 2014 год.