• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка «О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте»

Методическая разработка «О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте»

Методическая разработка «О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте» рекомендована преподавателям (по классу специальность) школ искусств или музыкальных школ.Цель работы: представить методические рекомендации при выборе репертуара для обучающихся в школах искусств и музыкальных школах. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: A. Рассмотреть понятия: способность, характер, интерес ребенка; B. Дать развернутую характеристику дидактическому принципу доступности и последовательности; C. Внести обобщения в разработку и составление индивидуального плана ученика. 5.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа искусств "Ч. Порумбеску"





Методическая разработка

"О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте".









Бидяк Марина Владимировна

преподаватель по классу аккордеона









г. Бельцы, Молдова

2014 г.



Содержание:



  1. Введение.

  2. Индивидуальный подход к учащемуся при выборе репертуара.

  3. Принципы доступности и последовательности в процессе обучения

  4. Индивидуальный план ученика.

  5. Заключение.

  6. Библиография.

Цель работы: представить методические рекомендации при выборе репертуара для обучающихся в школах искусств и музыкальных школах.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятия: способность, характер, интерес ребенка;

  2. Дать развернутую характеристику дидактическому принципу доступности и последовательности;

  3. Внести обобщения в разработку и составление индивидуального плана ученика.







Введение



Еще Платон и Аристотель, трактуя вопросы художественного воспитания в своих сочинениях (носящих у обоих название "Политика"), подчеркивали роль музыки в нравственном, эстетическом и эмоциональном воспитании. Они высказывали мысль, что наиболее полное воспитательное воздействие музыка оказывает на музыкально образованного человека, и предлагали включить ее в число предметов, изучаемых в школе. "Нет сомнения, - писал Аристотель, что тем более мы подвергаемся влиянию каждого дела, чем ближе и непосредственнее участвуем в нем сами… Ясно, что только активное занятие музыкой, может иметь настоящее образовательное значение. Обучение игре на аккордеоне является у нас в Молдове одной из наиболее массовых форм такого активного занятия музыкой. Исходной предпосылкой педагога-инструменталиста, в работе с учащимися, должны быть не только овладение ими навыками исполнения на инструменте, но и овладение языком искусства, культурой музыкального звука на основе развитых навыков игры на аккордеоне. В связи с такой постановкой вопроса особое значение в учебном процессе приобретает репертуар, который является основой обучения и воспитания. Недостаточное внимание педагога к воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов. Поэтому одной из задач педагога является продуманное и целенаправленное составление интересного и разнообразного репертуара, основываясь на индивидуальных особенностях каждого учащегося.



  1. Индивидуальный подход к учащемуся при выборе репертуара

Одна из важных и трудных проблем музыкальной педагоги - выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам - это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Индивидуальность человека - его характер, интересы и способности - всегда в той или иной степени отражают пройденный им жизненный путь. Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целенаправленно организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку развитого общества. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада. Каждый из них будет отличаться от другого.

Первое, что отличает учащихся - это их интересы. Они определяются тяготением к определенному роду деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными и широкими. Вторая отличительная черта - это способности учащихся. Психология определяет способности как психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одаренностью. Высшая степень развития одаренности называется талантом. Одаренность не является неизменным врожденным качеством. Врожденные анатомо-физические особенности создающие предпосылки для успешного развития способностей могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.

Кроме интересов, способностей и одаренности ученики отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Эта индивидуальная особенность называется темпераментом. При всем разнообразии темпераментов они подразделяются на четыре вида: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на все окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также быстро охладевает. Увлекшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, " с налета". Но после первой же неудачи, если, к примеру, пьеса не получается сразу, с первого же дня, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.

Учащийся холерического темперамента также быстро на все реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако в отличие от сангвиника возбуждаемость холерика стойкая. Учащийся такого темперамента энергичен, деятелен, смело берется за разбор произведения, и, несмотря. На трудности, любит довести дело до конца. Отрицательной чертой таких учащихся является то, что он с одинаковым успехом может увлекаться как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, резок.

Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на все медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, ибо они могу быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Аккордеонист - флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираясь в нем без увлечения, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.

Только отдельные учащиеся, как исключение, имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика. В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты всех этих типов. Темперамент не обуславливает ни способностей, ни интересов человека. Неверно считать один темперамент лучше, а другой хуже. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика - сдержанности. Большую способность и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента.

Задача педагога - направлять работу учащихся так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Например, спокойствие и уравновешенность которых не хватает холерику, можно частично воспитать путем работы над медленными и кантиленными произведениями, а энергичность у меланхоликов и флегматиков - работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

Система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учеником. Она не совместима с методом "всех стричь под одну гребенку". Каждую личность характеризует неповторимое сочетание рядя врожденных и приобретенных свойств и качеств, и, только используя естественные особенности ученика, педагог может осуществить воздействие и воспитать художественную индивидуальность.

  1. Принципы доступности и последовательности в процессе обучения.

Особое значение в учебном процессе приобретает репертуар, который является основой обучения и воспитания. Недостаточное внимание педагога к воспитательной роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов. При подборе учебного материала педагог должен решить два вопроса:

  • Какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным произведением?

  • Развитию каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения?

Основным требованием, которое предъявляет современный уровень культуры к обучению, является его интенсификация. Говоря другими словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами. Прежде всего, необходима тесная связь теоретического материала с практическим освоением инструмента: учащийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний; практическая направленность знаний будет способствовать скорейшему формированию умений и переходу их в исполнительские навыки.

Типичным явлением стало несоблюдение дидактического принципа доступности, в частности, так называемое "завышение репертуара". Следует подчеркнуть, что нарушение принципа доступности, в период обучения, приводит к самым серьезным последствиям, которые трудно, а иногда и невозможно исправить. Вся беда заключается в том, что принцип доступности признается только на словах. На практике же программа нередко завышается. Причины этого явления различны, и устранит их не так легко, как кажется на первый взгляд. Проанализируем пять основных причин:

  • Формальное отношение к планам занятий, составление планов без учета индивидуальных особенностей ученика. Иногда это связано с тем, что педагог не знает методики составления индивидуальных планов или не изучил учебный материал;

  • Ошибочное определение сложности произведения. Зачастую педагог обращает внимание лишь на технические трудности произведения, не задумываясь над сложностью главного - содержания.

  • Преднамеренное усложнение программы из-за своеобразного педагогического честолюбия. При обсуждении результатов экзаменов такие педагоги, склонные к внешнему эффекту, часто говорят: "Мой ученик играл сложную программу, поэтому он достоин высшей оценки", - не понимая, что подобные рассуждения обнаруживают незнание элементарных принципов отбора учебного материала и критериев оценки исполнения. Считается также, что одно произведение, превышающее возможности ученика, обязательно должно быть включено в программу для его "роста". Таким образом, в репертуар попадает не только сложное, но и недоступное для ученика, на данном этапе, произведение, которое в результате оказывается невыученным. Но беда не только в этом: как правило, к моменту экзамена оказывается невыученной и вся программа. Следует отметить, что от завышенной по этой причине программы чаще всего страдают наиболее способные ученики.

  • Стремление учащихся играть те или иные произведения, недоступные для них, и "податливость" педагогов, мотивирующих ее тем, что ученик быстрее выучит произведение, которое ему нравится, что он будет больше заниматься и большего добьется. Подобные рассуждения, конечно, не лишены оснований, но если возможности учащегося совершенно несоизмеримы с трудностями данной пьесы, то он не сможет их преодолеть.

  • Музыкальная беспомощность педагога, неумение работать над музыкальным содержанием произведения. Вот что пишет по этому поводу В. Авратинер в работе "Методические материалы по педагогике": "Практика показывает, что работа над музыкальным содержанием произведения некоторым педагогам дается тяжелее, чем работа над техническими трудностями. Всякому педагогу иногда нечего сказать своему ученику, если технически пьеса несложна и технические трудности ученик преодолел. Стремясь прикрыть свою педагогическую беспомощность, педагог идет на завышение программы, делая это своеобразным средством самозащиты".

