Авторская программа Развитие голоса

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа Развитие голоса

«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

а, прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.

1. Пояснительная записка

Голос с одной стороны это талант, природный дар, дар Божий, а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом.

Преподавание вокального мастерства - большая ответственность, так как педагог обязан не навредить.

Это сродни врачеванию, с той лишь разницей, что в дополнение к здоровью вокальному необходимо Здоровье Духовное - для полного осмысления исполнителем, своего предназначения в вокальном искусстве.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) в детских студиях дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

•Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка, настраивает на духовный, здоровый образ жизни, что становится важным аспектом профилактики асоциального поведения личности воспитанника.

Происходит формирование эстетической культуры и индивидуальных творческих способностей детей, на основе природных задатков и интересов учащихся.

Программа способствует укреплению психического и физического состояния ребёнка, укрепляет дыхательный аппарат (Огороднов Д.Е.), помогает детям в освоении иностранного языка, приобщает к культуре поведения и взаимоотношения, повышает статус ребёнка в школе и семье.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

  • Ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься вокалом.

  • Принцип построения учебного процесса предусматривает проведение конкурсного отбора и работу с детьми, обладающими высокими музыкальными и вокальными способностями.

• Программа включает в себя 4 уровня обучения: подготовительный, начальный,
углубленный, допрофессиональный.

  • Программа учитывает индивидуальные возможности детей и позволяет прокладывать индивидуальную трассу ее прохождения.

  • Преобладающими методами обучения являются индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий сохранить и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манера звукоизвлечения, подачи музыкального материала)

  • Программа помогает ребенку научиться управлять собой, добиться выразительной пластики жестов и интонации.

• Улучшение взаимодействия тандема "артист-зритель", направленное на взаимное
позитивное влияние друг на друга.

  • Программа включает в себя элементы здоровьесохраняющих и здоровьесберегающих технологий в процессе обучения пению

  • Улучшение взаимодействия тандема "артист - зритель"

  • Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции.

Индивидуальность данной программы заключается в комплексном воздействии музыки и движения на ребенка, развитии его музыкальности, пластичности, умении творчески и самостоятельно, выражать свое восприятие музыки в движениях, в пении и игре на музыкальных инструментах.

В программу обучения входят:

  • постановка и развитие певческого голоса, дыхание, умение петь соло и в ансамбле;

  • изучение основ музыкальной грамоты, развитие мелодического, гармонического и ритмического слуха;

  • сценическое движение и основы хореографии;

  • основы эстрадного пения, работа с микрофоном.

В программу вокального обучения входит не только овладение певческими навыками, но и охрана детских голосов, которая сводится:

  • к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

  • к воспитанию правильных певческих навыков;

  • к необходимому режиму во время занятий пением;

  • к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.


2. Цель программы.

  • развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через занятия вокалом.

  • формирование эстетических интересов, потребностей и способностей учащихся путем воздействия на них музыкального искусства (музыкально - ритмических движений, сольного и хорового пения).

  • раскрытие средствами вокального искусства творческой индивидуальности каждого ребенка;

  • подготовка наиболее способных учащихся к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях.

Задачи:

^Образовательные:

  • Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.)

  • Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения классической, народной, современной отечественной и зарубежной, эстрадной и джазовой вокальной музыки.

  • Обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства.


  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки).

• Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого,
опорно-двигательного и дыхательного аппарата)

• Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля.

  • Организация творческой деятельности, самообразования.

  • Развитие пластической выразительности.

  • Развитие чувства ритма и координации движений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству.

  • Способствовать формированию личностных качеств учащихся через знакомство с лучшими образцами народного музыкального творчества, русской и зарубежной классической и современной музыки.


  • Создание базы для творческого мышления детей.

  • Развитие их активности и самостоятельности обучения.

• Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в
современном обществе.

• Развитие личностных коммуникативных качеств. Здоровъесохраняющие
(здоровьеразвивающие):

  • Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а так же совершенствованию здоровья детей.

  • Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.

• Развитие и совершенствование тонкой артикуляционной моторики и четких
кинестетических движений.

