• Преподавателю
  • Музыка
  • Проект «Масленица» Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Чайка»

Проект «Масленица» Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Чайка»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представл...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Масленица»

Участники проекта:

Музыкальный руководитель;

Воспитатели 1 младшей, 2 младшей, средней, старшей, подготовительной групп;

Дети - средней, старшей, подготовительной групп ( 4-7 лет);

Родители.

Сроки реализации проекта - четыре недели.

Тип проекта:

  • по числу детей - групповой, разновозрастный ( принимали участие дети средних групп, старшей, подготовительной группы);

  • по доминирующему методу - игровой, творческий;

  • по предметным областям - межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

  • по продолжительности - средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Цель: Создать условие для повышение интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

  • Обогащать духовный мир детей.

  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.

  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

Костюмы для взрослых: зима, весна , баба-яга, домовенок Кузя.

Музыкальные инструменты: аккордеон.

Техническое средство обучения: музыкальный центр, микрофон, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: канат, кегли, мешки, метла, вьюнок.

Музыкальный репертуар: Танцы и хороводы: Русский хороводный танец « Выйду ль я на речку», хоровод « Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, хоровод «Веснянка» рус. нар. мел, русский народный танец «Ах, Настасья ты, Настасья».

Музыкальные игры: «Чей кружок скорее соберется», «Со вьюном я хожу»,

«Кто быстрее» (на метлах), «Перетягивание каната», «Бег в мешках».

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный;

  2. Основной;

  3. Заключительный.

  1. Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;

  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме « Масленица»;

  3. Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.

  1. Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;

  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;

  3. Заучивание закличек, стихов;

  4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

  1. Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Музыкально-спортивный праздник на улице;

  2. Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

  • Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

  • Сценарий проведения праздника «Масленица».

  • Приложение: фотографии с праздника «Масленица».



Масленица

Вед 1: Ото всех дверей! Ото всех ворот!

Приходи скорей! Торопись, народ!

Раскрывай-ка уши,

Да нас внимательно слушай!

Вед 2: На Руси давно справляли

Праздник проводов зимы,

Его масленицей звали,

Проведем его и мы!

Вед 1: Душа ты наша, масленица годовая,

Наша гостьюшка годовая!

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла.

Вед 2: Ой, масленица - кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько.

Сыром, маслом, калачом

И румяным пирогом.

Вед 1: В хороводе мы пойдем,

Дружно спляшем и споем.

Русский хороводный танец «Выйду ль я на речку»

Появляется Баба-Яга

Б-Я: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали?

Верно, касатики мои, она самая - Баба-Яга - костяная нога! Я теперь другая и совсем - совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле! Хотите? Тогда вставайте в две команды. ( Дети разбиваются на две команды). Команды две, а метла одна. Без волшебства тут не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть. Руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать : « Умба-юмба-превращумба». ( Дети выполняют задание, Баба-Яга незаметно берет вторую метлу). Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно верхом не метелке «пролететь» до кегли и обратно.

Эстафета « Кто быстрее»

Б-Я: Есть еще одна игра,

Поиграем, детвора?

Я очень люблю летать на ступе, но ступы у меня с собой нет, зато есть волшебные мешки, с ними тоже будет очень весело.

Эстафета « Бег в мешках»

Б-Я: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.

Вед 2: По какому делу?

Б-Я: Я ведь домовенка своего, Кузеньку потеряла. Вы его не видели?

Вед 1: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.

Б-Я: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.

Вед 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.

Все ищут, Баба-Яга громко зовет его.

Б-Я: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?

Появляется Кузя.

Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по человечески.

Б-Я: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.

Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.

Б-Я: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!

Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры играют и я хочу с ними поиграть.

Б-Я: Ребятки, поиграйте с Кузей.

Игра « Перетягивание каната»

Б-Я: Ставьте ушки на макушки,

Наши парни и подружки,

Все, кто стар и молодой,

Спляшем с бабушкой Ягой!

Русский народный танец « Ах, Настасья ты, Настасья»

Входит Зима

Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет.

А зимушку не приглашает?

С вами я в снежки играла?

Дети: Да!

Зима: Вас на саночках катала?

Дети: Да!

Зима: Бабу снежную лепила?

Дети: Да!

Зима: Ничего не позабыла?

Дети: Нет!

Вед 1: Ай -да, Зимушка - зима!

Зима славная была!

Но пришла пора проститься,

Да, с весною подружиться.

Хоровод « Вот уж зимушка проходит»

Зима: Я - зима, Весны сестричка,

Снега, стужи мастерица,

Весне я место уступлю,

Но очень уж играть люблю.

Вед 2: Давайте, ребятки проводим зимушку, поиграем с ней напоследок.

Игра « Чей кружок скорее соберется»

( Из трех кругов: Б-Я, Кузя, Зима). После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.

Зима: А мы масленицу величаем,

Весну красную закликаем.

Хоровод « Приходи весна»

Входит Весна

Вед 1: Здравствуй, Весна-красна!

Весна: Здравствуйте, люди добрые!

Здесь ли все поют, играют

И меня, Весну, встречают?

Дети: Да!

Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.

От хорошей песни солнышко ласково пригревает, птички звонко распевают, ручейки бегут! А я вам, посмотрите, какой принесла цветок. Хотя он весной и не первый, но уж больно хорош. И имя у него ласковое да нежное: вьюнок.

Вед 2: ( трогает вьюнок) И правда ласковое да нежное. А что нам с этим вьюном делать?

Весна: А с вьюном мы будем играть.

Игра «Со вьюном я хожу»

Вед 1: Ото всех дверей,

Ото всех ворот!

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Вед 2: Масленицу провожаем,

Весну встречаем.

Гостья погостилася,

С зимушкой простилася.

Входит Баба-Яга и Кузя, и несу чучело Масленицы. Баба-яга идет с блинами.

Кузя: ( кричит) Расступись, честной народ,

Масленица к нкам идет.

1 реб: А мы масленицу ожидали,

Молоко с киселем не хлебали.

Вот и масленица на двор въезжает,

Широкая на двор выступает.

2 реб: Здравствуй, масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая.

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

3 реб: Ты пришла с добром,

С блинами, пирогами,

Да. С оладьями.

4 реб: Блины масленые

Шаньги масленые,

Мы катаем с горы

От зари и до зари.

5 реб: Ну, а в воскресенье

Наше кончится веселье,

Прощай, прощай

Наша масленица!

Б-Я: А какая же масленица без блинов горячих да румяных.

Кузя: Русская масленица издавна славится своими блинами.

Весна: Давайте, ребятишки

С масленицей простимся,

Да блинами угостимся.

Раздаются блины.





Проект « Масленица»

Разработчик: Архипова Елена Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ « детский сад « Чайка».

Горняк 2014 год.







© 2010-2022