• Преподавателю
  • Музыка
  • Реферат тема: особенности развития ансамблевых навыков в процессе коллективно - творческой деятельности школьников

Реферат тема: особенности развития ансамблевых навыков в процессе коллективно - творческой деятельности школьников

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат

тема:

особенности развития ансамблевых навыков в процессе коллективно - творческой деятельности школьников



Выполнила: Богданова В.Ю.

МОУ «СОШ № 57» с углубленным

изучением предметов музыкально-

эстетического профиля г. Оренбурга









Оренбург, 2008 г.

Развитие образовательных процессов в обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют общения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессом.

В работе с хором, руководителем которого я являюсь, наиболее плодотворной является технология коллективно-творческой деятельности, которая относится к воспитательным технологиям. Технология КТД - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма. Ее цель - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру. Основной содержательной единицей этой технологии является коллективно-творческое дело, которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях, об обществе и государстве в конкретных практических социальных ситуациях.

Принципы технологии КТД:

- учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого (каждый ребенок талантлив);

- мажорность в общении и обучении;

- учет субъективности личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

- сочетание коллективного и индивидуального воспитания (предоставление ребенку возможности индивидуального самовыражения);

- приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство).

Организация процесса коллективного творческого воспитания - организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинании и опирающаяся на общечеловеческие ценности.

Эффективность воспитательного воздействия вокально-хорового ансамбля на участников обусловлена самой сущностью совместного исполнения. Это и определяется по следующим позициям:

  1. внутренне согласие в процессе теоретического общения достигается через создание творческой атмосферы и общности музыкального согласия, через «настройку» слухового контроля, позволяющего, «слушая себя, слушать других», ощущать общую звуковую ткань и чувствовать «свой голос» как часть целого.

  2. важнейшим принципом вокально-хорового исполнения является ов- ладение художественно-выразительным темпоритмом, в основу которого заложено соблюдение точной ритмической структуры и скорости движения, предложенных композитором. При этом важно придать ритму одухотворенность, гибкость, эмоциональность без нарушения цельности и устойчивости движения.

  3. ансамблевое музицирование становится искусством при постоянной опоре на внутренний контакт исполнителей, связанных общностью мыслей, эмоций и художественно-образных представлений (динамическая ясность, соблюдение соотношения между голосами и выполняемой ролью, нюансировка «звукового согласия»).

Видный дирижер А.М. Пазовский пишет об ансамблевом музицировании: «Талантливый исполнитель, понимающий и любящий искусство ансамбля, всегда заражается творческой мыслью и чувством своих партнеров. Эти чувства вызывают в нем аналогичные эмоции, которым он, в свою очередь, заражает других исполнителей, образуется одновременный процесс излучения и восприятия художественно-эмоционального тока, имеющего драгоценное свойство взаимного сочувствия».

Идея ансамблевого единства совсем не обязательно предполагает сходство дарований, темперамента, эмоционально-образного мышления исполнителей. Скорее, наоборот, это есть сотворчество индивидуальностей, в основе его лежит творческое своеобразие. Ансамблевое творчество - это плод раздумий и фантазии не одного исполнителя, а нескольких. Интерпретация осуществляется в результате коллективных творческих устремлений, основанная на равноправии его участников. Ансамбль включает в себя все лучшее, что заложено в каждой индивидуальности. В ансамбле каждый музыкант исполняет самостоятельную партию и по существу является солистом. У каждой партии - определенная функция: мелодическая, гармоническая или ритмическая. В ансамбле наряду с исполнением самостоятельной партии участнику необходимо соблюдать еще одно важное условие: «вписаться» в совместное звучание, стремясь к единой трактовке музыки. Под названием ансамбля следует понимать группу музыкантов, включенную в исполнительский процесс, все члены которой характеризуются определенным уровнем психологической совместимости и единства целей. Вокальный ансамбль является, с одной стороны, объектом и результатом целенаправленных воздействий педагога, который определяет многие его особенности (репертуар, число участников, организационную структуру), с другой стороны, ансамбль - относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям, сложностями внутри-коллективных отношений. Настроение и уровень психологической совместимости - заметно влияют на творческую атмосферу в ансамбле. Взаимосвязь психологического климата с исполнительским процессом прослеживается в синхронности при взятии и снятии звука; в равновесии звучания в аккордах, разделенных между партнерами; согласовании партнера, соблюдении общности ритмического пульса, динамики, общности эмоционального состояния. Из этого следует вывод о том, что совместное исполнение в ансамбле - это результат коллективных усилий, где привычное «слушаю себя» подменяется слушанием общего звучания.

