Рабочая программа по музыке 6 класс

   В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.   Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально - творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2008), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Сведения о программе и обоснование выбора программы.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально - творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание образовательной программы «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов му­зыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочи­нения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искус­ства.

Актуальность выбора программы. Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, формирование музыкаль­ного мышления, представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание курса 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки. Программа обращена главным образом к музыке, ее специ­фике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, поли­фонические жанры и приемы, фактуры, тембры, динамика предстают не просто как средства му­зыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музы­ке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходят в первую очередь на основе личностно окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами му­зыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

  • В какой музыке господствует мелодия?

  • В чем смысл музыкальной гармонии?

  • Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

  • Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке и учебно - методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной вырази­тельности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Темы уроков, как следует из учебного материала 6 класса, преду­сматривают изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.

Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

- с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры - общие для литературы и музыки понятия - интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для му­зыки и живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);

- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фор­мирование культуры анализа текста

  • историей (изучение мифологии, история России и Европы);

  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, при­родой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении ма­териала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Реализация данной программы опирается на методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образо­вания в 6 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Примерная программа «Музыка 6 класс» используется без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.

Для реализации программного содержания используется:

  1. Науменко, Т. И. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Музыка. 6 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 192 с.: ноты.

  4. Музыка. 6 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Але­ев. - М.: Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Используемые технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение, развитие критического мышления.

Формы уроков: формирование новых навыков и умений, сообщение новых знаний, закрепление полученных знаний, навыков и умений.

Возможной внеурочной деятельностью по предмету является посещение коллективов ОДОД музыкально-эстетической направленности в ГБОУ СОШ №583.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Планируемый уровень подготовки учеников на конец учебного года

По итогам учебного года обучающиеся должны знать/уметь:

  • в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразитель­ные средства;

  • в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

  • в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно - и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков - синкопы, остинатного ритма).

  • в умении определять на слух название произведения и его автора;

  • в знании новых имен композиторов - О. Мессиан, Т. Алъбинони, К. Сен-Санс, новых поня­тий и музыкальных терминов - сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.


Содержание рабочей программы по музыке 6 класс

№ урока

Тема урока

Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Теория

Музыкальный материал

1

Музыка души

Музыка - она везде и нигде,

она в нас живёт и в нас

умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музы­ка - гармония нашей души. Как влияет музыка на на­строение? Восприятие му­зыки. Эмоциональная от­зывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовно­го опыта человечества.

Е. Дога. Вальс

(из кинофильма

«Мой ласковый и нежный зверь»); А. Рыбников, И. Кохановский. «Цветные сны» (хоровое пение)

Знать и понимать

определение «музы­ка души».

Уметь характеризо­вать состояние и на­строение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отрабо­танные вокально - хоровые навыки.

Устный

опрос.

Хоровое пение

2-3

Наш вечный спутник. Искус­ство и фанта­зия

Музыкальные фантазии.

Симфония - жанр симфо­нической инструментальной

музыки; музыкальное сочи­нение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голо­сов. Особенности музыки различных эпох.

М. Глинка. Вальс -

фантазия (фраг­мент);

И. Брамс.

Симфония № 3.

III часть (фраг­мент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школь­ный корабль» (хо­ровое пение)

Знать о роли искус­ства в жизни чело­

века.

Уметь приводить

примеры воздейст­вия музыки на чело­века; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

4

Искусство -

память человечества

Виды оркестров: духовой,

симфонический, народных

инструментов и др. Ор­кестр - коллектив музыкан­тов, играющих на музы­кальных инструментах и

совместно исполняющих

музыкальное произведение.

Как в произведениях искус­ства воплощена память че­ловечества (обсуждение

примеров).

М. Мусоргский.

«Старый замок»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»).

Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный

корабль» (хоровое

пение)

Знать виды оркест­ров, вы­дающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркест­ров.