  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

  • Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа жизни

Обучающие задачи:

подчинены магистральной дидактической стратегии - формированию у учащихся основных певческих навыков, включающих:

  • певческое дыхание на опоре;

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

  • высокую вокальную позицию и точное интонирование;

  • вокальный слух;

  • кантилену;

  • дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию;

  • орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи, ••исполнительские способности.

Развивающие:

  • способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся;

  • формировать художественный вкус, широкий кругозор, чувство стиля;

  • способствовать развитию эмоциональной сферы.

з. Учебно - тематический план.

Первый этап обучения:

№ раздела

и темы

Название разделов и тем

Форма занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение, знакомство с голосовым

аппаратом.

Использование певческих

навыков.

групповая

10

3

7

2.

Знакомство с различной манерой

пения.

Вокальные навыки.

Групповая индивидуальная

15

3

6 6

3.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

Групповая индивидуальная

20

4

10 6

4.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

Групповая индивидуальная

25

4

11 10

5.

Сценическая хореография.

Групповая индивидуальная

15

2

8

5

6.

Вокально-хоровые навыки - в исполнительском мастерстве.

Групповая индивидуальная

20

2

10 8

7.

Ансамбль:выстраивание,унисон, Многоголосие,голосоведение.

Групповая индивидуальная

20

2

15 3

8.

Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

Групповая индивидуальная

19

4

5 10

Итого часов:

144

24

120

Второй этап обучения:

№'* раздела

и темы

Название разделов и тем

Форма занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение, знакомство с голосовым

аппаратом.

Использование певческих навыков.

Групповая индивидуальная

20

5

10

5

2.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.

Групповая индивидуальная

25

4

12 9

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения. Движения под музыку.

Групповая индивидуальная

20

2

10 8

4.

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

Групповая индивидуальная

20

4

13

3

5.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

Групповая индивидуальная

25

5

8

12

6.

Сценическая хореография.

Групповая индивидуальная

20

4

10 6

7.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Групповая индивидуальная

40

6

20 14

8. I

Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.

Групповая индивидуальная

46

5

30 11

Итого часов:

216

35

181

Третий этап обучения:

№ раздела

и темы

Название разделов и тем

Форма занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

Групповая индивидуальная

20

5

10

5

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

Групповая индивидуальная

25

5

14 6

3.

Знакомство с произведениями

Различных жанров, манерой исполнения.

Групповая индивидуальная

25

5

8

12


Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Знакомство с многоголосным пением.

Освоение исполнения бэк-вокал.





4.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

Групповая индивидуальная

20

4

8 8

5.

1

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

Групповая индивидуальная

30

4

14

12

6.

Сценическая хореография.

Групповая индивидуальная

20

4

10 6

7.

Развитие певческого аппарата. Работа над певческим дыханием.

Групповая индивидуальная

35

6

20 9

8.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Групповая индивидуальная

41

5

20 16

Итого часов:

216

38

178

Четвёртый этап обучения:

№ раздела

и темы

Название разделов и тем

Форма занятий

Количество часов

всего

теория

практик а

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом, Использование певческих навыков. Свободное физиологическое звучание голоса; Сформированность тембра;

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Групповая индивидуальная

25

4

10 11

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Чистота интонации;

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

Групповая индивидуальная

30

4

10 16

3.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Групповая индивидуальная

25

5

10 10


Осмысленность исполнения

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Знакомство с многоголосным пением.

Освоение исполнения бэк-вокал.





4.

Использование элементов ритмики,

сценической культуры.

Движения под музыку.

Чувство стиля;

Умение сопровождать исполняемые

песни танцевальными движениями;

Групповая индивидуальная

20

2

4

6

12

5. -<•

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Смешанный тип дыхания;

Вокально-хоровая работа.

Чувство ритма;

Нотная грамота.

Групповая индивидуальная

30

4

10 16

6.

Сценическая хореография.

Групповая индивидуальная

20

2

10 8

7.

Развитие певческого аппарата. Хорошая дикция и артикуляция;

Групповая индивидуальная

25

2

10 13

8.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Групповая индивидуальная

41

5

16 20

Итого часов:

216

28

188

4. Содержание дополнительной образовательной программы:

Классификация программы.

