• Преподавателю
  • Музыка
  • Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»

Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»

Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе» является своеобразным обобщением многолетней педагогической работы учителя музыки Поповой Ю.Е. Главной идеей Проекта является то, что урок музыки должен стать «Уроком радости», на который ребенок будет спешить всегда. А какими средствами можно этого достигнуть в достаточно короткий временной отрезок подробно изложено в содержательно-практической части данного Проекта.Проект прошел апробацию в 2012-2013 учебном г...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название проекта:

«Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»


Проект составила: Попова Юлия Евгеньевна

МОУ Юго-Камская средняя общеобразовательная школа

Пермского района



Актуальность проблемы


Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание песен, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Детям необходимо развивать творческое мышление, что-то придумывать. Не во всех учебных дисциплинах это возможно реализовать, а музыка - это один из немногих учебных дисциплин, где творчество находится на одном из главных мест.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.


Определение предмета исследования


Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику.

Многие цели и задачи будут решены, если дать возможность детям проявлять своё творчество и свою индивидуальность.

Занимаясь творческой деятельностью на уроках музыки, несколько меняя их традиционное содержание, хочется развивать способность творить как в коллективе, так и индивидуально, повышая креативность детей.

Формулировка проблемы:


В наше время дети много времени уделяют компьютеру. Им не интересны некоторые предметы в школе. Они редко выступают на сцене, неохотно участвуют в музыкальных конкурсах и мероприятиях, т.к. недостаточно раскрепощены и неуверенно чувствуют себя на сцене. Поэтому этот проект направлен на устранение этих проблем.

Воспитательная ценность творчества ребёнка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволит учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка. Творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Благодаря творческому воображению и происходит духовное обогащение ребёнка. Урок музыки должен стать «Уроком - РАДОСТИ», а внеклассные мероприятия - ПРАЗДНИКОМ.

ЦЕЛЬ: Выстраивание системы преподавания на уроках музыки в первом классе, направленную на развитие творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Корректировать программу по музыке через изменение музыкального материала.

2. Разработать и апробировать новые формы организации занятий (ярмарка талантов, урок-путешествие, урок-сюрприз, урок-концерт, урок-игра).

3. Апробировать новые приёмов работы (диалог, «лови ошибку», «радуга песен и музыкальных произведений», «музыкальное королевство», «песенный штурм», «я - композитор», пластическое пропевание, внутреннее проигрывание, «музыкальные картинки», «назад в прошлое», «верю не верю», «Угадай-ка», дискуссии).

4. Развитие мотивации познавательного интереса к данной деятельности.

5. Сделать детей более раскрепощёнными в исполнении песен.

6. Обеспечить связь предметных умений с внеурочной работой.


Механизм реализации проекта

1 этап:

1) Изменение музыкального материала урока (подбор песен, замена старого песенного материала на более современный).

2) Яркое, эмоциональное исполнение песни учителем либо детей из старших классов.

3) Беседа о содержании и характере песни.

4) Краткий рассказ об авторе и композиторе.

5) Научить детей не просто исполнять песню, а уметь инсценировать её придумать и поставить подходящие движения по смыслу.

6) Провести беседу на родительских собраниях о том, как помочь детям сделать необходимые костюмы, музыкальные инструменты из подручного материала, декорации для праздничных выступлений.

7) Развивать мотивацию познавательного интереса к данной деятельности.

2 этап:

При работе над песней необходимо, во-первых, её эмоционально исполнить, задать детям вопросы о том, какой характер, о чём она, как лучше её исполнять сидя или стоя, что должно быть «написано» на лице ребёнка (веселье, радость, праздник, либо печаль, сострадание. Например: песня Г.Струве «Пёстрый колпачок» шуточная, озорная и песня того же композитора «Рыжий пёс» грустная и печальная).

Далее немного рассказать об авторах песни (некоторые факты из биографии, название лучших произведений написанных ими).

После этого идёт этап работы над вокально-хоровыми навыками: интонацией, дикцией, артикуляцией, ритмическим рисунком, динамикой, ансамблем звучания, возможно двухголосием. На протяжении всей вокально-хоровой работы учитель постоянно должен напоминать о характере песни, для того, чтобы на лицах детей была мимика соответствующая характеру и содержанию песни.