Уметь определять

вид оркестра на слух, называть ос­новные инструмен­ты, характеризую­щие тот или иной вид оркестра, испол­нять подвижно протяжную мелодию песни.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

5

Какой бывает музыка

Многообразие мира музы­ки. Музыка эпохи Средне­вековья - период развития музыкальной культуры, ох­ватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенности музыки различных эпох. Музыкаль­ная культура нового типа.

М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)

Уметь объяснять по­нятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характери­зующие богатство мировой музыкаль­ной культуры; при­менять приобретен­ные вокально-хоровые навыки в испол­нительской деятель­ности; различать чув­ства, настроения, со­стояния, выраженные в музыке.

Устный опрос. Хоровое пение

6

Волшебная сила музыки

Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнооб­разие вокальной, вокально- инструментальной, камер­ной, симфонической и сце­нической музыки. Инстру­ментальная музыка. Вокальная музыка. Музы­кальное произведение представляет собой единст­во содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства.

Л. Бетховен. Симфония № 7; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»( хоровое пение)

Знать различные классификации му­зыкальных произве­дений (исполнители, жанры, темы). Уметь восприни­мать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Устный опрос,

хоровое пение.

7-8

Музыка объе­диняет людей

Воздействие музыки на об­щество и на каждого чело­века в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкаль­ная картина современного мира.

К. Дебюсси. «Си­рены»;

Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)

Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы.

Устный опрос. Хоровое пение

9

Тысяча миров музыки (заключитель­ный урок раз­дела)

Взаимосвязь музыки с дру­гими искусствами как раз­личными способами худо­жественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная вик­торина.

Я. Дубравин, В. Суслов. «Всюду музыка живет» (хоровое пение)

Уметь определять и правильно употреб­лять в речи изучен­ные понятия, слу­шать, воспринимать, анализировать музы­кальные произведения и их фрагменты; выражать эмоцио­нальное содержание музыкальных произ­ведений и проявлять личностное отноше­ние при их воспри­ятии и исполнении.

Устный опрос. Хоровое пение

10

Единство музыкального произведения

Особенности музыкального искусства (средства музы­кальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритми­ческий рисунок танцев - мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке.

Ф. Шопен. Мазур­ка си-бемоль ма­жор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»

Знать средства му­зыкальной выразительности, виды рит­мов, от чего зависит ритмический рису­нок.

Уметь аргументиро­вать свою точку зре­ния по поводу музы­кальных произведе­ний; сочинять свой ритм и воспроизво­дить его на про­стейших музыкаль­ных инструментах или хлопками (уда­рами).


Устный опрос. Хоровое пение

11

Вначале был ритм.

Ритм в музыке - неразме­ренное соотношение дли­тельностей звуков(нот)в их последовательности. Мно­гообразие отражения окру­жающего мира в музыкаль­ных произведениях посред­ством ритма.

JI. Бетховен. Сим­фония №5.1 часть (фрагмент); Г. Стру­ве, А. Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение)

Знать понятие ритма в музыке.

Уметь схематически оформлять ритмиче­ские рисунки; само­стоятельно выпол­нять учебные и творческие задачи; различать ритмиче­ское своеобразие произведений; объ­яснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять вырази­тельно вокально- хоровое произведе­ни.е

Устный опрос. Хоровое пение

12-13

О чем рассказывает музыкальный ритм

Ритм. Обозначение дли­тельностей. Основное деле­ние. Такт. Тактовая черта. Ритмиче­ский рисунок может харак­теризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазур­ка, полька и т. п.). Музы­кальный темп.

А. Бородин. «По­ловецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хача­турян. «Танец с саблями» (фраг­мент из балета «Гаянэ»)

Знать виды ритмов, от чего зависит рит­мический рисунок. Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жан­ру, характеризовать его особенности; воспринимать и ана­лизировать музы­кальные художест­венные образы.

Устный опрос. Хоровое пение

14

Диалог метра и ритма

Метр в музыке - порядок чередования сильных и сла­бых долей, система органи­зации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешан­ные. Метрические акценты. Метроном (слушание, ана­лиз).

И.-С. Бах. Орган­ная хоральная пре­людия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание, анализ)

Знать понятия метра и ритма.

Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схе­матически оформ­лять ритмические рисунки.