Образовательная программа "Развитие голоса" реализовывается в студии "Сюрприз" муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 23» и рассчитана на детей 6-17 летнего возраста, имеющих вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству. Программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях), уроки актерского мастерства, включает в себя оздоровительно-коррекционные упражнения (Емельянов В.В.) для всех обучающихся, так и индивидуальное обучение талантливых, детей по усложненной программе.

Структура программы.

Образовательная программа " Развитие голоса " включает четыре уровня:

  1. Подготовительный - 1 -2 год обучения (2-3 часа в неделю).

  2. Начальный - 1-2 года обучения (2 часа в неделю).

  3. Углубленный - 2 года обучения (Зчаса в неделю).

  4. Допрофессиональный - 1 год обучения (3 часа в неделю).

Программа обучения комплексная и осуществляется поэтапно:

1-2 этап - эстрадно-вокальная, народная, академическая постановка голоса. Занятия проводит педагог по вокалу. Учащиеся узнают и обретают:

  • основы вокальной техники,

  • сценическое мастерство,

  • музыкальные задатки, получая начальную базу умений и навыков, необходимых исполнителю.

3-4 этап - обучение по комплексной программе студии, состоящей из предметов, взаимодополняющих друг друга:

  • совершенствуют технику эстрадного ансамблевого исполнительства,

  • получают сценическое развитие,


  • учатся грамотно, ярко и эмоционально подавать исполняемый материал. Каждый учащийся:

  • овладевает техникой сольного исполнительства,

  • раскрывает свой максимально яркий тембр голоса,

  • учится органично и грамотно исполнять сольные произведения,

  • работает с микрофоном.

Занятия индивидуальные - 1-2 раз в неделю.

Сольфеджио:

• изучают музыкальную грамоту,

  • развивают музыкальные способности - мелодический, звуковысотный и гармонический слух, ладовое чувство и т.п.,

  • учатся петь по нотам.

Ритмопластика - учатся сценическому движению:

  • узнают и осваивают технику классической и современной хореографии,

  • сценической пластики,

  • учатся чувствовать двигательную природу музыки,

  • танцевать во время исполнения песен.

Важнейшими принципами работы педагогов с учениками являются индивидуальный подход, а также систематичность и упорядоченность обучения. В течение всего срока обучения педагог должен работать над устранением певческих дефектов каждого ученика. Особого внимания требует обучение детей в мутационный период.

Содержание программы:

Программа имеет четырёхуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

Первый этап обучения.

"ЗВУЧАЩИЙ МОИ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй этап обучения.

"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ...". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Третий этап обучения.

"ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!" Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Четвёртый этап обучения.

" Я НАСТОЯЩИЙ АРТИСТ! " Разучивание и отработка ритмопластических движений, сопровождающих исполняемые песни - педагог работает с детьми над умением сконцентрироваться при выступлении на сцене, над развитием способности с помощью движений эмоционально доносить до зрителя содержание и характер исполняемых песен.

Усвоение специфических вокальных приёмов с учётом вокальных особенностей ученика. Выполнение упражнений на устранение горлового зажима. Развитие индивидуальных вокальных данных ученика. Фразировка, использование средств музыкальной выразительности в исполнении музыкальных номеров.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение "сольфеджио" допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом -голосом.

Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо

«3&т&од§яка. "водошь." ш^те кж «иие. ^йшш «. nam. See. «а ъхдм&ца&я. щжтш.ш

смысл занятиям вокальной студии.

5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий' качественно- результативный показатель
ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

В основу программы «Развитие голоса» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;


  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы «Развитие голоса» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 8 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов _ теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного и репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию

при их произношении; на уроках литературы - формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

6. Список литературы:

Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М: Владос, 2000. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. Тельчарова Р.А. "Уроки музыкальной культуры" М.,1991 г.

Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей. М.,1999 г.

Школяр Л.В."Музыкальное образование в школе" М.,2001 г. В. Емельянов, И. Трифонова. Развивающие голосовые игры I уровень С-П6Д99. Ветлугина Н.А. "Методика музыкального воспитания в детском саду", М., "Просвещение", 1989г.

Емельянов В.В. "Фонопедический метод развития голоса", 1999 г. Метлов Н.А. "Музыка детям", М., "Просвещение", 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина СМ. "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет", М., "Просвещение", 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина СМ. "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 - 7 лет" М., 1988 г.

