Тематическое планирование по музыке 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы………С.Н.Нуждин

Протокол №…… …………… Т.А.Бурусова Приказ №…………

от «….» ………2015 года от «….» ……………..2015 года от « ….» …………………2015 года

Руководитель……. ( )

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Садовская средняя

общеобразовательная школа

Рабочая программа

по музыке

2 класс

Базовый уровень

1 час в неделю (всего 35 часов)


По УМК « Планета знаний»

Учебник «Музыка 2 класс»; Т.И.Бакланова

Издательство «Астрель», 2012 год, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.


Учитель: Гелагаева Г.В.

2015-2016 уч.год

Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………… ....3

2. Общая характеристика предмета……………………………………………………………………………………………......6

3. Место предмета в учебном плане………………………………………………………………………………………….…..6

4 . Описание ценностных ориентиров содержания учебного прндмета………………………………………………………6

5 Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета……………………………………………….10

6. Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………………….………….….12

7. Учебно- тематический план предмета……………………………………………………………………………………………14

8 . Календарно - тематическое планирование……………………………………………………………………………….……16

9. Учебно-методическое, материально- техническое, обеспечение образовательного процесса……..………………………..36

10. Планируемые результаты учебного предмета…………………………………………………………………………………..37



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке в 2 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке- «Музыка», разработанной Т.И. Баклановой (УМК «Планета знаний»)

Данная программа обеспечена учебно- методическим комплексом автора Т.И. Баклановой, включающим:

  • Программу курса «Музыка» 1-4 классы Т.И. Баклановой .- Москва АСТ: Астрель, 2011 г.

  • Методические рекомендации. Тематическое планирование «Обучение в 4 классе»по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой .-Москва АСТ: Астрель, 2013 г.

  • Учебник «Музыка» 2класс Т.И. Бакланова.- Москва АСТ «Астрель» 2014 г.

  • Музыка: Дневник музыкальных путешествий: К учебнику Т.И. Баклановой «Музыка»: 2 класс/ Т.И. Бакланова.- Москва: АСТ:Астрель,2014г.



Программа разработана на основе современных научно - педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно - песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе - музыкального образования, в формировании духовно - нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно - исторических и национально - культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе - к одаренным детям.

Главная цель программы - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально_-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов .

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)

Задачи:

1. Формирование музыкально - информационной культуры, основ музыкальных знаний о звуковой природе музыкального искусства;

- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке, песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;

- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.

2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;

- определять на слух музыкально - выразительные средства, использованные композитором;

- различать песню, танец, марш;

- определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов - классиков.

3. Формирование музыкально - исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции)

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»


Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака

Дикция

Нечеткая.
Согласные
смягченные.
Искажение
гласных. Пропуск
- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Общая характеристика учебного предмета.

В планировании уделено внимание реализации таких требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет музыка изучается в 1- 4 классах 1 раз в неделю (138 ч за год), в 1 классе - 33 часа, во 2 классе - 35 часа в год, в 3 классе - 35часа в год, в 4 классе - 35 часа в год

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета "Музыка".


Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертые классы в общей учебно-игровой форме - воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

  1. «Где музыка берет начало?» путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс)

  2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями (2 класс)

  3. «Где живет музыка?» путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс)

  4. Музыкальная жизнь разных стран и народов»:музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс)

Благодаря такой структуре программы ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них - к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно - информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценностям семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов- классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные ФГОС для начальной школы:

«Музыка в жизни человека»;

«Основные закономерности музыкального искусства»;

«Музыкальная картина мира»

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально - образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.

Художественно - эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно - эстетической культуры личности.

Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры.
Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.

Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства становятся:
- музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины;
музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями;
музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.
В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.
В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке.

Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной.

Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).

Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.

Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.

Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.

Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия.

Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно - творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.

Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

  • Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

  • Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;

  • Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• чувства сопричастности к культуре своего народа;

• эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;

• понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;

• положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;

• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

• эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);

• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);

• определять куплетную форму и вариации;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;


Метапредметные


Регулятивные

Учащиеся научатся:

• понимать цель выполняемых действий;

• понимать важность планирования работы;

• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• вносить коррективы в свою работу;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);

• решать творческие задачи, используя известные средства.

Учащиеся получат возможность научиться:

• продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;

• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

• различать и соотносить замысел и результат работы;

• включаться в самостоятельную музыкально - творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

• использовать приёмы игры на ударных, духовых иьструнных народных музыкальных инструментах;

• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.


Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

• группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;

• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);

• классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);

• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;

• читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;

• выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• участвовать в коллективном обсуждении;

• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам;

• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён - прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;

• выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

• включаться в самостоятельную музыкально - творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

• использовать приёмы игры на ударных, духовых иьструнных народных музыкальных инструментах;

• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Содержание курса 2 класс (35 ч)

Содержание программы второклассников основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах, воплощающих высшие духовно-нравственные ценности и идеалы традиционной российской культуры. Но если в первом классе доминировали образы природы и сказочных героев, то во втором классе больше внимания уделено музыкальным образам людей (их чувствам, настроениям, характерам), а также образам России и некоторых других стран мира.

Программа для второго класса структурирована в виде четырех больших тем: «В сокровищнице Волшебницы Музыки», «Встречи с великими композиторами», «В Стране музыкальных инструментов», «В Певческой стране».

Первая часть программы «В сокровищнице Волшебницы Музыки» (первое полугодие) поможет детям лучше понять, что такое музыка и какова ее роль в жизни людей. Известно, что музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность во всем многообразии форм ее существования (пространство, время, движение, материя, энергия). Безусловно, такие фундаментальные философские категории недоступны для адекватного понимания второклассников. Но в сказочной форме, с помощью различных волшебных предметов из сокровищницы Волшебницы Музыки можно сформировать у детей образные представления о том, что: музыка отражает весь наш мир, в том числе природу, образы людей и сказочных героев (тема «Музыкальное зеркало»);

музыка может переносить слушателей в разные времена суток, года и в разные эпохи (темы «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь», «Музыкальная машина времени»);

музыка способна переносить слушателей в разные страны мира, в гости к разным народам (тема «Музыкальный глобус»);

музыка не только отражает, но и преображает мир, делает людей добрее, помогает им в радости и в печали, украшает нашу жизнь (тема «Волшебная музыкальная палочка);

музыка помогает людям сохранить духовное и физическое здоровье (тема «Музыкальная аптечка»).

В «Школе Скрипичного Ключа» дети продолжают знакомство с основами нотной грамоты, прежде всего с условными обозначениями в нотных текстах темпа и характера исполнения музыки.

Ключевыми понятиями данной части программы являются «музыкальный образ», «музыкальная интонация», «выразительность и изобразительность музыки».

Основная роль, предлагаемая детям в этой четверти, - слушатели музыки.

Вторая часть программы «Встречи с великими композиторами» (третья четверть) предусматривает знакомство учащихся с детскими годами великих русских композиторов-классиков М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Здесь дети постигают «секреты» творческого успеха великих классиков: любовь к родной природе, семейные музыкальные традиции, привитый с детства интерес к народной музыке, образованность, впечатления от путешествий по России и другим странам мира, любовь к своей Родине и др. Примеры знаменитых творческих личностей дают каждому учащемуся возможность «спроецировать» (пока интуитивно) перспективы собственного личностного творческого роста и жизненного успеха.

В «Школе Скрипичного Ключа» дети присутствуют на уроке композиции.

Ключевыми понятиями данной части программы являются «композитору и «музыкальное творчество». Понятие «музыкальный образ» конкретизируется в музыкальных образах детства (родительского дома, сказочных героев, детских игр и игрушек), России, родной природы (долины, моря, природных стихий, времен года), русского народа, православного храма, а также в образах разных стран, где побывали композиторы.

Основная роль, предлагаемая детям в этой части программы, - представить себя композитором - создателем музыкальных произведений.

Третья часть программы «В Стране музыкальных инструментов» (четвертая четверть) предусматривает прежде всего знакомство детей, с разными «семействами» музыкальных инструментов (духовыми, ударными и струнными), с разными видами инструментальных ансамблей и оркестров (симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов и духовым оркестром), с некоторыми известными инструментальными коллективами, а также с произведениями русских композиторов-классиков для инструментального исполнения.

В «Школе Скрипичного Ключа» дети «посещают» музыкальную мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты.

Данная часть программы осваивается детьми преимущественно в процессе элементарного музицирования.

Основная роль, предлагаемая детям, - представить себя солистом-инструменталистом, участником инструментального ансамбля или шумового оркестра, а также музыкальным мастером, изготавливающим из природных материалов или предметов обихода простейшие музыкальные инструменты. Также возможно освоение детьми роли дирижера оркестра.