Устный опрос

15-16

От адажио к престо

Темп, характер музыкаль­ного произведения, их зави­симость. Adagio (итал.) - медленно, спокойно. Значе­ние: медленный темп ис­полнения музыкальной пье­сы (либо её части).

Дж. Россини, К. Пеполли. «Неа­политанская тарантелла»; Ж. Бизе. «Утро в горах»; Е. Крылатое, Я. Дербенев. «Три белых коня» (хо­ровое пение)

Знать определение темпа в музыке, средства музыкаль­ной выразительно­сти.

Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно.

Устный опрос. Хоровое пение

17

Мелодия - душа музыки

Интонационная и временная основы музыкального ис­кусства. Средства музы­кальной выразительности: мелодия. Определение (вы­явление) роли мелодии в музыке. Музыкальные по­нятия темп, характер. Назначение метронома. Ме­лодия - основная мысль му­зыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее сред­ство музыкальной вырази­тельности.

Ф. Шуберт, Л. Релъштаб. «Се­ренада»; В.-А. Мо­царт. «Маленькая ночная серенада». 1 часть (фрагмент); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Кры­латые качели» (хо­ровое пение)

Знать: виды мело­дий, определение высоты мелодии, диапазона; назначе­ние метронома. Уметь определять виды мелодий; по­знавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное со­держание музыкаль­ных произведений и проявлять лично­стное отношение при их восприятии и ис­полнении.

Устный опрос. Хоровое пение

18-19

«Мелодией

одной звучат

печаль и ра­дость...»

Мелодия уга­дывает нас

самих. Ре­гистр

Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть

музыкального диапазона

инструмента или голоса,

отличающуюся характерной

звуковой окраской. Слово

«диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки».

В.-А. Моцарт. «Ре­квием. Лакримоза»;

П. Чайковский.

«Па-де-де» (из ба­лета «Щелкун­чик»); Е. Крылатов, Ю. Энтин.

«Крылатые качели» (хоровое пение)

Знать определение

регистра, диапазона,

какие бывают реги­стры, что понимают

под музыкальным

диапазоном.

Уметь слушать, вос­принимать и анали­зировать музыкаль­ные произведения и их фрагменты; выра­зительно исполнять песню хором (соль­но).

Устный

опрос.

Хоровое

пение

20

Что такое

Гармония в музыке

Круг интонаций, выражаю­щих внутренний мир чело­

века и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - со­размерность, согласован­ность. Гармония (от греч. harmozo - приводить в по­рядок) - согласие, благопо­лучие. В более узком смыс­ле гармония - учение об аккордах и их связях. Гар­монией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям.

Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г. Струве, И. Иса­кова. «Музыка» (хоровое пение)

Знать определение

гармонии, значение

гармонических соче­таний в музыке, по каким законам стро­ится гармония в му­зыке.

Уметь определять и правильно употреб­лять в речи изучен­ные понятия; харак­теризовать фрагмен­ты произведений классической музы­ки; применять выра­зительные средства в вокально-певческой деятельности.

Устный

опрос.

Хоровое пение

21

Два начала гармонии

Особенности гармоническо­го строения в музыкальных произведениях. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жиз­ни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония - выразительные средства музыки, основан­ные на объединении тонов в созвучия и на связи созву­чий в их последовательном движении.

И.-С. Бах. Прелю­дия до мажор (1 т. хорошо темпе­рированного кла­вира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); П. Хиндемит. Марш (фрагмент); Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Г. Струве, И. Иса­кова. «Музыка» (хоровое пение)

Знать основные по­нятия «гармония» и «дисгармония», осо­бенности гармониче­ского строения в му­зыкальных произве­дениях.

Уметь проявлять слуша­тельскую и певче­скую культуру; при­менять междисци­плинарные знания, собственный музы­кальный опыт в мо­нологическом вы­сказывании.