Стулова Г.П. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению", М., Издательство "Прометей", МГПУ им. В.И.Ленина, 1992 г

Емельянов В.В. Развитие голоса- СПб.:Издательство «Лань», 2003.

Огородное Д. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972

Огороднов Д.Е. "Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой". Свердловск. 1981

Емельянов В.В. Развитие голоса (координация и тренинг). - СПб., 2007. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н. Иванова. -Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Репертуар

Первый этап:

  • Р.н.п. «Масленица»

  • Р.н.п. «Заинька»

  • Р.н.п. «Берёзонька»

  • Р.н.п. «Ручеёк»

  • «Ох,Серёжка!» М.И. Верещагина

  • «Купите мне тигрёнка» - муз и слова С. Осадчего

  • «Гномики» - Муз. и ел. К.Костина

  • «Мир похож на цветной луг» ел. М. Пляцковского Муз. В. Шаинского

  • «Кашалотик» Муз. Р. Паулс Слова И. Резника

  • «Песня о волшебниках» ( к/ф Новогодние приключения Маши и Вити Музыка Г.Гладкова, слова В.Лугового)

  • «Веселый музыкант» А. Филиппенко - Т. Волгина

  • «Вот какие чудеса!» А. Филиппенко - Н. Берендгоф

  • «Мистер Жук» Г. Гладков - Дж. Чиарди, пер. Р. Сефа

  • «Песенка Умки» (из мультфильма "Умка ищет друга", Е. Крылатое - Ю. Яковлев)

  • «Про бабушку» Б. Савельев - А. Хаит

  • «Пешки-ложки» Ю.Турнянский, В.Приходько

  • «Почемучки» Л.Туркина

  • «Пряничная песенка» А.Журбин, П.Синявский

  • «Ты не унывай» муз.О.Макушиной,сл. Г.Мовчан


  • «Первоклашка» слова Ю. Энтин, музыка В. Шаинский (из кинофильма "Утро без отметок")

  • «Приходи ко мне играть» Г.Цкипурашвили, Т.Чичинадзе

  • «Веснушки» - Д.Кузнецова

  • "Песенка про песенку" муз. и ел. А.Петряшевой

Второй этап:

  • «Лучики надежды и добра» - муз и слова Е. Войтенко

  • «Все на футбол!»муз.В.Осошник,сл.Н.Осошник

  • «Лимонадный дождик» муз. К. Костина ел. К. Костина, А. Воробьева

  • «АИСТ НА КРЫШЕ» музыка Д. Тухманова Слова А. Поперечного

  • «Котенок» В. Семенов - В. Барускас, пер. с литовского С. Козлова

  • «Мы вместе» К.Ситник

  • Р.н.п. « Я на горку шла»

  • Р.н.п. «Субботея»

  • Р.н.п. «Гармонист Тимошка»

  • Р.н.п. «Во поле берёзка стояла»

  • «Капитошка» муз.В.Осошник,сл.Н.Осошник

  • «Россия» ел. и муз.А.Воробьёва

  • «Люси» ел. и муз. О. Газманова


  • «33 коровы» (из телефильма "Мэри Поппинс, до свиданья!", М. Дунаевский Н. Олев)

  • «Четыре таракана и сверчок» (итальянская народная песня, русский текст Р. Виккерса)

• «Белые кораблики» (из кинофильма "Площадь Картонных Часов", В. Шаинский -
Л. Яхнин)

  • «Волшебная страна» А.Варламов

  • «Песенка о лете» (из мультфильма "Дед Мороз и лето", Е. Крылатов - Ю. Энтин)

  • «Родная песенка» Ю. Чичков - П. Синявский

  • «Моя Россия» муз.Г.Струве, ел.Н.Соловьёвой

  • «Неприятность эту мы переживем» слова Аркадий Хаит, музыка Б. Савельев(из мультфильма "Лето кота Леопольда")

  • «Спляшем, Ваня» К.Борисенко

  • «Фонари» К.Шипулина

  • «Оранжевая песня» К. Певзнер - А. Арканов и Г. Горин

  • «Отчего на голове не растут цветочки...» ел. и муз. Баранова

етий этап:

  • Р.н.п. «Валенки»

  • Р.н.п. «Во саду ли в огороде»