Содержание Четвертой части программы «В Певческой стране» (четвертая четверть) акцентировано на вокально-хоровой деятельности. Это позволяет в игровой форме познакомить детей с разными видами вокальных ансамблей (дуэтом, трио, квартетом и др.), хоров (академическим, народным, церковным), а также с правилами охраны певческого голоса. Программой предусмотрено также освоение детьми основ вокального искусства в процессе выполнения разнообразных упражнений.

В «Школе Скрипичного Ключа» дети присутствуют на уроке вокала.

Основная роль, предлагаемая детям, - активное, творческое освоение роли певца - солиста, участника вокального ансамбля и хориста. Детям также можно предложить попробовать себя в роли дирижера хора.

Объем программы. Программа рассчитана на 35 часов (по одному часу в неделю). Ее вариативная часть предполагает взаимосвязь уроков музыки с различными формами внеклассной работы и дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся с помощью родителей. Программное содержание варьируется в зависимости от объема учебных часов, отведенных на уроки музыки в учебном плане школы. Дополнительные (вариативные) темы могут осваиваться также в процессе подготовки школьных праздников и других мероприятий.

Повторение пройденного материала. Как и в первом классе, песни, разученные на одном уроке, рекомендуется неоднократно вспоминать и повторять, особенно на тех уроках, где в соответствии с программой не предусмотрено разучивание новых вокально-хоровых произведений. Целесообразно также неоднократно напоминать детям прослушанные музыкальные произведения (или их фрагменты) и повторять арт-терапевтические упражнения.

Учебно -тематический план предмета

2 КЛАСС.

Кол

часов

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

1

«В сокровищнице Волшебницы музыки»

Музыкальное зеркало

16

2

1

Музыкальные часы

3

1

Музыкальные часы.

Доброе утро.

4

1

Музыкальные часы.

Шумный день

5

1

Музыкальные часы Добрый вечер!

6

1

Музыкальные часы.

Тихая ночь

7

1

Музыкальный календарь: музыка осени

8

1

Музыкальный календарь: музыка зимы.

9

1

Музыкальный календарь: музыка весны.

10

1

Музыкальная машина времени: Времена рождения музыки

11

1

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина

12

1

Музыкальная машина времени: старинная русская церковная музыка

13

1

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.

14

1

Музыкальный глобус: путешествуем по России

15

1

Музыкальный глобус: едем в далёкие края.

16

1

Волшебная музыкальная палочка.

17

1

«Встречи с великими композиторами»

На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины


10

18

1

На родине М.И. Глинки: «Камаринская»

19

1

На родине М.И. Глинки: в музыкальной гостиной.

20

1

На родине М.И. Глинки: под звон колоколов

21

1

На родине М.И. Глинки: сердце Родины

22

1

В родительском доме П.И. Чайковского: мама

23

1

В родительском доме П.И. Чайковского: детские песни.

24

1

В родительском доме П.И. Чайковского: утренняя молитва.

25

1

Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским - Корсаковым: во владениях Морского царя.

26

1

Морское плавание с композитором Н.А. Римским - Корсаковым: ветер по морю гуляет

27

1

В стране музыкальных инструментов

Семейство музыкальных инструментов

6

28

1

Семейство духовых инструментов.

29

1

Семейство струнных инструментов

30

1

Инструментальный ансамбль

31

1

Оркестр

32

1

У кого какой голос

33

1

В певческой стране

Вокальный ансамбль

3

34

1

Хор: детский хор

35

1

Заключительный урок концерт

Тематическое планирование изучения учебного материала

во 2 классе 35 ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Формирование универсальных учебных действий

Форма организа

ции познава

тельной деятель

ности

Формы контроля

Организация самостоятельной

деятельности

Наглядность

ИКТ


Дата

Предметные

Метапред

метные

(УУД)

Личност

ные



знать

уметь





П

Л

А

н

Ф

А

К

т


В сокровищнице волшебницы музыки

1

Музыкальное

зеркало

стр. 6 - 7

Введе

ние в тему

Иметь первоначальные

представления о музыкаль

ном искусстве,

как отражении мира в музыкальных образах, имеющих интонационную природу

Уметь соотносить образы изобразительного искусства с музыкаль

ными.

Устанавливать взаимосвязи между музыкальной и другими видами искусства на уровни общности тем и художественных образов

Любовь к музыкальному искусству, художественный вкус

Фронтальная

Первичный

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Зеркало».

Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодий - «музыкальных отражений» ученика (например: «Мне весело», «Мне спокойно», «Мне грустно», «Мне тревожно». «Мне страшно»).

Изображение карты музыкального маршрута, символы первого полугодия

2

Музыкальные часы

Стр. 8 - 9

Углубление в тему

Иметь первоначальные представления о взаимосвязи музыки и времени и как одной из основ развития музыкально - слушательской и музыкально - исполнительской культуры учащихся.