Устный опрос. Хоровое пение

22

Эмоциональ­ный мир музыкальной

гармонии

Искусство - это торжество

гармонии и единство исти­ны, добра и красоты. Эмо­циональный строй высшей

сферы в музыке сопровож­дается переживанием ог­ромной величественности

мира, освещенного красо­той и добром. В творчестве

В.-А. Моцарта универсаль­ное значение получила идея

динамичной гармонии как

принципа видения мира,

способа художественного

преобразования реальности.

Изобразительные (вырази­

тельные) возможности гар­монии необычайно велики,

крайне разнообразны и вы­

ступают в их синтезе. Закон

гармонии - эстетическое

единство в организации изо­бразительного материала.

Инструментальный состав

оркестров. В музыке важ­нейшую роль играет сочета­ние чувства гармонии, твор­ческого подхода и техноло­гического (исполнительско­го) мастерства

В.-А. Моцарт.

Симфония № 40

(слушание);

Г. Струве, И. Иса­кова. «Музыка»

(хоровое пение)

Знать о роли гармо­нии в создании му­зыкальных образов,

выразительные возможности гармонии

в произведениях

Моцарта; использо­вание минора, хроматизмов, прерван­ных оборотов и др.

Уметь различать

особенности музыкального языка, ху­дожественных

средств выразитель­ности, специфики

музыкального об­раза; применять вы­разительные средст­ва и вокально-хоровые навыки в хоро­вой исполнительской деятельности.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

23

Красочность

музыкальной

гармонии

Дисгармония в музыке как

средство выразительности.

Дисгармония в музыке - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Кон­траст мажора и минора со­ставляет один из важней­ших эстетических контра­стов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом

И.-С. Бах. Прелю­дия до мажор (I т. хорошо темпери­рованного клави­ра (слушание); Г. Струве, И. Иса­кова. «Музыка» (хоровое пение)

Знать о роли гармо­нии и дисгармонии

в создании музы­кальных образов; что такое тональность, лад.

Уметь определять ведущую гармонию в произведении; вы­ражать эмоциональ­ное содержание му­зыкальных произве­дений и проявлять личностное отноше­ние при их воспри­ятии и исполнении.

Устный

опрос.

Хоровое пение

24-25

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги

«.. .Обращение к полифонии

можно только приветство­вать, потому что возможно­сти многоголосия практиче­ски безграничны. Полифо­ния может передать все: и

размах времени, и размах

мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шоста­кович.) Мир образов поли­фонической музыки. Фило­софия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, нау­ка о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характе­ризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием несколь­ких равноправных мелодий (голосов). Фуга - одночаст­ное произведение, пред­ставляющее собой полифо­ническое изложение и по­следующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имита­ционная полифония. Кон­трастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шос­таковича, Стравинского. Канон - форма, в которой тема звучит сначала в од­ном голосе, а потом в дру­гом без изменений.

И.-С. Бах. Токката

и фуга ре-минор

для органа; П. Хиндемит. «Мария»

(фрагмент); «Ка­мертон» (норвеж­ская народная пес­ня, обработка Г. Струве), «Во поле береза стояла» (русская народная песня, обработка Г. Струве) (пение приемом подголосочной полифонии)

Знать определение

полифонии, канона,

контрапункта, фуги;

философское и тео­софское содержание

полифонии; полифонические произведе­ния известных ком­позиторов; каким законам подчиняется полифония; что зна­чит «мыслить полифонически». Уметь различать количество мелодий и типы полифонии; слушать, восприни­мать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризо­вать музыкальные образы.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

26-27

Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.

Окраска звучания. Какой бывает музыкальная факту­ра. Пространство и фактура. Фактура - строение звуко­вой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифо­нические голоса, аккомпа­немент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад,

устройство музыкальной

ткани, совокупность ее эле­ментов. Элементы фактуры -

это то, из чего она складыва­ется - мелодия, аккомпане­мент, бас, средние голоса

и др. Музыкальная фактура

имеет свои свойства, отве­чающие за ее эмоциональное

содержание: во-первых, это

расположение музыки по регистрам (то есть по высот­ной оси), во-вторых, во вре­мени. Это конкретный зву­ковой облик произведения.

Что выражает музыка

С. Рахманинова, Ж. Бизе?