  • Р.н.п. «Балалаечка»

  • Р.н.п. «Ярмарка»

  • «Васильковая страна» муз.В.Осошник ,сл.Н.Осошник

  • «Дорога к солнцу» муз.К.Брейтбург,В.Крутских,сл.А.Кавалерян,В.Крутских

  • «Иван Купала» муз.В.Осошник ,сл.Н.Осошник

  • «Песенка про папу» муз.В.Осошник ,сл.Н.Осошник

  • «Маленький блюз» муз.и ел.И.Орехова

  • «Двойка в дневнике» Слова Э. Мошковская. Музыка Б.Шнапер

  • «Песня о Саранске» муз.С.Каштанова ел.И.Кузьмина

  • «Песня о Мордовии» ел.и муз.А.Панишевой

  • «Раз, два, три» - Шоу-группа "Улыбка"

  • «Остров Мальта» - Е.Кантарович

  • «Синий краб» Ю. Устинов - Вл. Крапивин

  • «Незнайка» муз и слова С. Осадчего

  • «Русская изба» Е. Птичкин - М. Пляцковский

  • «Из чего наш мир состоит?» Б. Савельев - М. Танич

  • «Мамины глаза» Е. Мартынов - М. Пляцковский

  • «Монолог сына» ел. и муз. В. Егорова

  • «Это знает всякий» (из телефильма "Приключения Электроника", Е. Крылатов -Ю. Энтин)

  • «Где водятся волшебники» (из кинофильма "Незнайка с нашего двора", М. Минков

- Ю. Энтин)

  • «До чего дошел прогресс!» (из телефильма "Приключения Электроника", Е. Крылатов - Ю. Энтин)

  • «Мы маленькие дети» (из телефильма "Приключения Электроника", Е. Крылатов -

Ю. Энтин)

• «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (из мультфильма "Тридцать восемь

попугаев", В. Шаинский - Г. Остер)

  • «Все дети на планете» Д. Львов-Компанеец - С. Богомазов

  • «Орлята учатся летать» А. Пахмутова - С. Гребенников и Н. Добронравов

  • «Пусть всегда будет солнце» А. Островский - Л. Ошанин

  • «Спит ангел» муз.В.Осошник ,сл.Н.Осошник

  • «Новый день придёт» муз.А.Ермолова Сл.А.Бочковской

  • «Ушаковцы» ел. и муз.С.Терханова

  • «Школьный домовой» ел. и муз.С.Терханова

  • «Кизень пиземе» А.Панишевой (мордовская эстрадная песня)

  • «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова» сл.Ф.Лаубе,муз. неизв.автора

  • «Песенка о лете» Е.Крылатов : Ю.Энтин

Четвёртый этап:

  • Р.н.п. «В роще пел соловушка»

  • Мордовская народная песня «Пазчанготь»

  • Р.н.п. «Гармонь моя»

  • Р.н.п. «Выйду на улицу»

  • «Маменька» слова А. Поперечного, музыка неизв. Автора

  • «Белая сирень» В.Евзеров

  • «Шарманка» ел. В.Евзерова,муз.И.Крутого

• «Родная земля» ел.Л.Дербенёва, муз.В.Добрынина
** • «Мама» О.Газманова

  • «Вай дали» Л.Сптркина (мордовская эстрадная песня)

  • «Авинем» Л.Сптркина(мордовская эстрадная песня)

  • «Инсяк ансяк» А.Панишевой(мордовская эстрадная песня)

  • «Телесь сась» А.Панишевой (мордовская эстрадная песня)

  • «Тон Ванат» А.Панишевой (мордовская эстрадная песня)

  • «Саран ош» А.Панишевой (мордовская эстрадная песня)

  • «Песенка студента» М.Леонидов

  • «Россия» К.Романец

  • «Счастью руку подай» Р.Введенский

  • "Звёздная ночь"муз. и сл.Ж.Колмагоровой

• «Подари улыбку миру» слова Ольги Сазоновой, музыка Владимира Львовского

  • «Мир не прост» В.Добрынин

  • «Лунная мелодия» музыка К.Брейтбург,сл. К.Кавалерян

  • «Дети солнца» муз.Крылатов Е., сл.Энтин

  • «Школа» В.Игонькин

© 2010-2022