Презентация. Лекция-концерт по теме: Г. В. Свиридов. Альбом для детей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Альбом для детей»

Г.В.Свиридов













Подготовила Извекова Наталья Анатольевна

Преподаватель «Железногорской детской школы искусств»



2015г.

(Слайд 1) Радостно сознавать, что Курская наша земля богата замечательными людьми. Важно отметить, что Курская земля - это неотъемлемая, корневая и центральная область русского этноса. Не случайно в наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели , композиторы, полководцы, государственные деятели, художники.

В середине и во второй половине XIX в. В Курске жили известные живописцы В.Г. Шварц, К.А. Трутовский, Л.М. Соломаткин.

Всесоюзную, всероссийскую, а то и международную славу снискали Курску певица Надежда Плевицкая и другие.

(Слайд 2) Ну и конечно же Георгий Васильевич Свиридов. С самых первых шагов в волшебном мире музыки, когда мальчик осваивал инструмент и пробовал фантазировать на нем и до последних дней жизни Георгий Васильевич Свиридов не расставался с роялем, доверяя ему свои самые сокровенные, самые ценные для композитора - музыкальные - мысли, запечатленные в звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми, природой.

Как Мусоргский и Стравинский, Свиридов сочинял за роялем и сам долгое время исполнял на нем в концертах свою и чужую музыку. Свиридов превосходно играл на рояле, хотя и не был виртуозом.

Георгий Васильевич Свиридов - один из самых самобытных и ярких композиторов XX века. Его творчество - это новая ступень на пути развития русской классики. Он продолжил традиции Глинки и Мусоргского, Бородина и Рахманинова, но в то же время музыка Свиридова всегда современна.

На протяжении всего своего творчества композитор обращался к самым разным темам, но все они так или иначе были связаны с образом Родины: её историей, природой, обычаями, судьбой человека и народа, русским искусством.

Сфера жанров, к которым обращался Свиридов в своем творчестве, достаточно широка: это фортепианная музыка, произведения для камерного и симфонического оркестра, музыка к кинофильмам. Но наиболее полно композитор проявил себя в вокальных жанрах, сначала в камерных - романсе, песне, монологе, а позже и в вокально-симфонических жанрах, таких как оратория и кантата.

Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал по случаю рождения сына Георгия и посвятил ему. Композитор назвал его «Альбом для детей»(1948г.). Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи. Главным достоинством 17 небольших пьес для фортепиано является то, что они сочетают в себе яркую образность, свежесть музыкального языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию применяемых средств музыкальной выразительности и технических приёмов.

В течение своей полуторавековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному - исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Многогранна образность пьес альбома Свиридова.

Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаем мы в пьесах и элементы звукоподражания («Музыкальный ящик»); порою ощущается влияние «театральной» музыки («Веселый марш»). Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором (отнюдь не только в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»). Любопытно отметить, что фольклорное начало преломляется иногда через призму традиций русской классической музыки, - например, в «Марше на тему Глинки» или в пьесе «Колдун», заставляющей вспомнить образ Бабы-яги из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова - в разнообразии их строения, в отсутствии столь частой в детских сборниках стереотипности в области музыкальной формы.

Если говорить о технически полезных в учебном процессе пианистических «формулах», которые встречаются в «Альбоме пьес для детей» Свиридова, то можно упомянуть примеры и пальцевой репетиции, и быстрых гаммообразных построений, и трелеобразного движения, игры двойными нотами, перекрещивания рук с переносом левой руки через две и более октавы, монументальной аккордовой фактуры и т. п. Пьесы помогают выработке различных штрихов (от полнейшей связности игры до острейшего staccato), учат сопоставлению их в различных комбинациях (иногда с быстрыми переключениями в двигательных приемах), ощущению выразительности динамических оттенков, использованию их широкой амплитуды, одновременному достижению различных уровней громкости в партиях обеих рук.

Мы рассмотрим подробнее некоторые пьесы альбома. И услышим их не только в исполнении пианистов, но и на других музыкальных инструментах.

Открывает альбом «Колыбельная песенка». Эта пьеса - образец того, как максимально скупыми средствами композитору удаётся достичь художественной выразительности, законченности. Пьеса написана в спокойном темпе.Строение мелодии просто: вся она основана на остинатном повторении одной и той же четырёхтактовой фразы.

Мелодия строго диатонична (C-dur) и очень близка старинным русским народным песням(секундо-кварто-квинтовые созвучия, переходящие в унисоны). Несмотря на многократное проведение одной и той же фразы, что имитирует монотонное, неторопливое убаюкивание, мы всё время ощущаем развитие, раскрытие основного образа. Сопровождение варьируется, «расцвечиваясь» каждый раз по-разному (подголоски, аккорды, смена регистра). Музыка рассказывает нам о добром, ласковом, хорошем. (Слайд 3,видео)

Следующая пьеса - «Ласковая просьба».

