Овладение фольклорной манерой пения в условиях дополнительного образования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Александров Д. М.


Овладение фольклорной манерой пения в условиях дополнительного образования


Актуальность обусловлена противоречием между высокими требованиями к уровню сценического исполнения народных песен и отсутствием организованной системой овладения фольклорной певческой манерой пения в условиях дополнительного образования.

Преемственность песенной манеры - трудная и до сих пор до конца не изученная область фольклорного исполнительства. Как известно в истории классической музыки изучением певческой техникой занимаются давно преподаватели вокала, сами певцы, музыковеды. И по сей день многие педагогические приемы голосообразования провоцируют на спор профессиональных вокалистов.

Важное значение для разработки данной проблемы имеют исследования, раскрывающие сущность и специфику учебно-творческого процесса: Н. Мешко «Школа народного пения», Л. Шамина «Искусство народного пения», Н. Бабкина «Русские народные певцы» и др. В трудах перечисленных авторов прослеживается их единодушие в главном теоретическом тезисе: совершенствование индивидуальной творческой активности достигаются системой учебно-творческого процесса, целенаправленным психолого-педагогическим воздействием.

Певческая техника всегда была на первом месте у исполнителей в народных хорах. Руководители кафедры народного хора и сольного пения Российской Академии музыки выпускали целые сборники статей, посвященные этой проблеме. По их мнению, это должно являться темой отдельного исследования. Составление принципиальных позиций представителей фольклорного движения, которое в 60-е г. прошлого века, требует времени. Потому что это касается не только расхождения точек зрения исследователей в определении народной манеры пения, но и в сознании фольклора как особого вида культуры, оценки эстетических традиционных явлений, конкретизации значения и места фольклорной музыки в настоящее время.

В настоящее время в процессе совершенствования системы дополнительного образования усиливается роль воспитания, основанного на возрождении национальных традиций, духовности и самобытности, культуры русского народа.

Овладение фольклорной манерой и местным говором - на самом деле вопрос не простой, и это не значит, что решение проблемы связано только «синтетическими версиями». Более краткий путь, лежит в усвоении синтактических, морфологических и фонетических отличительных черт местного говора и изучение совокупности составляющих местное наречие, демонстрирующего воздействия на исполнительский процесс. Не сложно заметить, что при этом, не все черты обиходной речи идентичны певческому исполнительству.

«Микроформой исполнения» можно считать внедрением аутентичного текста, являющегося исполнительским артикуляционным механизмом и соединяющего в себе музыкального и речевого интонирования. Хочется заметить, что окраска голоса и артикуляционный аппарат помогают в достижении исполнительского звука извлечения, интонируемой линии. Певческая деятельность аутентичных ансамблей это подтверждает.

Концертно-сценический стиль народного пения как особого рода публичное творчество с установкой на высокий профессиональный уровень использует особую форму контакта музыканта и слушателя, которая отличается от бытового (фольклорного) исполнения.

У народного концертного пения как бы два эстетических идеала песенный фольклор и профессиональное вокально-драматическое искусство. «Ориентирование на оба идеала требует особой диалектной точности, гибкой творческой инициативы» [4, с. 43], так как для народного концертирующего певца оба эти идеала имеют равную эстетическую ценность. Пренебрежение одним в пользу другого не только бессмысленно, но и опасно.

Список литературы.

1. Баьбкина Н. Русские народные певцы. М.: Музгиз, 1996.

2. Дирижорско-хоровое образование и исполнительство в XXI веке. Взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / под ред. М. В. Кревсун. Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2010.

3. Мешко Н. К. Искусство народного пения. М.: Композитор, 1995.

4. Моделирование дирижорско-хоровогой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. / под ред. М. В. Кревсун. Таганрог: Ступина А. Н., 2009.

5. Шамина Л. В. Школа народного пения. М.: Изд-во ВМО, 1щ997.

© 2010-2022