Как показывает практика, занимаясь в присутствии других членов ансамбля, ученик достигает цели успешнее, чем в изоляции. Чувство принадлежности к коллективу, сознание того, что оценки и суждения одного разделяются другими членами ансамбля, усиливает его интерес к сообщаемой информации, активизирует мыслительные и вокальные процессы, поднимает настроение и эмоционально насыщает. Влияние этих факторов тем заметнее, чем теснее контакт между членами ансамбля, чем сплоченнее коллектив. Поэтому в ходе подготовительной работы и репетиций отбрасываются всякие проявления самолюбия, честолюбия и прочих «я» во имя создания консолидированного «мы». Специфика жанра не позволяет главному принципу жизнедеятельности ансамбля - равноправно исчезнуть, хотя это не исключает появления лидера, выделяющегося своими личностно-психологическими качествами, исполнительскими умениями, а моя задача как руководителя возбудить стремление равняться на лучших. В нашем вокально-хоровом ансамбле дети разного возраста, уровня музыкальных способностей и подготовки, но, несмотря на это существует коллективная солидарность. Младшие учатся у старших, а старшие помогают начинающим. Особенно это проявляется на концертных выступлениях, в поездках. Между ними устанавливается особо чуткая взаимосвязь, обостряется ответственность перед слушателями, ответственность за себя и за партнера, требовательность друг к другу, взаимоподдержка. И что особо важно, личностные качества, которые шлифуются в таких условиях, начинают проявляться не только в стрессовых ситуациях (концерт), но и в повседневной учебно-творческой деятельности, вне учебы, в быту. Каждое концертное выступление, как правило, обнаруживает как удача, так и погрешности, промахи. Совместно со мной ребята анализируют все плюсы и минусы выступления, делают выводы и планируют дальнейшую работу.

Остается актуальным принцип древних времен: насколько образовано общество, настолько быстро оно меняется. В этом смысле повышение музыкальной образованности является не только следствием, но и особым условием дальнейшего общественного развития. Сферу музыкального образования и воспитания не редко критикуют за то, что, оперируя упрощенными категориями, некоторые ее деятели мешают разработке прогрессивных методов обучения. Думается, в классе вокально-хорового ансамбля обучаемому и обучающему в учебном процессе целесообразно исходить из следующих теоретических положений социальной педагогики, позволяющей задействовать эвристические потенции человека: идеи инновации и идеи деятельностной структуры личности.

При формировании творческих качеств личности невозможно обойтись без педагогических новшеств, опирающихся на технологию проблемного (эвристического) обучения. Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных противоречивых ситуаций и активную деятельность обучающегося по их разрешению. Чтобы превзойти достигнутый уровень своего развития, чтобы овладеть хотя бы элементом знаний на пределе своих способностей, ребенок должен мобилизоваться, напрячь свои силы и возможности.

Принципы проблемного обучения:

- самостоятельность в работе учащихся;

- развивающий характер обучения;

- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

- использование алгоритмизированных дидактических задач.

Педагогическому процессу в ансамбле свойственны те же структурные характеристики, что присущи самой деятельности в целом. Личность - составная часть деятельного процесса, значит, и она будет отмечена теми же структурными характеристиками, которыми обладает сама деятельность. В ней различают четыре подсистемы:

- объективно-предпосылочную (потребность, интерес личности);

- субъективно-регулятивную (мотив, установка);

- исполнительскую (условия, в которых удовлетворяются потребности);

- объективно-результативную (результативность);

Этапы формирования творческих свойств личности находятся в зависимости от «бесперебойности» функционирования каждой из четырех подсистем. Рассогласованность подсистем «потребность - мотив - условие - результативность» - приводит к «сбою», учебный процесс может приостановиться.

Посмотрим, как можно на практике регулировать действия вышеуказанных подсистем. Регулирование коммуникативных отношений в ансамбле может осуществляться не только на уровне распределения партий, структурной организации. Эффективна, например, социометрическая методика. В ситуациях, когда «не звучит» произведение, когда наступает неудовлетворенность, а видимых причин нет, мы предлагаем ребятам самим разобраться в причине. Участникам ансамбля предлагаю ответить на вопросы анкеты, суть которой сводится к выявлению степени взаимопонимания и желания сотрудничать. Каждому предстояло сделать выбор с кем из членов ансамбля участник прежде всего хотел бы петь. Ученику Д. единодушно отводилось последнее место. Д. полагал, что порученные партии занижают его возможности. Считая себя «обделенным» был пассивен в исполнении. В подобных ситуациях «конфликт» разрешается предоставлением возможности поочередно каждому пробовать себя в той или иной партии, объективным мнением ребят на этот счет и самооценкой.