В этой пьесе, написанной, как и предыдущая, в форме периода, композитор использует колористические тонкости в создании музыкального образа - переменный лад, нежную и трепетную хроматизацию, передающую просящие, ласковые интонации. (Слайд 4,видео)

Пьеса «Упрямец» продолжает череду пьес, раскрывающих различные психологические состояния. Упрямство, чтобы преодолеть или научиться чему-нибудь сродни упорству, и часто бывает необходимо в нашей жизни. А в музыке Свиридова рассказывается об «упрямце», который постоянно твердит «не хочу», «не буду». Как же изобразил композитор своего такого необычного«героя»? Да вообщем- то довольно просто; но зато как остроумно!Эта пьеса имеет тревожный, напряжённый характер и построена в виде диалога, который можно интерпретировать, как спор мальчика с мамой, что можно услышать в самой теме, состоящей из двух контрастных элементов. Первый (начальные два такта) рисует образ самого упрямого ребёнка. Он звучит отрывисто, рассерженно, на форте. Каждый звук акцентируется.Мелодия начинается из-за такта и имеет восходящее движение, что придаёт ей настойчивое звучание. Второй элемент связан с образом мамы. Он контрастен первому. Звучит одноголосно на mp с повторением одного и того же звука «ре» с восходящим ходом на малую терцию и обратно.И хотя этот элемент звучит так же отрывисто, он более мягкий и уговаривающий. (Слайд 5,видео)

Дальше следует жанровая картинка - «Парень с гармошкой».

В деревнях по праздникам русские люди издавна собирались на гулянья - пели, плясали под народные инструменты. Звучанию гармошки здесь подражают и мелодия и аккомпанемент(«механичность», однообразие основной темы, аккордовое изложение). Композитор использует лидийский лад, рондообразную форму. Музыка похожа на озорную, весёлую частушку. (Слайд 6 ,видео)

Следующей пьесой композитор вводит слушателя в одну из самых загадочных и интересных для детей тем - область сказочности. Герой этой пьесы - злой Колдун. Подобно Бабе-Яге, он то бормочет свои страшные заклинания, то взмывает ввысь, несясь над лесами и полями. Куда несётся? На какие злые дела?попробуем представить сами(Слайд 7,видео)

В основе «Грустной песни» - очень печальная, но простая (строгая диатоника, нет ни одного хроматизма) и светлая мелодия, словно очень красивое пение одинокого женского голоса. Мелодия сопровождается самым «традиционным» аккомпанементом, напоминающим переборы гитарных струн.

В контрастной середине мелодия звучит уже у целого хора, будто стремиться вырваться из круга грустных чувств и настроений. Наступает драматическая кульминация всего произведения. Но попытка оказывается тщетной. Первоначальная мелодия возвращается, лишь её одинокий голос становиться ниже и ещё печальнее.(Слайд 8,видео)

Пьеса «Дождик» - картинка весёлого летнего ливня. Нежданно, негаданно налетела тучка.

Льются потоки воды на землю и в один миг лужи превращаются в бурные, стремительно -

бегущие вниз потоки, грозящие затопить всё вокруг. Скорее, скорее бежать спасаться в поисках

укрытия! Поистине нужно обладать редким даром и мастерством высшего класса, чтобы

простыми, но очень меткими и точными средствами (смелый органный пункт на басовых звуках -

сначала ре-бемоль, а затем фа-диез) нарисовать такую яркую, запоминающуюся картинку - образ.

Но ливень, казавшийся неукротимым, пронёсся быстро: уже стекают с ветвей последние

ласковые струйки дождя, расходится на гладкой поверхности кружок от последней, упавшей с

неба капли - и всё. Дождик кончился:

Вот мы и пролистали детский альбом Г. В. Свиридова. Познакомились с некоторыми пьесами .Это сочинение наполнено множеством таинственных и красивых находок. Во-первых - это одно из характерных для свиридовского гармонического и фактурного письма сочинение. Во-вторых - это сочинение предназначенное не только для детей. Это сборник зрелых, тонких и серьёзных миниатюр. Здесь, как и во многих произведениях композитора, мы видим новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту и выразительность. Знакомясь с музыкой этого великого русского композитора, мы становимся чуточку лучше, красивее и мудрее. Она заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать. Г.В. Свиридову принадлежат замечательные слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия».



© 2010-2022