Но каковы бы ни были причины усложнения программы, последствия оказываются губительными. Аккордеонист, который начинает учить недоступную для него пьесу. Прежде всего, не может справиться с техническими трудностями. Разбор, выучивание текста на память - отнимает у него слишком много времени, лишая возможности проанализировать форму и содержание произведения, отработать звукоизвлечение. Нюансы, штрих и т. д. Всю эту работу учащийся откладывает на более поздний период, когда достаточно разберется в тексте произведения. Находясь в плену у непосильного для него произведения, аккордеонист не успевает уловить все ошибки на начальном этапе обучения, а потом ему уже трудно освободиться от них, так как он привыкает к несовершенному звучанию и уже не замечает погрешностей своего исполнения.

Конечно, в овладении исполнительским мастерством важную роль играют музыкальные данные ученика. Но даже талантливый человек, если он будет отдавать все время только разучиванию сложных произведений, работе над техническими трудностями, не достигнет высокого уровня исполнительства.

Талант требует очень бережного отношения к себе. Опытный педагог будет лелеять, растить талант от урока к уроку, из года в год, а не губить его непомерными трудностями.

Над непосильным произведением аккордеонист работает форсированно, с предельным напряжением. В результате такой работы неизбежна потеря качества. Понятие "потеря качества" очень емко: оно подразумевает неточное исполнение штрихов и, в конечном итоге, неверное, искаженное создание художественного образа. Но, пожалуй, прежде всего, страдает качество звукоизвлечения, а оно имеет первостепенное значение для музыканта-исполнителя.

Нарушая принцип доступности, педагог невольно сводит работу к "натаскиванию". Получив слишком сложное произведение, ученик в течение трех-четырех недель учит только текст. Проходит месяц-полтора, ученик еще путает ноты, гармонию, аппликатуру, не в состоянии следить за последовательностью изложения материала, а педагог уже начинает работать с ним над художественным содержанием пьесы. Но ученик не может выполнить требования педагога, более того - пьеса ему уже надоела. Снижается интерес к занятиям, и он неохотно садится дома за инструмент. И вот педагог, чтобы помочь ученику, начинает разучивать произведение с ним на уроке, выполняя, по сути дела, его домашнюю работу. За неделю - две до публичного выступления (зачета, экзамена) дневник ученика все еще пестрит записями педагога: "Играть без ошибок", "Играть с нюансами", "Не путать пальцы" и т. п. Такие указания и требования имеют силу слов врача, обращенных к тяжелобольному: "Не болейте!".

После того, как недоступная программа "подготовлена", т. е. выучена кое-как на память, ученика, а вместе с ним и педагога, охватывает лихорадочное волнение. Их мучает один вопрос: удастся ли сыграть без остановок?

Многие известные музыканты писали о волнении во время публичного исполнения. Явление это чрезвычайно сложное и еще далеко не изученное. Но можно с уверенностью сказать, что одна из причин волнения кроется в непомерной трудности произведения. Иногда неудачное выступление вызывает серьезные последствия: ученик начинает неуверенно чувствовать себя на эстраде, даже играя пьесы вполне доступные и хорошо выученные, он теряет самообладание от мысли, что что-то случится, что он забудет, напутает и т. п.

"Волнуются от того, что бояться забыть, забывают же от того, что волнуются". Это явление прогрессирует, концертная деятельность становится для музыканта мучением, и он вынужден ее прекратить.

  1. Индивидуальный план ученика

Одной из причин несоблюдения принципа доступности является недостаточное внимание педагога к планированию работы каждого ученика. Педагогическая практика выработала различные формы планирования, в зависимости от предмета обучения. План любой формы строится, прежде всего, на основе учебной программы. Помимо программы, индивидуальное планирование основывается на учете индивидуальных особенностей учащегося. Хочется предложить следующую форму индивидуального плана:

  • Краткая характеристика учащегося в начале полугодия. В нее должна входить оценка музыкальных данных, уровня музыкального и общего развития, психических и физиологических особенностей учащегося.

