Интегрированный урок по предметам Теория музыки и Сольфеджио

"Теория музыки" и "Сольфеджио" - специальные дисциплины - занимают важное место в процессе профессиональной подготовки музыканта. Усвоение материала данных предметов призвано дать учащимся прочную основу для дальнейшего музыкального развития, воспитать художественный вкус. Интегративная природа данных дисциплин особо подчеркивается основной формой обучения - практическим освоением различных элементов музыкального языка. Главным условием продуктивности учебных занятий является опора педагога на з...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по предметам
«теория музыки» и «сольфеджио»

с учащимися 1 курса специальности «Теория музыки»

Выполнила Хвиневич И. В.

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Тема урока: Трезвучия.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: Урок - творчество.

Цель урока: Становление творческих способностей при работе с учебным материалом, основанным на использовании аккордов.

Задачи урока:

обучающая - закрепить умения и навыки исполнения и интонирования аккордов;

развивающая - развитие творческого подхода к инструктивному и профессиональному музыкальному материалу;

воспитательная - формирование инициативы, самостоятельности, творчества.

Структура урока: 1. Сообщение учащимся темы и цели предстоящей работы. 2. Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. 3. Выполнение учащимися различных заданий, упражнений и проверка выполненной работы. 4. Формулировка выводов по изученному материалу. 5. Оценка результатов. Подведение итогов.

Разделы урока: 1. Повторение теоретического материала. 2. Вокально-интонационные упражнения. 3. Устный диктант.

4. Слуховой анализ.

5. Чтение с листа.

6. Проверка домашнего задания. а) сольфеджирование,

б) игра гармонических последовательностей, секвенций,

в) исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Творческие задания использованы в разделах: вокально-интонационные упражнения, диктант, проверка домашнего задания.

Ход урока.

Повторение теоретического материала.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое аккорд?

  2. Перечислите виды трезвучий, назовите их структуру.

  3. Сколько обращений имеют трезвучия, чем они определяются?

  4. Что такое фонизм аккорда? От чего он зависит?

  5. Назовите функциональные группы аккордов, гармонические обороты.

  6. Каковы виды трезвучий в натуральных и гармонических ладах?

  7. Суммируйте все известные признаки, необходимые для определения аккорда.

Вокально-интонационные упражнения.

Данный вид работы предполагает мелодическое и гармоническое исполнение аккордов от звука и в ладу.

От звука «d»:

упражнение 1. Исполнить, чередуя направления вверх и вниз, трезвучия и их обращения: Б3/5, М3/5, Б6, М4/6, Б4/6, М6, Ув3/5 (исполнение индивидуально и всей группой);

упражнение 2. Секвеция: Ув3/5 вверх, от квинтового тона вниз с энгармонической заменой Ум.3/5 (индивидуальное исполнение нескольких звеньев)

упражнение 3. Составить и спеть свой пример - секвенцию с трезвучиями и их обращениями. Выбор шага секвенции, направления движения учащиеся должны выбрать самостоятельно, аргументируя трактовку исполнения.

В ладу (тональность G-dur):

упражнение 1. Аккордовую последовательность I - VI6 -IV4/6 - V6 - I - I2 - VI- VI2 - IV - II6 - V - V2 - I6 можно исполнить различными способами (мелодически вверх или вниз, чередуя направления, ломанными арпеджио, гармонически)

упражнение 2. Учащимся предлагается вокальная импровизация мелодии к данной аккордовой последовательности за инструментом.

Устный диктант.

Выбранный образец музыкальной литературы (отрывок из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта»), использованный в качестве диктанта и содержащий движение по звукам аккордов, проигрывается 2 -3 раза, кратко анализируется (размер, количество тактов, основные мелодические обороты) и пропевается с названием звуков в основной тональности, затем транспонируется и исполняется учащимися с собственной гармонизацией.

Слуховой анализ.

Инструктивный материал: определить на слух виды трезвучий, их обращения (аккорды вне лада в различных регистрах, в тесном и широком расположении), гармонические функциональные обороты (в ладу), аккордовые последовательности:

  1. I - I2 - VI - VI2 - IV - II6 - K4/6 - D7 - I

  2. I6 - III - IV - V - V6 - I - VI - IV - II6 (неап.) - K4/6 - D7 - I

Исполняются и примеры из музыкальной литературы, в которых необходимо также определить аккорды:

  1. Бетховен Л. Соната № 1 ч.1 гл.п.

  2. Бетховен Л. 6 вариаций для фортепиано на дуэт из оперы Дж. Паизиелло «Мельничиха». (сб. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л., 1990)

Чтение с листа.

Примеры подобраны в соответствии с изучаемым материалом и содержат мелодические обороты, основанные на движении по звукам аккордов. Эти обороты учащиеся должны отметить и проанализировать до начала исполнения.

1. Моцарт В. Песня «Жил - был на свете мальчик…» в сб.

Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. М., 1989, № 6

(I3/5 , V6, II3/5)

2. Брусиловский Е. «Боз Айғыр» сюитасы в сб. «Сольфеджио 1 часть. Одноголосие на материале из произведений казахстанских композиторов» № 50

(I, I4/6)

Проверка домашнего задания

а) примеры для сольфеджирования учащиеся исполняют индивидуально с собственным аккомпанементом, выбранной фактурой:

  1. Алябьев А. «Уныние» - пример из музыкальной литературы

  2. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. № 61 - инструктивный материал.

б) игра составленных самостоятельно гармонических последовательностей и секвенций, основанных на соблюдении функциональных связей аккордов, логики голосоведения в указанной преподавателем тональности.

в) исполнение примеров из музыкальных произведений композиторов (картотека). Игра сопровождается устной характеристикой используемых аккордовых средств в контексте произведения с указанием местоположения в форме, функциональных оборотов, выразительного значения.

В конце урока необходимо подвести итог работе. Отметить особенности строения трезвучий, их фоническую окраску, функциональность, особенности интонирования и выразительное значение.


© 2010-2022