Определять время суток, используя средства музыкальной выразительности.

Чувство ритма, образного восприятия музыки, потребность в творческой самореализации

Любовь к музыкальному искусству, любознательность

Фронтальная

Внешний, самоконтроль

Элементарное музицирование: Музыкальная ипровизация «Часы» (Музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, ложки тарелки; метроном).Музы-кальная импровизация

«Часы с кукушкой».

Муз.-пластическая деятельность.

«Танец часов»(под музыку И.Саца «Часы»-фрагмента из музыки к спектаклю «Синяя птица»)

Элементарное музицирование:сочинить и исполнить музыкальную картину «Утро в моем доме»

Муз.- изобр. деятельность: нарисовать «Музыку рассвета»

Изображение карты музыкального маршрута, символы первого полугодия

коробка в виде сокровищницы Волшебницы Музыки и элементы костюма Волшебницы

3


Музыкальные часы.

Доброе утро.

с.10

Углубление в тему

Понятие «выразительность» и «изобразительность» в музыке

Определять средства музыкальной выразительности и при восприятии образа рассвета и утра в музыке

Способность эмоционально реагировать и выразительно исполнять музыку, в которой нарастает эмоциональное напряжение

Бережное отношение к природе. Восприятие красоты природы.

Пение:вокально-интонационная импровизация «Утренние приветствия»

Арт-терапевтическая деятельность:

Упражнение

«Пробуждение».

Основы муз. композиции.

Сочинение звуковой картины «Музыка рассвета».

Выставка детских рисунков на тему: «Музыка рассвета»

4

Музыкальные часы.

Шумный день

С.11

Углубление в тему

Понятие «восклицательная и вопросительная интонация»

Различать интонации и выразительно исполнять энергичную музыку, передавая ее эмоциональную напряженность

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Трудолюбие и позитивное отношение к жизни и людям

Фронтально-групповая, индивидуальная

Внешний,самоконтроль

Муз.-исполнительская деятельность.

Пение: вокальная импровизация на тему «Какой хороший день!» Вокально -интонационные импровизации на тему «Шумный день».

Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Посудный марш» по сказке К. Чуковского «Федорино горе» (шумовой оркестр: ложки, сковорода, крышки от кастрюль, стеклянный кувшин с водой, чашка).

Основы муз. композиции.

Музыкальный рассказ «Шумный день в большом городе» (Музыкальные инструменты: барабаны, трещетка, маракасы, треугольник, тарелки, свисток,колокольчик).

Выставка детских рисунков на тему «Музыка рассвета»


5

Музыкальные часы Добрый вечер!

С.12

Углубление в тему

Средства музыкальной выразительности, необходимые для создания музыкального образа вечера

Эмоционально реагировать и выразительно исполнять затихающую музыку («музыку заката»), передавая выраженный в музыке спад эмоционального напряжения, расслабление.

Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении музыкально-творческих задач.

Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности

Доброжелательное отношение к людям и способность к умиротворению

Фронтально-индивидуальная

Внешний,самоконтроль

Муз.-исполнительская деятельность.

Пение: вокально-интонационная импровизация «Добрый вечер!»

«Вечерняя песня» (муз. А. Тома, сл. К.Ушинского).

Песня «Закатилось солнышко» (муз. М.Парцхаладзе, сл. М.Садовского).

Основы муз.композиции.

Сочинение звуковой картины «Музыка заката»

Фотографии и рисунки различных часов.Презентация: «Вечерние пейзажи».

6

Музыкальные часы.

Тихая

ночь

С.13-14

Углубление в тему

Колыбельные песни. Средства музыкальной выразительности для передачи

Образа ночи

Способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять тихую, безмятежную («ночную»)музыку, передавая расслабленное эмоциональное состояние.

Осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывая собственный исполнительский замысел.

Любовь к семье и родному дому.

Преодоление негативных эмоций с помощью спокойной музыки.

Фронтально-индивидуальная

Внешний,самоконтроль

Муз.-исполнительская деятельность.

вокально-интонационная импровизация «Спокойной ночи!»

Элементарное музицирование:

Ритмический аккомпанемент песни « Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А.Островского)

(треугольник)

Основы муз.композиции.

Сочинение звуковой картины «Мой сон» (музыкальный инструмент-детский синтезатор).

Фотографии и рисунки и различных часов.Презентаци я «Вечерние пейзажи». Детские игрушки(мишка, заяц, кукла и др.)