С. Рахманинов, Е. Бекетова. «Си­рень»; С. Рахмани­нов, Ф. Тютчев. «Весенние воды»; Ж. Визе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен»)

Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произ­ведений, элементы фактуры.

Уметь использовать различные приемы работы с учебником

и «Дневником музыкальных размышле­ний»; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные

произведения (фрагменты), характери­зовать элементы и

свойства фактуры.

Устный опрос. Хоровое пение

28-29

Тембры - музыкальные краски. Соло и тутти.

Тембры - музыкальная

краска. Соло и тутти.

Тембр - характерная окра­ска звука, голоса или инст­румента. Роль тембра в му­зыке. Как композиторы

учитывают роль тембра

в инструментовках своих сочинений.

И.-С. Бах. Скерцо.

Из сюиты № 2 для

оркестра.

Н. Римский-Kopcaков. «Полет шме­ля» (из оперы «Сказка о царе

Салтане»)

Знать определение тембра в музыке,

основные тембры

голосов и инстру­ментов.

Уметь определить

тембровую окраску

разных инструмен­тов в музыкальных произведениях

Устный

опрос.

Хоровое

пение

30-31

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков

Громкость и тишина в му­зыке. Тонкая палитра от­тенков. Динамика, оттенки

динамики. Динамика - сила,

громкость звучания. Обо­значение степени напря­женности, действенной уст­ремленности музыкального

повествования («динамика

развития»).

Л. Бетховен. Сим­фония № 6. IV

часть «Гроза. Бу­ря»; К. Дебюсси.

«Лунный свет»

(из «Бергамской сюиты»); М. Минков, Ю. Энтин.

«Дорога добра»

(хоровое пение)

Знать определение

динамики, роль ди­намики в музыкаль­ном произведении,

её зависимость от

характера музыки.

Уметь определять

динамические

оттенки, различать

особенности музыкального языка, ху­дожественных

средств выразитель­ности, основные

жанры и стили му­зыки; исполнять

песню выразительно,

применяя вырабо­танные вокально-хоровые навыки.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

32-33

По

законам кра­соты

Вечные темы в художест­венных образах музыки,

изобразительного искусства

и литературы. Программная

инструментально-симфони­ческая музыка: характери­стика особенностей музы­кального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира чело­века.

М. Мусоргский.

«Балет невылупившихся птенцов»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

К. Сен-Санс. «Кар­навал животных»

Знать о неразрывно­сти и единстве со­ставляющих сторон

музыки, о средствах

музыкальной выра­зительности.

Уметь слушать, вос­производить и анализировать музы­кальные произведе­ния и их фрагменты.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

34

«В чем сила музыки» (заключитель­ный урок)

Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и раз­вития голоса, усвоения со­держания хорового и соль­ного репертуара, исполне­ния различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год.

Е. Подгайц, Л. Яков­лев. «Будем добры­ми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Пес­ня о дружбе»

Уметь применять знание теоретическо­го материала и прак­тические навыки, приобретенные в результате изуче­ния курса; опреде­лять музыкальные произведения и их авторов по фрагмен­там; выразительно исполнять произве­дения, передавая с помощью вырабо­танных вокально-хо­ровых навыков его образное содержание.




Устный

опрос.

Хоровое

пение

35

Музыка радо­стью нашей стала (кон­церт)

Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность. Мно­гообразие мира музыки. Простейшее музицирование на инструментах. Средства музыкальной выразитель­ности: мелодия, ритм, гар­мония, лад, тембр, фактура, динамика. Характеристика особенностей музыкального языка.

Разученный песен­ный репертуар (по выбору учащихся и учителя); произве­дения для слушания и анализа на усмот­рение учителя.

Уметь исполнять одно- и двухголосные произведения с аккомпанементом, a capella со сцениче­скими движениями и импровизациями на музыкально-шумо­вых инструментах (коллективно и соль­но), петь хором, зная содержание испол­няемого произведе­ния.

Устный опрос. Хоровое и соль­ное пение; импрови­зации; практи­ческая работа

5


© 2010-2022