• Преподавателю
  • Музыка
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Мегион



Музыкальные игры как средство развития коммуникативных

способностей младших школьников


автор: Артемова Надежда Игнатьевна





г.Мегион, 2016 г.



Музыкальные игры как средство развития коммуникативных

способностей младших школьников

Цель -раскрыть содержание и целевые установки коммуникативных игр.

Главная задача педагога-музыканта состоит в том, чтобы заниматься преподавательской деятельностью. И в то же время трудно представить себе творчески работающего преподавателя музыки, который не анализирует результаты своей деятельности и деятельности учеников. Это профессиональная реакция, возникающая практически после каждого занятия. По мере того, как проявляют се6я обучающиеся: какие у них музыкальные интересы и способности, как они продвигаются в своём музыкальном развитии, как проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности в процессе формирования умений и навыков где-то огорчают, а где-то радуют нас наши воспитанники. На это просматриваются разные причины. Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

«Портрет нашего времени»

*Члены семьи проводят все меньше и меньше времени друг с другом

*Дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером

*Число детей, растущих «без присмотра», возросло.

*У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.

*Количество разводов растет с каждым днем,все большее число детей живет с одним из родителей.

*Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

*Даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

*Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

*Дети не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей.

*Дети все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.

*Людям с трудом удается внимательно слушать других.

Важной вехой в развитии детей является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения-та, которая совпадает с их собственной.

При этом детям свойственно бессознательно приписывают свою точку зрения и другим людям-будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира школьника, придавая ей черты характерных искажений (вместо объективности феноменализм,реализм, анимизм, артифициализм).

Но ещё больше преодоление эгоцентризма и децентрации в мышлении и межличностном взаимодействии.

Для устранения эгоцентризма в работе с обучающимися учителю музыки помогают коммуникативные игры, с помощью которых развиваются коммуникативные способности.

Музыкальные игры как средство развития коммуникативных

способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе


Музыка, как одна из граней искусства и часть общечеловеческой культуры, является специфической формой невербальной коммуникации и служит «могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности». (т.е.музыка имеет большое воздействие на человека).

Своеобразная сила музыки является стихийной силой, она заключается в стихии звука , в которой развёртывается это искусство. Эта стихия захватывает нас не просто той или другой стороной или каким либо содержанием, но всё наше существо, центр нашего духовного бытия погружается в произведение и приводится в действие. Так, например, чеканные стремительные ритмы тотчас же вызывают желание отбивать такт, напевать мелодию, а от танцевальной музыки ноги сами пускаются в пляс . И наоборот, при равномерной деятельности, становящейся благодаря этому однообразию ритмичной во времени и не имеющей какого-либо иного содержания, мы требуем, с одной стороны, выражения этой равномерности, субъективного проявления этой деятельности для субъекта, а с другой стороны, более конкретного наполнения этого однообразия для объекта. Обоим требованиям удовлетворяет музыкальное сопровождение. Так маршировка солдат сопровождается музыкой, настраивающей внутреннюю жизнь на ритм марша, погружающей субъекта в это занятие и гармонически согласующей его с тем, что предстоит ему делать. Тягостное беспорядочное беспокойство и неудовлетворенное возбуждение множества людей за табльдотом. Это беготня, суета и болтовня, которые должны быть урегулированы , и промежутки между едой и питьем должны быть заполнены. И здесь как и во многих других случаях, на помощь приходит музыка, отгоняющая посторонние мысли, выдумки и развлечения.

М.Л. Лазарев отмечает следующие потенциальные возможности музыки, как лекарства для детей:

«Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию, гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма. Музыка позволяет ребёнку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы личных проблем.» Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека.

Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина. Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим.

Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

При лечении тарантизма (укуса пауком тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в «бешеном» темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием «Тарантелла», твердо веря, что яд остается в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется». Демокрит рекомендовал слушать свирель при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

Как подчёркивает В.И.Петрушин, при прослушивании различной по характеру музыки любой человек, и в особенности школьник, может расширить рамки привычных чувствований , неосознанно или сознательно как бы «примеряя» к себе и переживая те эмоциональные состояния, которые не входят в структуру его природного темперамента. Эта методика под названием «Познай себя» позволяет использовать музыку в качестве средства самовоспитания и расширения поля доступных эмоциональных переживаний обучающихся, обогащая эмоциональную сферу личности. «Музыкальное переживание в этом случае становится коммуникативным средством, с помощью которого осуществляется личностный рост обучающегося».