7

Музыкальный календарь: музыка осени

С.14-15

С.16-17

Расширение темы

Средства музыкальной выразительности для передачи для образов разных времен года.

Сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Слушать и выразительно исполнять грустную музыку («музыка у осени»)



Находить взаимосвязи музыки и времени на материале музыкальных образов времен года Сравнивать музыкальные картины осени, сопоставлять образ осени в музыке, живописи и поэзии.

Эмоциональная отзывчивость на природные явления и музыку окружающего мира.

Фронтально-индивидуальная

Внешний,самоконтроль

Муз.-исполнительская деятельность.

Вокально-хоровые упражнения. Песня «Времена года» (муз. и слова Ц.Кюи)

Вокально-интонационная импровизация «Осень». Звуковая картина «Осень».(пение)

Элементарное музицирование:

Звуковая картина

«Осень» ( любые музыкальные инструменты предметы)

Арт-терапевтическая деятельность:

Игра «Опавшие листья».

Муз.-изобразительная деятельность.

Беседа о звуках природы по картине И. Остроухова «Золотая осень».

Основу музыкальной композиции. Сочинение мелодии к одному из стихотворений об осени.

Репродукции картин и фото разных времен года

8

Музыкальный календарь: музыка зимы.

Стр. 18-19.

Углубление в тему

Календарные песни

Определять настроение в музыке и других видах искусства. Слушать и выразительно исполнять «праздничную» весёлую музыку (на материале зимних праздников).

Сравнивать музыкальные картины зимы, сопоставлять образы зимы в музыке, живописи и в поэзии.

Осознание роли музыки в традиционной народной культуре на материале Святок и Масленицы.

Фронтально-индивидуальная

Внешний самоконтроль

Элементарное музицирование:

Звуковая картина «Лес зимой (металлофон, треугольник).

Выставка репродукций и фото с зимними пейзажами.

9

Музыкальный календарь: музыка весны. Стр. 20-21

Углубление в тему

Календарные песни весны

Слушать и выразительно воплощать в исполняемой музыке образы и настроения пробуждающейся весенней природы, «музыки весны».

Сравнивать и сопоставлять образы весны в музыке, живописи и литературе.

Позитивное отношение к окружающему миру, способность к самораскрытию своей личности и эмоциональной саморегуляции с помощью музыки.

Фронтальная

Внешний, взаимоконтроль

Элементарное музицирование: Звуковая картина - импровизация «Весенние воды» (на одном или нескольких музыкальных инструментах по выбору детей).

Арт-терапевтическая деятельность:

Упражнение «Расцветает подснежник» (по музыке П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»).

Упражнение «Весенний ручеёк» (под аудиозапись журчания ручья).

Выставка репродукций и фото с весенними пейзажами.

10

Музыкальная машина времени: Времена рожде

ния музыки.

с.24-27

Расширение темы.

Отражение в музыке прошлого, настоящего и будущего времени. Рождение музыки в древние времена из звуков окружающего мира. Связь музыки с жизнью людей.

Создавать пластическую импровизацию на тему: «Танец древних людей».

Осознание взаимосвязи музыки и времени (на материале образов первобытной синкретичной культуры) как основы развития их синкретичных музыкально-пластических и музыкально-актёрских способностей.

Интерес к истории музыки и древним истокам культуры человечества.

Фронтально - групповая

Внешний взаимоконтроль

Пение: упражнение на звукоподражание «Мотор». Вокально - интонационная игра «Разговор древних людей».

Элементарное музицирование: звуковая картина «Жизнь древних людей» (любые музыкальные инструменты).

Муз.-пластическая деятельность. «Танец древних людей» (под аккомпанемент ударных инструментов или звукозаписи песни «Дино-динозавры» (муз. Е Крылатова, сл. Ю. Энтина).

Муз.-изобразительная деятельность.

Рисунок на тему «Музыка древних людей».

11

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина

стр. 28

Углубление в тему

Первоначальные представления о русском фольклоре как одном из главных сокровищ в музыкальном наследии России.

Различать жанры народных песен: трудовые, свадебные, плясовые и др.

Выражать эмоционально - ценностное отношение к русскому музыкальному фольклору.

Интерес к народному музыкальному творчеству как части народной культуры.

Фронтальная

Внешний, самоконтроль

Запись своих впечатлений о путешествии в русскую музыкальную старину.

12

Музыкальная машина времени: старинная русская церковная музыка

»

Углубление в тему

Иметь представления о русском церковно-певческом искусстве и церковных колокольных звонах как одном из главных сокровищ в музыкальном наследии России.

