- Преподавателю
- Музыка
- Духовно -нравственное воспитание в школе
Духовно -нравственное воспитание в школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Головкова В.А. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
«Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания».
Слайд 1
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы..
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Слайд 2
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Слайд 3
Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Слайд 4
Разберём термин «духовно-нравственное воспитание», на составляющие. согласно психологическому словарю «духовное» - это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида. Это, также, то место, откуда исходят волевые решения.
Значение слова «нравственность» по Ожегову - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
задача педагога сформировать эти качества, развить их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее.
Слайд 5
Здесь нам и приходит на помощь МУЗЫКА!
Музыка занимает особое место в воспитании духовности дошкольников в системе общего образования.
Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира.
Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.
По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера
Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею [7].
В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью музыки и в частности хорового пения?
Даже при беглом взгляде на родную историю, нетрудно заметить, что хоровое пение, будь то светское или духовное, с древнейших времен стало частью нашей отечественной культуры.
Хоровое пение с его распевами, с его многоголосием глубоко затрагивает душу человека. Хоровое пение воссоздает образ многогранной души России,
Хоровые коллективы ставили перед собой не только просветительские цели. Участие в таких коллективах, прежде всего, воспитывало и просвещало самих хористов.
Известно, что детское хоровое пение в системе музыкального образования и воспитания решает следующие задачи:
-
При разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений дети знакомятся с музыкой различных стилей и эпох, тем самым расширяют свои знания о содержании музыки, приемах развития, соотношении музыки и слова в произведениях вокально-хорового жанра.
-
Способствует развитию у детей певческих навыков, музыкального слуха и голоса.
-
Развивает у детей память, слух, речь, эмоциональный отклик на различные явления жизни.
-
Формирует у детей положительное отношение к музыкальному искусству,
-
Стимулирует развитие интереса к занятиям музыкой.
-
Учит детей петь эмоционально, выразительно и осмысленно.
-
Способствует развитию у детей артистических способностей.
Слайд 6
Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие.
Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления.
Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
В нашей школе я работаю хоровыми коллективами. Это хоры полицейских классов(сегодня мы увидели выступление 6 б класса) и школьный хор из наиболее одаренных и желающих выступать ребят.(которые выступили на открытии конференции).
Основой их духовно-нравственного и эстетического воспитания является как подбор репертуара, так и выступления на различных концертных площадках.
Слайд 7
Хоровой коллектив служит основой духовно-нравственного и эстетического воспитания, которая проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.
Хоровое пение в системе общего образования может и должно более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.