Далее следует работа над подбором движений. Вначале года на примере трёх, четырёх песен учитель может показать сам или с помощью старшеклассников песни, где движения уже придуманы и попробовать с первоклассниками внести другие элементы (например: изображая собаку можно показать правой рукой хвост, повиливая им, а можно с помощью двух кистей изобразить ушки собаки). На последующих уроках дети пытаются изобразить сюжет песни самостоятельно, но учителю необходимо корректировать их и подвести к общему мнению, т.к. вариантов показа героев песни, событий и т.д. может быть столько же, сколько детей. Выбираются те движения, которые наиболее точно могут показать сюжет песни.

После этого следует изготовление костюмов. Они могут быть очень просты: очки для дедушки, колпачок для гнома, шапочки-ободочки различных животных и т.д. Не обязательно для каждой песни делать атрибуты. Что касается праздничных выступлений, то они просто необходимы, т.к. исполнение будет более насыщенным и радостным как для детей, так и для гостей. В некоторых песнях (особенно в русских народных) необходимы шумовые инструменты. Т.к. в школе их практически нет, можно изготовить инструменты самостоятельно и с помощью родителей. Например, в железную банку из под кофе насыпать разную крупу: рис, гречу, манку и др. на выбор, которые будут звучать все по разному. Также можно положить камешки в пластиковые бутылочки, барабаны заменить банками из под краски, палочки обыкновенными карандашами. Тихонько ударяя по стеклянной бутылке чайной ложкой можно услышать примерный звук треугольника. А бутылки, наполненные разным количеством воды, если в них подуть, могут заменить духовые инструменты.

Дальнейшим этапом будет подбор декораций и их изготовление. Здесь также можно прибегнуть к помощи классного руководителя, старшеклассников, родителей и конечно непосредственно задействовать самих детей.

Конечным этапом будет работа с детьми на концертной сцене: построение, выход, уход друг за другом со сцены и конечно правила поведения во время концерта в зале или за сценой.

3 этап:

На данном этапе следует проверка усвоения материала.

В школе музыка начинается со второй четверти. Поскольку в первом классе без отметочная форма обучения, домашние задания не задаются, оценка результатов производится таким образом:

1.Заменить оценку «5» можно наклейкой в дневник ученика, либо нарисованной звёздочкой в графе оценки по музыке.

2.Оценка «4» означает нарисованное солнышко.

3. Те дети, у которых не всё хорошо получается можно стимулировать: «У тебя сегодня немножко не получилось, но на следующем уроке обязательно будет намного лучше» или просто погладить по голове, со словами надежды в успех на будущее.

4. Детям, которые были самыми артистичными на уроке, предлагается по желанию как настоящим артистам выступить перед всем классом.

5. Обязательно похвалить тех, кто этого заслужил.

6. Стимулирование детей происходит тогда, когда учитель выбирает группу детей из класса или параллели, которые выступят на школьном или общепоселковом мероприятии (группы должны меняться, т.к. детям хочется выступать практически всем и они «тянутся» за наиболее успешными).

7. Чтобы дети хотели показать своё творчество, можно предложить выступить с небольшими концертами в классах параллели, а также в д/садах.

Лучшей оценкой достигнутых результатов для учителя и учеников является положительный настрой на уроке, создание благоприятной, доверительной, радушной атмосферы. Урок музыки должен стать уроком «РАДОСТИ» для учеников.

МАСШТАБ ПРОЕКТА.


Проект рассчитан на 2, 3, 4 четверть 2012-13 учебный год

Проект реализуется на базе Юго-Камской СОШ (модуль начальной школы).

Участники проекта: 1. Учитель музыки - Попова Ю.Е.

2. Ученики первых классов.

3. Учителя первых классов.

4. Родители первоклассников




План реализации проекта



Мероприятие

сроки

Результат, ответственный

1.

Разработка проекта

февраль, март 2012г.

Попова Ю.Е.

2.

Подбор музыкального материала

апрель 2012г

Попова Ю.Е.

3.

Проведение родительских собраний 1 «А» и 1 «Б» кл

май 2012г.

Мальцева Н.М.,

Попова Ю.Е.

4.

Подбор и изготовление детских музыкальных инструментов

май - август 2012г.

Родители,

Попова Ю.Е.;

каталог необходимых материалов

5.

Наброски костюмов и декораций

май - август 2012г.

Родители,

Попова Ю.Е.;

каталог необходимых материалов

6.