Наблюдая, что легкость творческого общения достигается не всегда, приходится использовать некоторые «коды», стимулирующие желание общаться. Нужную информацию о мотивационно-потребностной стороне дают беседы, опросы, анкетирование. На ряд вопросов (с основным смыслом «зачем?» или «для чего?») обычно даются ответы, выражающие пожелание: «нужно много знать в музыке», «надо виртуозно петь», «знать хорошо друг друга», «верить другим», «не обижаться на замечания», «быть уверенным в себе», «уметь брать ответственность на себя».

В других учебных ситуациях можно предложить им дать самооценку, ответив себе на вопрос: «Сколькими характеристиками обладаю я?», после этого сверить самооценку с комментариями педагога.

Развитие способности мысленно предвосхищать и планировать реальные действия можно отнести к числу главных задач формирования творческих свойств личности. Понятным и близким каждому педагогу должно стать стремление Г.Г. Нейгауза «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику…то есть привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели». Сочетание традиционных и современных методик обучения всегда способно внести дух поиска на репетиционные занятия. Из эвристических методов можно использовать при решении новых исполнительских задач прием «мозговой атаки», когда способ решения ничем не организовывается, и принимаются любые предложения, любые варианты интерпретаций, затем организуется коллективная «ревизия» высказанных идей, обосновывается выбор одних и исключение других. Полезно использование поиска выхода из проблемных ситуаций. Различные виды творческих заданий ставят учеников перед необходимостью найти решение или высказать предположение о возможных исполнительских вариантах. Для развития творческих качеств ученика необходимо чаще провоцировать его на импровизации в решении музыкально-исполнительских задач, «хотя бы в самых наивных формах». Общие дидактические методы проблемного обучения и их варианты (типа «музыкальная загадка», «музыкальный аргумент», «музыкальная импровизация») можно реализовать через организацию музыкально-познавательных заданий.

Примерные творческие задания:

- дописать или допеть предложенную часть мелодии;

- спеть ее на два голоса;

- видоизменить мелодию;

- определить тональный план;

- найти «фальш», предложить вариант исправления.

Насколько ученик способен самостоятельно перенести прежде усвоенные знания и умения в новую ситуацию (работа над новым произведением), можно судить по умению:

- выдвигать исполнительские идеи;

- находить, различать и оценивать художественные достоинства и особенности музыкального сочинения;

- выбрать оптимальный вариант решения музыкальной задачи;

- по способности к самоанализу и самоконтролю.

Названные признаки позволяют различать учеников с высоко-, средне - и низкоразвитой активностью. Разумеется, невозможно провести резкую грань между этими типами, однако существенно отличает их то, насколько творческий поиск стал потребностью каждого.

Говоря о музыкальном воспитании школьников, мы предполагаем интегрированное воспитание личности в контексте культуры. Следовательно, наша работа основывается на культурологическом подходе, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания. Воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры. Развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью в том случае, если учащийся, будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, своего города, страны. Воспитательный процесс строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична, и личность свое духовное обогащение в процессе становления черпает не иначе, как в условиях диалога культур.

Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости и взаимопомощи, то есть тех качеств, которые несут в себе здоровье, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Репертуарная политика нашего вокально-хорового ансамбля опирается на разнообразные традиции музыкального жанра, на ее лучшие образцы. На музыканта возложена трудная, но почетная миссия - быть посредником между прошлым и настоящим. Вокально-хоровой ансамбль становится своеобразным летописцем и современности, и вечности. Эта миссия несовместима с сиюминутным, поверхностным осмыслением творчества. Привнесение произвольно-личностного в мир национальной музыки, оригинальничание означает «загрязнение среды». Для хранителя традиций в современном мире обязательны поиски объективных начал, очищение от всего случайного, наносного. Вокально-хоровому ансамблю свойственно стремление к интонационной достоверности и правде, сохранять и отстаивать национальные традиции, многовековой опыт. Только тогда память музыкальной культуры, память вокального жанра найдет новую, неповторимую связь времени.


Библиография

  1. Маленкова Л.И. - Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России 2004 г.

  2. Андреев В.И. - Педагогика - Казань: Центр инновационных технологий 2003 г.

  3. Селевко Г.К. - Воспитательные технологии - М.: НИИ школьных технологи 2005 г.

  4. Стороженко А.М. - Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства - Самара: Книжное Издательство 1998 г.

  5. Смирнова Т.И. - Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей. 1998 г.


© 2010-2022