Открытый урок на тему: Работа над ансамблем

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: Формирование основных навыков вокального ансамбля.

Задачи:

- развитие вокально-технических навыков (работа над звукообразованием, дыханием, дикцией, штрихами);

- умение слушать пение, исполняемое другими певцами и ансамблем в целом;

- создание коллектива единомышленников;

- расширение кругозора воспитанниц.







Содержание занятия.

  1. Вокально-тренировочные упражнения. 10-12 минут.

  2. Работа над произведением. 20-25 минут.

  3. Рефлексия. 5 минут.

I. Педагог: Добрый день, уважаемые гости, мы рады видеть вас на своём занятии. Немного о нас. Вокальный ансамбль «Ассоль» работает в рамках программы «Детский эстрадный вокальный коллектив», в нём обучаются девочки 12-13 лет. Срок реализации - 1 год.

На начальном этапе вокального воспитания закладываются основные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование. Всем этим мы и занимаемся на занятиях. Давайте вместе вспомним, что же такое ансамбль?

Ученицы отвечают.

Педагог. Да, в переводе с французского ensemble - «вместе, сразу в одно время». В музыке ансамблем называют художественную согласованность.

В это время на доске. 1. Ансамбль - согласованность, стройность. 2.Ансамбль - исполнительский коллектив (певцов, музыкантов).

Педагог. Для меня главная задача на первом году обучения не двухголосное пение, не широкий диапазон, а создание хорошего унисонного ансамбля. Первоначальным элементом хорового ансамбля является звук. Не думайте, что ансамблевый звук хорошего качества (насыщенный и слаженный) может быть легко достигнут. Этот звук достигается выносливым, упорным трудом, ни одного месяца.

Сели ровно, распеваемся.

Упражнения по развитию вокально-хоровых навыков. Распевание является начальным этапом пения. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, то есть примарных тонов. У альтов это миb - фа1, сопрано соль1 - ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы, и это можно рассматривать как вариант нормы, но не исключение.

Основные недостатки в пении у детей - это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные), плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание вокального ансамбля организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и использоваться систематически. При распевании руководитель ансамбля должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке. Дети должны знать, на выработку какого навыка используется то или иное упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание необходимо тесно связывать и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, представляя собой попевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Все педагоги утверждают, что упражнения не должны быть самоцелью в работе: это лишь средство овладения навыком.

Принципы подбора вокальных упражнений.

В использовании распевания в начале занятия выделятся 2-е функции:

1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

2) Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

12- 13лет - средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон , наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У Сопрано до, ре I октавы - фа, соль II октавы. У Альтов ля, си, малой октавы - си-до I октавы.

Певческое дыхание в трудах Г. Соколова, Г. Стуловой выделяется как основа постановки голоса. По мнению педагогов, дети должны пользоваться грудо-брюшным дыханием (формирование как у взрослых). Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким заданиям. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

· Маленький вдох - произвольный выдох.

· Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

· Вдох со счётом на распев в медленном темпе.

· Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Такое упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову направо и налево.

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, полезно начинать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом. Упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности - крещендо и диминуэндо (< >).

Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1 октавы по хроматической гамме.

Распевание на слоги с буквой «И» полезны для осветления звука, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании.

Упражнения пропевают в восходящем и нисходящем направлении на один и тот же слог. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.

Следующее упражнение основано на пропевании фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач руководителя - научить ансамбль петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на освоение staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении звука и чистого интонирования на высокой вокальной позиции. Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным.

Упражнение на подвижность голоса. Начинают исполнять в умеренном темпе и постепенно переходят к более быстрому.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

II. Работа над произведением.

Педагог. Сегодня 25 декабря, что это за день?

Воспитанницы. (Ответы детей).

Педагог. В ночь с 24 на 25 декабря западные христиане и католики празднуют Рождество Христово по юлианскому календарю, по старому стилю. Православная церковь и другие церкви, использующие григорианский календарь, празднуют его 7 января.

Рождество Христово - главный праздник христиан всего мира.

А вспоминаем мы это потому, что наша песня имеет прямое отношение к этому событию.

Музыка и слова Е. Соколовой «Дождь на Рождество» - работа над произведением. III. Рефлексия.

Открытый урок на тему: Работа над ансамблем

Педагог подводит итог занятия.

Благодарю за внимание, до встречи в Новом Году!



  1. Открытый урок на тему: Работа над ансамблем

  2. Открытый урок на тему: Работа над ансамблем







© 2010-2022