- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок по предметам Теория музыки и Сольфеджио
Интегрированный урок по предметам Теория музыки и Сольфеджио
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хвиневич И.В. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по предметам
«теория музыки» и «сольфеджио»
с учащимися 1 курса специальности «Теория музыки»
Выполнила Хвиневич И. В.
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Тема урока: Трезвучия.
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: Урок - творчество.
Цель урока: Становление творческих способностей при работе с учебным материалом, основанным на использовании аккордов.
Задачи урока:
обучающая - закрепить умения и навыки исполнения и интонирования аккордов;
развивающая - развитие творческого подхода к инструктивному и профессиональному музыкальному материалу;
воспитательная - формирование инициативы, самостоятельности, творчества.
Структура урока: 1. Сообщение учащимся темы и цели предстоящей работы. 2. Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. 3. Выполнение учащимися различных заданий, упражнений и проверка выполненной работы. 4. Формулировка выводов по изученному материалу. 5. Оценка результатов. Подведение итогов.
Разделы урока: 1. Повторение теоретического материала. 2. Вокально-интонационные упражнения. 3. Устный диктант.
4. Слуховой анализ.
5. Чтение с листа.
6. Проверка домашнего задания. а) сольфеджирование,
б) игра гармонических последовательностей, секвенций,
в) исполнение музыкальных примеров на фортепиано.
Творческие задания использованы в разделах: вокально-интонационные упражнения, диктант, проверка домашнего задания.
Ход урока.
Повторение теоретического материала.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Что такое аккорд?
-
Перечислите виды трезвучий, назовите их структуру.
-
Сколько обращений имеют трезвучия, чем они определяются?
-
Что такое фонизм аккорда? От чего он зависит?
-
Назовите функциональные группы аккордов, гармонические обороты.
-
Каковы виды трезвучий в натуральных и гармонических ладах?
-
Суммируйте все известные признаки, необходимые для определения аккорда.
Вокально-интонационные упражнения.
Данный вид работы предполагает мелодическое и гармоническое исполнение аккордов от звука и в ладу.
От звука «d»:
упражнение 1. Исполнить, чередуя направления вверх и вниз, трезвучия и их обращения: Б3/5, М3/5, Б6, М4/6, Б4/6, М6, Ув3/5 (исполнение индивидуально и всей группой);
упражнение 2. Секвеция: Ув3/5 вверх, от квинтового тона вниз с энгармонической заменой Ум.3/5 (индивидуальное исполнение нескольких звеньев)
упражнение 3. Составить и спеть свой пример - секвенцию с трезвучиями и их обращениями. Выбор шага секвенции, направления движения учащиеся должны выбрать самостоятельно, аргументируя трактовку исполнения.
В ладу (тональность G-dur):
упражнение 1. Аккордовую последовательность I - VI6 -IV4/6 - V6 - I - I2 - VI- VI2 - IV - II6 - V - V2 - I6 можно исполнить различными способами (мелодически вверх или вниз, чередуя направления, ломанными арпеджио, гармонически)
упражнение 2. Учащимся предлагается вокальная импровизация мелодии к данной аккордовой последовательности за инструментом.
Устный диктант.
Выбранный образец музыкальной литературы (отрывок из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта»), использованный в качестве диктанта и содержащий движение по звукам аккордов, проигрывается 2 -3 раза, кратко анализируется (размер, количество тактов, основные мелодические обороты) и пропевается с названием звуков в основной тональности, затем транспонируется и исполняется учащимися с собственной гармонизацией.
Слуховой анализ.
Инструктивный материал: определить на слух виды трезвучий, их обращения (аккорды вне лада в различных регистрах, в тесном и широком расположении), гармонические функциональные обороты (в ладу), аккордовые последовательности:
-
I - I2 - VI - VI2 - IV - II6 - K4/6 - D7 - I
-
I6 - III - IV - V - V6 - I - VI - IV - II6 (неап.) - K4/6 - D7 - I
Исполняются и примеры из музыкальной литературы, в которых необходимо также определить аккорды:
-
Бетховен Л. Соната № 1 ч.1 гл.п.
-
Бетховен Л. 6 вариаций для фортепиано на дуэт из оперы Дж. Паизиелло «Мельничиха». (сб. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л., 1990)
Чтение с листа.
Примеры подобраны в соответствии с изучаемым материалом и содержат мелодические обороты, основанные на движении по звукам аккордов. Эти обороты учащиеся должны отметить и проанализировать до начала исполнения.
1. Моцарт В. Песня «Жил - был на свете мальчик…» в сб.
Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. М., 1989, № 6
(I3/5 , V6, II3/5)
2. Брусиловский Е. «Боз Айғыр» сюитасы в сб. «Сольфеджио 1 часть. Одноголосие на материале из произведений казахстанских композиторов» № 50
(I, I4/6)
Проверка домашнего задания
а) примеры для сольфеджирования учащиеся исполняют индивидуально с собственным аккомпанементом, выбранной фактурой:
-
Алябьев А. «Уныние» - пример из музыкальной литературы
-
Рубец А. Одноголосное сольфеджио. № 61 - инструктивный материал.
б) игра составленных самостоятельно гармонических последовательностей и секвенций, основанных на соблюдении функциональных связей аккордов, логики голосоведения в указанной преподавателем тональности.
в) исполнение примеров из музыкальных произведений композиторов (картотека). Игра сопровождается устной характеристикой используемых аккордовых средств в контексте произведения с указанием местоположения в форме, функциональных оборотов, выразительного значения.
В конце урока необходимо подвести итог работе. Отметить особенности строения трезвучий, их фоническую окраску, функциональность, особенности интонирования и выразительное значение.