Сравнивать разные колокольные звоны и музыкальные произведения для колоколов

Характеризовать образы русской церковной музыки; осознание возможностей музыки в раскрытии и преображении духовного мира человека.

Уважительное отношение к православной художественной культуре и к традициям Русской Православной церкви.

Фронтальная

Внешний


13

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.

Стр. 30-31

Углубление в тему

Знать отражённые в русской классической музыки образы европейских стран

Устанавливать взаимосвязи музыки и времени (на доступном второклассникам материале о музыкальном наследие разных зарубежных стран и народов).

Сопоставлять и анализировать музыку разных народов

Интерес к истории музыки.

Фронтальная

Внешний, самоконтроль.

Подготовить репортаж о путешествии в музыкальное прошлое одной из стран мира.

14

Музыкальный глобус: путешествуем по России. Стр. 34-37.

Расширение темы.

Иметь первоначальные представления о многообразии музыкальных традиций народов России.

Различать звучание музыкальных инструментов разных народов России.

Устанавливать взаимосвязи с категорией «пространство»

Уважение к культурным традициям народов России (в том числе Поволжья).

Фронтальная

Внешний, взаимоконтроль

Запись своих впечатлений о путешествии в гости к разным народам России.

15

Музыкальный глобус: едем в далёкие края. Стр. 38-39.

Углубление в тему

Иметь первоначальные представления о многообразии музыкальных традиций народов зарубежных стран.

Выразительно исполнять песни разных народов

Сравнивать музыкальные произведения зарубежных композиторов.

Готовность к межкультурным коммуникациям

Фронтальная

Внешний

Подготовить рассказ о музыке одной из стран мира или об одном композиторе данной страны.

16

Волшебная музыкальная палочка.

Стр. 42-43.

Расширение темы

Выразительно - изобразительные интонации в балете С. Прокофьева «Золушка».

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Осознание преображающей силы музыки, способной изменять людей и их жизнь. Преодоление заниженной самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

Внешний самоконтроль

Музыкальная драматизация. Игра - драматизация «Волшебная палочка»: инсценирование под музыку С. Прокофьева к балету «Золушка» сцен «Золушка превращается в принцессу», «Тыква становится каретой», «Мыши превращаются в коней».

Встречи с великими композиторами





17

На родине Михаила Ивановича Глин

ки: среди долины

с. 54-55

Введение в тему

Дать понятие вариационной формы. Знать отражённые в музыке М. Глинки образы русской природы и народной жизни.


Узнавать форму вариации в прослушанных произведениях.

Сравнивать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов.

Осознание благотворного влияния любви композитора к народной музыке на его творческие достижения.

Фронтальная

Внешний, самоконтроль.

Музыкально - пластическая деятельность.

Пляска под мелодию русской народной песни «Камаринская».

Арт - терапевтическая деятельность. Упражнение «Комар».

18

На родине М.И. Глин

ки: «Камаринская»

с.56

19

На родине М.И. Глин-

ки: в музыкальной гостиной.

С.57

Углубление в тему

Иметь представление о старинных традициях домашнего музицирования в русских усадьбах и отражением этих традиций в творчестве М.И. Глинки

Основные характерные черты и образцы творчества М. И. Глинки

Ценностное отношение к семье.

Фронтальная

Внешний

Музыкально - изобразительная деятельность: нарисовать иллюстрации к произведениям М.И. Глинки для выставки рисунков «В музыкальной гостиной».

20

На родине М.И. Глин

ки: под звон колоколов.

С.58-59

В.Гаврилин «Перезвоны»

(повторение)

Углубление

Старинные традиции церковных колокольных звонов и их «отражения» в произведениях М.И. Глинки.

Различать различные виды колокольных звонов: благовест трезвон, встречный, проводной, набат

Характеризовать образы творчества М.И. Глинки.

Интерес и ценностное отношение к церковному православному искусству как к одному из сокровищниц культурного наследия России.

Фронтальная

Внешний

Элементарное музицирование: звуковая картина «Колокола». Провести дома музыкальный эксперимент: придумать и сыграть разные ритмические рисунки колокольных звонов на любых металлических предметах.

21

На родине М.И. Глин

ки: сердце Родины.

с.60-61

Углубление в тему.

Понятие гимна и герба. Патриотическая тема в творчестве М.И. Глинки.

Уметь сочинять небольшие мелодии.

Адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы с учителем. Оценивать правильность выполненного задания.

Чувство уважения к народным традициям, музыкальной культуре России.