  • Индивидуальная задача на полугодие. Она должна основываться на характеристике учащегося и общей задаче обучения, изложенной в программе, быть выполнимой и конкретной, т. е. определять объем знаний, умений и навыков, которые следует получить учащемуся.

  • Инструктивный материал и музыкальные произведения, которые будут способствовать выполнению этой задачи.

Целью работы над инструктивным материалом (гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами) является следующее:

  • Развитие определенного вида техники.

  • Подготовка учащегося к преодолению технических трудностей произведения.

В первом случае преследуется цель разностороннего технического развития ученика. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники, и те элементы движения, которые встречаются в произведении.

В художественную часть репертуара следует включать различные по характеру произведения народного творчества, произведения классиков (как отечественных, так и зарубежных), зарубежных и отечественных композиторов - современников. Все произведения должны обладать несомненной художественной ценностью.

  • Заключительная часть. Она формируется в конце полугодия и представляет оценку итогов работы. На основании этих выводов педагог ставит новую педагогическую задачу на следующее полугодие.

Подобное составление индивидуального плана позволит осуществить принцип последовательности обучения.

Успехи ученика находятся в прямой зависимости от мастерства и искусства педагога. Что же является залогом успешной работы педагога? Прежде всего, доступность и последовательность требований и указаний, адресованных ученику. Взаимосвязь этих двух принципов дидактики особенно очевидна на начальном этапе обучения.

На первых же уроках пред учащимися встает множество вопросов: устройство инструмента и клавиатуры, запись звуков, посадка аккордеониста и постановка инструмента, положение рук, понятие движений меха, и т. д. Неопытный педагог требует от ученика выполнения нескольких указаний сразу. Пусть каждое из них в отдельности не вызывает затруднений, но нарушение принципов последовательности делает их невыполнимыми, ибо учащийся не может сосредоточить свое внимание на большом количестве объектов и воспринять все одновременно. Искусство педагога в данном случае будет заключаться в способности мгновенно проанализировать урок и найти то, что мешает восприятию учащегося.

Иногда вполне доступный материал становится недоступным вследствие того, что преподаватель, не добившись выполнения прежнего задания, начинает предъявлять учащемуся новые требования. В результате, в знаниях ученика образуются значительные пробелы, и он перестает понимать указания педагога. Урок в подобных случаях обычно проходит следующим образом: педагог часто прерывает игру учащегося, много говорит, а тот, смутно представляет, что же надо делать, и, привыкнув к замечаниям, уже не вслушивается в его слова.

Итак, мы выяснили. Что не только усложнение программы, но и отступления от основных дидактических установок при разучивании произведения, может привести к нарушению принципа доступности. Умение сделать материал доступным является одним из основных условий успешной работы преподавателя. В этом заключается педагогическое мастерство и искусство.

Заключение

Одной из задач в работе педагога-аккордеониста должно быть не только овладение учащимися исполнения на аккордеоне, но и развитие в ребенке любви к музыке. Необходимо научить его понимать содержание произведения и эмоционально откликаться на него, владеть культурой звука, на основе развитых навыков игры на инструменте. И чем разнообразнее изучаемый репертуар произведений. Тем больше условия для разностороннего развития учащихся.

В связи с такой постановкой вопроса, особое значение в учебном процессе приобретает репертуар, который является основой обучения и воспитания. Поэтому одной из задач педагога является продуманное, целенаправленное составление интересного и разнообразного репертуара, с учетом индивидуальных особенностей учащегося.



Библиография

  1. Липс Ф. Искусство игры на баяне.- М.,1985.

  2. Баян и баянисты: Сборник статей под ред. Егорова Б. и Колобкова С. М., 1987.

  3. Говорушко П. Основы игры на баяне. - М., 1966.

  4. Баян и баянисты: Сборник методических материалов, составление и общая редакция Акимова Ю. - М., 1974.

  5. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. - М., 1960.

  6. Завьялов В. Вопросы педагогики: Методическое пособие. - М., 1971.



© 2010-2022