Разработка мониторинга

сентябрь 2012г.

Попова Ю.Е.;

сводная ведомость

7.

Проведение уроков

ноябрь 2012 - май 2013г.

Попова Ю.Е.;

тематическое планирование

8.

Проведение мониторинга

декабрь 2012г.,

май 2013г.

Попова Ю.Е.;

отчет

9.

Проведение внеклассных мероприятий:

  1. Посвящение в первоклассники»

  2. «Прощание с Азбукой»

  3. «Новогоднее представление»

  4. «День Защитника Отечества»

  5. «Женский праздник»

  6. «День именинника»

  7. «Все порадуйтесь за нас, перешли мы во второй класс!»


сентябрь 2012г - май 2013г.

Сентябрь 2012г.

Ноябрь 2012г.

Декабрь 2012г.

Февраль 2013г.

Март 2013г.

Апрель 2013г.

Май 2013г.

Классные руководители, Попова Ю.Е.,

отзывы родителей

10.

Реализация проекта в летнее время отряд «Затейник»

Июнь 2013г.

Проект «Затейник»;

отчет о работе отряда, отзывы детей и воспитателей






Мониторинг

Мониторинг проводится два раза в год (декабрь и май месяц). Для проверки результатов работы были выделены следующие виды музыкальной деятельности:


  1. Четкость интонации

  2. Артикуляция

  3. Чувство ритма

  4. Дикция

  5. Эмоциональность

  6. Умение инсценировать песню и держаться на сцене.

Мониторинг проводится учителем визуально: результаты оценивает как сам, так и с помощью детей, которые характеризуют одноклассника по всем видам деятельности.


Результаты мониторинга за 2012-13 уч.год


(в.д. - вид деятельности)


класс

1в.д.

2в.д.

3в.д.

4в.д.

5в.д.

6в.д.

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

46%

71%

29%

72%

59%

88%

42%

83%

30%

90%

15%

86%

38%

21%

63%

25%

32%

12%

42%

16%

63%

8%

20%

7%

16%

8%

8%

3%

9%

0%

16%

1%

7%

2%

65%

7%




42%

72%

42%

81%

70%

89%

55%

66%

59%

82%

45%

78%

46%

20%

50%

17%

25%

11%

37%

29%

17%

16%

26%

18%

12%

8%

8%

2%

5%

0%

8%

5%

24%

2%

29%

4%

По результатам данного мониторинга видно, что дети добились положительных результатов во всех видах деятельности.

По средствам творческих заданий (предлагаемых детям во время урока), почти у всех учеников, я добилась внутренней раскрепощённости, пробуждая в них творческую фантазию.

Если в начале года охотно шли на контакт (самостоятельно придумывали движения к песне, сюжет, инсценировку, костюмы и музыкальные инструменты) примерно 25% учащихся, то к концу года в творческий процесс включилось порядка 80% детей.

Уверенность ребёнка в творческой деятельности на уроках музыки возникает из полученных знаний, умений, навыков. Постепенно приобретая их, дети научились ими пользоваться. Приобретённые профессионально - практические навыки (интонация, певческое дыхание, фразировка, метроритм, динамика, дикция), всё это успешно нашло применение, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Все достигнутые результаты были представлены во внеурочных мероприятиях. Помимо представленных в проекте (которые были проведены все), дети участвовали районном конкурсе «Ступени», общепоселковом празднике «День Защиты детей», а также на родительских собраниях, концертах на параллелях.

Родители и учителя, положительно отзывались о выступлении детей, отмечая их эмоциональность, артистичность, раскрепощённость, уверенность, творческий подход к исполняемым произведениям.

Одним из подтверждений результатов стало то, что дети стали проявлять инициативу самостоятельно : «Я хочу выступать…», «Можно мне принять участие…» и т.п.

Задачи на ближайшее время


Подводя итоги реализации данного проекта, следует систематизировать данную форму на 2-4 год обучения по предмету музыка.

С особо одаренными детьми продолжить работу на летней оздоровительной площадке в отряде «Затейник», где они будут задействованы в качестве ведущих, артистов, в проведении мероприятий, чтобы и дальше успешно развиваться в творческой и исполнительской деятельности.



Можно считать, что проект реализован успешно.



Вот такие мы артисты!



Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»


Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»


Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»

Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»

© 2010-2022