Фронтальная

Внешний, самоконтроль

Основы музыкальной композиции.

Сочинение гимна музыкальной страны. Музыкально - изобразительная деятельность.

Рисунок герба музыкальной страны.

22

В родительском доме П.И. Чайковского: мама

с.62-63

Расширение темы

Иметь первоначальные представления о влиянии семьи и домашнего музыкального воспитания на становлении творческой личности композитора.

Узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества П.И. Чайковского. Уметь читать и записывать нотные знаки.

Характеризовать образцы творчества П. Чайковского

Ценностное отношение к семье и другим детям.

Фронтально-индивидуальное

Внешний, самоконтроль

Вокальная импровизация на тему «Моя мама».

Элементарное музицирование:

Музыкально - инструментальная импровизация на тему «Моя мама» (на любом музыкальном инструменте).

Основы музыкальной композиции.

Сочинение «музыкального портрета» - мелодии «Моя мама».

Музыкально - изобразительная деятельность:

нарисовать иллюстрацию к одной пьесе из цикла «Детский альбом» П. Чайковского.

23

В родительском доме П.И. Чайковского: детские песни.

Углубление в тему

24

В родительском доме П.И. Чайковского: утренняя молитва.

с.68-69

Углубление в тему

Иметь первоначальные представления о важной роли церковной музыки как культурного наследия России в творчестве русских композиторов - классиков (на примере произведений П.И. Чайковского)

Сопоставлять музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Делиться своими впечатлениями о музыкальных образах и возможностях музыки раскрывать и преображать духовный мир человека.

Ценностное отношение к церковному православному искусству как одному из сокровищ культурного наследия России.

Фронтальная

Внешний

Запись в «Дневнике путешествий по музыкальному миру» названия произведений, свои впечатления о воображаемых встречах с П. Чайковским.

25

Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским - Корсаковым: во владениях Морского царя.

с.70-71

Углубление в тему

Иметь представление о судьбе композитора Н.А. Римского - Корсакова и о музыкальных отражениях морской стихии в его произведениях.

Отличать звучание гуслей от других русских народных инструментов.

Сравнить музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Фронтальная, индивидуальная

Внешний, самоконтроль

Пение: Упражнение «Звуковые волны». Песня «Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) - повторении.

Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Переливы волн» (музыкальный инструмент: игрушечные гусли).

Арт - терапевтическая деятельность:

Слушание звуков моря. Упражнение «Игра с волной», «Качка», «Лодочки в океане» (под музыку М. Равеля «Лодочка в океане») - повторение.


26

Морское плавание с композитором Н.А. Римским - Корсаковым: ветер по морю гуляет.

с.72-73

Обобщающий урок.

Иметь представление об опере и взаимосвязи в ней различных видов искусств.

Узнавать на слух изученные музыкальные произведения М. Глинки, П. Чайковского, Н.А. Римского - Корсакова.

Устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и их художественных образов.

Чувство сопричастности к культуре своего народа.

Фронтальная

Внешний (тематический).

Основы Музыкальных знаний.

Образы моря в искусстве (музыке, поэзии, живописи).

Слушание музыки. Музыкальная картина «Море» - вступление ко второму акту оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Арт - терапевтическая деятельность. Упражнения «Шум моря», «Буря».

Музыкально - изобразительная деятельность.

Рисунок «Сказочное море» (иллюстрация музыкальной картины «Море»).

В стране музыкальных инструментов



27

Семейство музыкальных инструментов

с.90-91

Введение в тему

Иметь представление об ударных музыкальных инструментах

Играть на ударных, духовых и струнных музыкальных инструментах. Группировать музыкальные инструменты (духовые, струнные, ударные). Использовать знания о средствах музыкальной выразительности при игре на инструментах.

Ассоциативно - творческое мышление.

Интерес к музыкально - исполнительской деятельности.

Фронтально - индивидуальная

Внешний, взаимоконтроль

Основы музыкальных знаний.

Инструментальная музыка. Ударные музыкальные инструменты. Громкость, тембр звука, ритм, интонация.

Элементарное музицирование:

звуковые картины «Весенняя капель», «Стук колёс поезда», «Треск дров в печке», «Камнепад в горах». Ритмический аккомпанемент русской народной песни «Дон - дон» (ударные музыкальные инструменты).

28

Семейство духовых инструментов.

Углубление в тему.

Иметь представление о духовых музыкальных инструментах.

Ассоциативно - творческое мышление.

Интерес к музыкально - исполнительской деятельности.