Применение и развитие коммуникативных способностей на уроках музыки является целью психопрофилактикой нарушений в сфере общения детей с помощью музыки, так как музыка позволяет снимать стрессы, способствует эмоциональной «самонастройке» организма,

Структурную модель коммуникативных занятий и упражнений на уроках музыки можно разделить на четыре этапа.

  1. Активизирующий этап.(экспозиция, начало). На этом этапе применяются упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, на преодоление двигательного автоматизма. В связи с этими целями используется активизирующая ритмичная музыка.

Задачи игровых моментов на данном этапе:

подготовить мышечный аппарат к работе, развивать произвольное внимание , отрабатывать быстроту двигательной реакции на изменения в музыке , стимулировать контроль над степенью активности, развивать наблюдательность, навык точного опознания и отображения позы, стремление к импровизационности показа движений.

  1. Развивающий этап (разработка, развитие) включает этюды на выражение основных эмоциональных состояний и чувств.

Задачи: развивать навыки правильного опознания эмоциональных состояний по выразительным жестам, позам, мимике, выражения разных эмоциональных состояний по принципам непосредственности, адекватности и вариативности, воспитывать сочувстованное отношение к партнерам по группе, активизировать стремление к импровизационности показа движений в зависимости от изменений, происходящих в музыке.

Например произведение Л. Бетховен «Весёлая. Грустная.»

Когда звучит «Весёлая» часть произведения мы поворачиваемся друг к другу и проговариваем: Улыбнись, пожалуйста.

Когда звучит «Грустная» часть мы говорим друг другу : Не грусти.


  1. Кульминационный этап (кульминация). Его основу составляют развивающие игры (выразительные, коммуникативные на развитие способностей к эмпатии, рефлексии и т. д.)

Задачи: развивать чувство причастности к группе , воспитывать навык быть лидером (ведущим) и подчиненным (ведомым) в игре; развивать культуру движений под музыку, стремление к оказанию тактильной и психологической поддержки партнёров по группе, способствовать к эмпатии и рефлексии в общении, навык обратной связи в общении , быстро включаться в предлагаемую роль, поощрять чувство сотворчества в музыкальной импровизации, проявления спонтанности в игре.

  1. Заключительный этап (завершение, кода). Содержит образные этюды и фрагменты тренинга, направленные на развитие навыков произвольного успокоения и расслабления (игры с колокольчиками, так как колокольчики имеют свойство успокаивать) .

Задачи: помочь осознать важность навыка произвольного расслабления, обеспечить базу образных упражнений для произвольного расслабления различных групп мышц, развить навык глубокого и спокойного дыхания, развить умение самостоятельно контролировать состояние мышечного аппарата.

Пример игр «Кульминационного характера», называемыми развивающими играми.


1. Игра «Шла большая черепаха

Цель игры-развитие внимания играющего. Игра направлена на обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела, установлению эмоционального контакта, быть лидером (ведущим) и подчиненным (ведомым) в игре. Условия игры: с началом

музыки все участники топают ногой, потом хлопаем, щёлкаем цальцами и языком, этим мы подчеркиваем ритмическую сторону музыки. Затем

под звучание музыки водящий проговаривает слова:

Шла большая черепаха

И кусала всех со страху.

(При этом трогает те участки тела, которые сам называет . Например:

Шла большая черепаха и кусала всех со страху.

И кусала всех за нос, руки , уши и т. д.

(Участники игры должны при этом прятать те участки тела , которые называет водящий.)

.

Игра: Король Боровик

Цель -забота о о здоровье ближнего.

Делаем массаж другу. Игра нацелена на межличностное взаимодействие и развитие тактильных ощущений спины, снятие психологического напряжения.

Условия игры:

Перед началом игры все участники игры поворачиваются друг к другу и проговаривают слова:

« Я желаю тебе здоровья.»

Звучит музыка, под которую водящий проводит игру, проговаривая:

«Шел король Боровик

Через лес напрямик

(в это время мы поворачиваемся передом к рядом сидящему и делаем по спине легкие покалачивания пальцами ).

