Детское творчество на занятиях кружка вокала

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детское творчество на занятиях кружка вокала

из опыта работы руководителя образцовой шоу-группы

«Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.

(Можно ли научить творчеству?)

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень. К сожалению, современная школа еще очень часто обучение сводит к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. На наш взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого есть свои способности и таланты. Просто кого-то из них недоучили, недоразвили.

Кружковые занятия вокала располагают к возможностями для творчества, созидания, так как музыка является предметом сотворчества на уровне личности учителя и ученика, композитора, исполнителя, слушателя. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным. Поэтому школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик - это слушатель и исполнитель и важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Составляющие творческого процесса: цельность восприятия; способность воспринимать художественный образ целиком; оригинальность мышления; способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств; гибкость, вариативность мышления; легкость выдавать идеи, мысли; работа подсознания, необходимая составляющая для любого творческого процесса; способность к оценочным действиям; воображение, фантазия; способность не только воспринимать, но и создавать образы. Задача творческого развития младших школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать способности, а с другой - формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Дети от природы наделены способностями. Взрослым, педагогам нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей детей.

Формирование музыкально-творческих способностей

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка.

Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:

  • Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий может служить пьеса Ройтерштейна М. «Кукушка и дятел», «Эхо».

  • Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. В условиях музыкальной игры «Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрываются музыкально-творческие способности учащихся младших классов.

  • Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня-игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».

Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:

  • Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!», «Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.

  • Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук-тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй -словесно, с ритмическим сопровождением.

  • Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение к рассказу собственного сочинения, который ориентирует их на передачу изменения темпа. Например, «После дождя цапля шла к своей любимой поляне, широко перешагивая через лужи. Неожиданно она остановилась, так как увидела, что на пригорке разгуливает лиса взад-вперед, взад-вперед. Но лиса, заметив цаплю, быстро побежала в лес, так как знала, что подойди к ней цапля. Ей пришлось бы расплачиваться за вчерашнее коварство на болоте». При выполнении этого задания ребята закрепляют ощущение известных им ритмических единиц и развивают представление о темпе как средстве выразительности

Задание 1. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами. Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.

Задание 2. Драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей и т.д.

Задание 3. Путешествие в сказку "Кот, петух и лиса" и "Теремок". Учащиеся должны были найти в сказке все возможные моменты для творческих импровизаций. Это развивает у них творческое воображение, мышление, фантазию.

Загадочный мир звуков

Определяем свойства звука, развиваем динамический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма.

Задание 1.

Рассмотри и назови, когда ты слышишь шумовые звуки, а когда музыкальные.

Сила звука и динамический слух

Сила любого звука составляет одно из важних его свойств. Динамические оттенки - это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая песня, мелодия звучит выразительно.

f-форте - громко

mf-меццо-форте - чуть тише, чем форте; умеренно громко

p-пиано - тихо mp меццо-пиано - чуть громче, чем пиано

sf-сфорцандо - внезапно громко

Вот как в форме игры можно научить детей легко запомнить музыкальные термины:

Жил кот Василий, ленивый был кот

Острые зубы и толстый живот.

Очень p (тихо) он ходил

f (громко) настойчиво кушать просил

mp (не очень тихо) на печке храпел,

вот и все, что он делать умел

Кот как - то раз видит сон вот такой -

Будто затеял с мышами он спор,

f (громко) крича он их всех исцарапал

своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши p (тихо) взмолились

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость

mf (не очень тихо) вскликнул кот: "Брысь!",

И в рассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш

кот спал, происходило вот что).

Мыши p (тихо) вышли из норки

f (громко) Хрустя съели хлебные корки

mp (не очень тихо) cмеялись над котом

Они ему хвост завязали бантом

Василий проснулся, чихнул, к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались

.До вечера f (громко) над ним потешались

Высота звука

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой звук от музыкального.

Задание.

Предложить ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Играя движение мелодии вверх или вниз, попросить узнать, куда пошла мелодия песни. Затем задание усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, попросить ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

Длительность звука и чувство ритма

Длительность - одно из важных свойств звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Задание. Игра «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Тембровая окраска и тембровый слух

Тембр - окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный.

Задание. Игра «Определи инструмент»

Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.

Ход игры: Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Учимся восприятию музыки

Учимся слушать и слышать музыку, развиваем музыкальную восприимчивость. Тренируем слуховое внимание

Задание.

Слушаем тишину (какие звуки различаются в комнате, откуда они доносятся, какие из них более громкие, какие едва слышны, какие звуки слышны на улице, кто подал голос, какие звуки понравились, а какие совсем неприятны).

Задание.

Под звуки погремушки дети легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть.

Задание.

Пропеть знакомую песню вместе с детьми, но с определенным условием: каждый ребенок должен вовремя вступить и пропеть свою фразу (кто-то начинает, следующий подхватывает и поет свою фразу, последний завершает).

В гости к музыке

1) Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое;

2) Лучше выбирать для слушания небольшие произведения;

3) Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи;

4) Слушать вокальную музыку легче;

5) Инструментальная музыка не менее интересней;

6) Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений;

7) Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием;

8) Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Задание.

Прослушать музыкальные произведения и поговорить о музыке:

«Полька», П.И. Чайковский (как меняется характер музыки, тихонько прохлопайте под музыку).

«Клоуны», Д.Б. Кабалевский (почему она так называется, нарисуйте картинку к этой пьесе).

«Сказочка», С.С. Прокофьев (сразу ли начинает рассказчик свой рассказ).

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Марш солдатиков» Р.Шуман, марш из «Детской музыки» С.С. Прокофьев (чем отличаются).

Игры с музыкальным сопровождением

Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

Песня-игра "Слово на ладошке", (музыка Е.Попляновой, стихи Н. Пикулевой):

Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в СЛОВО!

Варианты:

Учитель называет слово (ма-ши-на), а дети их прохлопывают, затем пропевают, либо одновременно.

Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.

Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и пропевается остальными ребятами.

Творчество при восприятии музыки

Задание.

Предложить ребенку передать свои впечатления о музыке каким-либо рисунком.

Задание.

Предложить украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

Песенное творчество

Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (мяукает котенок), то более низкие (мяукает кошка).

Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

Петь свое имя на двух звуках, передавая разнообразные интонации.

Певческая перекличка.

Закончить мелодию.

Сочинить песню.

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Задание.

Предложить исполнить под красивую мелодию танец прекрасного цветка -розы.

Задание.

Предложить детям:

 нахмуриться как (король; ребенок, у которого отняли игрушку);

 улыбнуться как (вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнце, младенец матери)

 сесть как (пчела на цветок, обиженная собака, поросенок на кактусе, наездник на лошади)

Задание.

Предложить с помощью платка изобразить: бабочку, лису, принцессу, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.

Заключение:

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Кружковое занятие -- это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

11



© 2010-2022