Фронтально - индивидуальная

Внешний, взаимоконтроль

Элементарное музицирование:

мелодия русской народной песни «На зелёном лугу» (свирель).

Арт - терапевтическая деятельность.

Упражнение «Гармошка» (повторение).

29

Семейство струнных

инструментов

Углубление в тему.

Иметь представление о струнных музыкальных инструментах. Понятие «стаккато» и «легато».

Ассоциативно - творческое мышление.

Интерес к музыкально - исполнительской деятельности.

Фронтально - индивидуальная

Внешний, взаимоконтроль


30

Инструментальный ансамбль

Углубление в тему.

Понятие «инструментальный ансамбль», виды ансамблей: дуэт, трио, квартет.

Музицировать в ансамбле.

Анализировать результаты собственной и коллективной работы.

Интерес к музыкально - исполнительской деятельности

Фронтальная, групповая

Взаимоконтроль

Элементарное музицирование:

звуковая картина «Перекличка птиц» (дуэт свистулек). Мелодия песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано, барабан, бубен). Мелодия французской народной песни «Братец Яков» (квартет: фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен).


31

Оркестр

Углубление в тему.

Понятие о видах оркестров, их составе и расположении музыкантов в оркестре.

Группировать инструменты по группам

Различать звучание отдельных музыкальных инструментов и различных оркестров.

Интерес к симфонической музыке.

Музыкально - пластическая деятельность:

Пластическая импровизация «Оркестр» (имитация игры на различных инструментах симфонического оркестра).

32

У кого какой голос

Введение в тему

Понятие «вокальная музыка». «тембр», «певческие голоса».

Чисто интонировать

Представление о певцах как «связующем звене» между созданными композитором вокальными произведениями и их слушателями.

Интерес к вокальной музыке и пению.

Пение:

вокально - интонационная игра «Телефон».

Музыкальная драматизация.

Музыкальная инсценировка стихотворения К Чуковского «Телефон».

В певческой стране



33

Вокальный ансамбль

Углубление в тему.

Понятие «вокальный ансамбль», «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет», «унисон».

Чисто интонировать при пении в ансамбле.

Участвовать в коллективном исполнении и обсуждении, высказывать собственное оценочное суждение.

Интерес к вокальной музыке и пению.

Фронтальная, групповая

Внешний, взаимоконтроль

Ансамблевая вокальная импровизация «Тянем, потянем…». Повторение пройденных песен (исполнение их разными ансамблями).

Музыкальная драматизация.

Музыкальная инсценировка русской народной песни «Репка».

34

35

Хор: детский хор

Обобщение темы года

Понятие «хор», «детский хор», «дирижёр». «канон».

Выразительно исполнять ранее изученные произведения.

Интерес к хоровому пению в процессе творческой (исполнительской и познавательской) деятельности

Интерес к хоровой музыке и пению в хоре.

Фронтальная, групповая

Внешний, групповой

Подготовить рассказ об одном из знаменитых хоров.





Основные требования

к уровню знаний и умений учащихся


К концу второго класса ребенок должен:

• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

• исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосны вокальные произведения с сопровождением;

• сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

• выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);

• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);

• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова;

• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён - прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир

человека;

• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• самостоятельно выполнять упражнения арт - терапии;

• сочинять небольшие мелодии;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Учебно-методическое, материально- техническое, обеспечение образовательного процесса

Данная программа обеспечена учебно - методическим комплексом автора Т.И. Баклановой, включающим:

  • Программу «Обучение во 2 классе» по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой (Москва АСТ «Астрель» Полиграфиздат 2011 г.)

  • Методические рекомендации, поурочные разработки. (Москва АСТ «Астрель» 2011 г.)

  • Учебник «Музыка» 2 класс Т.И. Бакланова (Москва АСТ «Астрель» 2011 г.)

  • Хрестоматия музыкального материала.

  • Фонохрестоматия

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов

Технические средства обучения

- компьютер;

- DVD;

- музыкальный центр.

- телевизор LD

- микрофоны

- музыкальные колонки

- стойка для микрофона

- видеомагнитофон

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (баян);

- комплект детских музыкальных инструментов;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.


  • Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

  • Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

  • Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».


Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

• положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

• эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять упражнения арттерапии;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• вносить коррективы в свою работу;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий;

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

Познавательные

Учащиеся научатся:

• «читать» условные знаки, данные в учебнике;

• находить нужную информацию в словарях учебника;

• различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• читать нотные знаки;

• сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

• характеризовать персонажей музыкальных произведений;

• группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• выслушивать друг друга, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении;

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;





© 2010-2022