Духовно -нравственное воспитание в школе

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. И это закономерно, ведь в жизни современного общества, к сожалению, создалась нехватка действия морального фактора, и вызвана необходимость возрастания роли нравственных начал. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.   Ключевая роль в духовно-нравственном с...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания».

Слайд 1

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы..

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Слайд 2

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Слайд 3

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Слайд 4

Разберём термин «духовно-нравственное воспитание», на составляющие. согласно психологическому словарю «духовное» - это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида. Это, также, то место, откуда исходят волевые решения.

Значение слова «нравственность» по Ожегову - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

задача педагога сформировать эти качества, развить их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее.

Слайд 5

Здесь нам и приходит на помощь МУЗЫКА!

Музыка занимает особое место в воспитании духовности дошкольников в системе общего образования.

Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозре­нии более совершенного мира.

Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера

Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музы­кой, а убеждать и радовать ею [7].

В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью музыки и в частности хорового пения?

Даже при беглом взгляде на родную историю, нетрудно заметить, что хоровое пение, будь то светское или духовное, с древнейших времен стало частью нашей отечественной культуры.

Хоровое пение с его распевами, с его многоголосием глубоко затрагивает душу человека. Хоровое пение воссоздает образ многогранной души России,

Хоровые коллективы ставили перед собой не только просветительские цели. Участие в таких коллективах, прежде всего, воспитывало и просвещало самих хористов.

Известно, что детское хоровое пение в системе музыкального образования и воспитания решает следующие задачи:

  1. При разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений дети знакомятся с музыкой различных стилей и эпох, тем самым расширяют свои знания о содержании музыки, приемах развития, соотношении музыки и слова в произведениях вокально-хорового жанра.

  2. Способствует развитию у детей певческих навыков, музыкального слуха и голоса.

  3. Развивает у детей память, слух, речь, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

  4. Формирует у детей положительное отношение к музыкальному искусству,

  5. Стимулирует развитие интереса к занятиям музыкой.

  6. Учит детей петь эмоционально, выразительно и осмысленно.

  7. Способствует развитию у детей артистических способностей.

Слайд 6

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие.

Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления.

Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

В нашей школе я работаю хоровыми коллективами. Это хоры полицейских классов(сегодня мы увидели выступление 6 б класса) и школьный хор из наиболее одаренных и желающих выступать ребят.(которые выступили на открытии конференции).

Основой их духовно-нравственного и эстетического воспитания является как подбор репертуара, так и выступления на различных концертных площадках.

Слайд 7

Хоровой коллектив служит основой духовно-нравственного и эстетического воспитания, которая проявляется в психологическом комфорте участников, взаимо­дополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских спо­собностей каждого и коллектива в целом. Следо­вательно, посредством вокально-хоровой деятель­ности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психоло­гическая устойчивость, эмоциональная вынос­ливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Хоровое пение в системе общего образования может и должно более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.


© 2010-2022