Он грозил кулаком

(тихонько постукиваем по спине кулаком как молоточком)

Он стучал каблучком

( стучим двумя кулачками по спине впередисидящему)

Был король невдухе

Его покусали мухи

(пощипываем пальцами)

Солнышко пригрело

И король подобрел

(легкие поглаживание по спине другу)


Игра «Газетный оркестр»

Цель игры - развитие слухового внимания, стремление к оказанию тактильной и психологической поддержки партнёров по группе, способность к эмпатии и рефлексии в общении. Игра направленна на профилактику утомляемости, настрой на положительные эмоции, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта. Помогает в развитии эмоционального контакта.

Условия игры:

В игре участвуют все желающие. Раздаём каждому по газете, или бумажному листку. Делим всех на оркестровые группы, это : «рвачки, свистячки, мячки». Под звучание музыки «рвачки» рвут бумагу, после этой группы вступает группа «свистячки», которые свистят с помощью газетного материала. За ними вступает группа «мячки», эта группа мнёт газету. Далее солирует кастаньета , после него бубенчик. И опять по очереди: рвачки, свистячки, мячки Заканчиваем все вместе.

Песня инсценировка «Воробей»

Цель -Быстро включаться в предлагаемую роль, быть лидером (ведущим) и подчиненным (ведомым) в игре, поощрять чувство сотворчества в музыкальной импровизации, проявления спонтанности в игре. навык обратной связи в общении игры. настроить ребят на весёлое размышление игровых моментов и содержания , возможность задуматься над жизненными ситуациями с позиции юмора и сатиры.

Условия игры: в игре принимают участие все желающие, которые сами должны выбрать для себя понравившиеся им роли.

Детям предлагаются роли: воробей ( человек, который не хочет работать);

хозяйка (жена лодыря)

гости (дают советы хозяйке);

Содержание игры.

Гости: Дома ли кума воробей?

Хозяйка: Дома

Гости : Что он делает теперь?

Хозяйка : Болен лежит

Гости : Что у него, кума, болит?

Хозяйка: Головушка...

Гости : \Поди,сходи в огород,

Сорви траву алоюшку,

Припарь ему головушку

Все участники: Парила, кумушка,

Да парила, голубушка

Жаром-паром не берёт,

Да пуще к сердцу придаёт.

В остальных куплетах все повторяется с некоторыми изменениями :

Хозяйка : болят плечики

гости: поди, сходи в огород

сорви травы гречихи

припарь ему плечики

все участники : Парила.......(все слова повторяются)

Хозяйка: болит животок

Гости: поди, сходи в огород,

сорви траву репеёк,

припарь ему животок

Все участники: Парила.......

Хазяйка: болят пяточки

Гости: поди, сходи в огород,

Сорви травки мяточки,

Попарь ему пяточки....

Все участники: Парила.......

Хозяйка: болен лежит

Гости: Дрына ему, кумушка,

Да ещё раз голубушка

Час работы настаёт

Да лень работать не даёт

(в это время гости со шваброй гоняют лодыря и высмеивают его)

И в заключение, мне бы хотелось сказать, о том что с помощью музыкальных игр, мы помогаем снять отрицательное значение «Я и только Я» как такового. Так как музыкальный звук приводит «Я» в движение благодаря протеканию во времени и ритму, а определённая конфигурация звуков как выражение чувств наполняет «Я» более определённым содержанием, затрагивающим и привлекающим его к себе.

И дай Бог , в будущем, нам не придётся размышлять над трагедией «Моцарт и Сальери», где автор предоставляя самим читателям увидеть, ужаснуться встречи двух музыкантов, двух мастеров искусств; один из них -это Моцарт, сын гармонии и вдохновения, чистый и благостный служитель прекрасного искусства, музыка которого подобно пению вдохновенного херувима ; верно видящего божественную ткань жизни , но не видящего зла, зависти и коварства , а другой? -...другой это Сальери. Кто он? Чего он хочет? Что он может? Как понимать его?

Вникнув в содержание трагедии , мы делаем вывод: это человек, который в процессе всей своей жизни так и не сумел подавить своё эго, своё «Я» и только «Я».


© 2010-2022