Открытый урок по музыке на тему

открытый  урок по музыке 5 класс , 3 четверть тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку" тема урока: "История в музыке"  цель:Ввести учащихся в мир большого искусства,научить любить и понимать музыку композоторов-классиков.Обогатить духовный мир ребенка. Задачи. 1.учащиеся  научится  воспринимать музыку М.П.Мусоргского,С.С.Прокофьева как живое искусство,вслушиватьсяв произведения художников и видеть музыку. 2.проводить интеграцию жизненныхсобытий и произведений искусств.   Музыкальный материал,н...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5-м классе "История в музыке"

3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку»

Фатеева Анна Геннадьевна учитель музыки

Урок-путешествие.

Цель: Ввести учащихся в мир большого искусства, научить любить и понимать музыку композиторов-классиков. Обогатить духовный мир ребенка.

Задачи:

1.Научить воспринимать музыку М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева как живое искусство. Учить вслушиваться в произведения художников и видеть музыку. Проводить интеграцию жизненных событий и произведений искусств.

2. Развивать мышление, речь ,духовный и нравственный мир ученика, внутренний слух, умение видеть музыку, оживлять события истории в соответствии с звучащим произведением.

Развивать музыкальные способности, эстетический вкус к искусству, исполнительские навыки, творческие способности.

3.Воспитывать культуры слушания, любовь к Родине, волнение за судьбу Родины и героя.

Музыкальный материал, наглядность:

1.Отрывок из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» диск «Лучшие мировые хиты».

2.Ария Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» (исполнение, слушание)

3.»Мальчишки» музыка С.В.Савельева ( разучивание 1 куплета, исполнение)

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, муз. запись, синтезатор.

Подготовительный этап: дети разучивают стихи о Родине, о природе, краски, бумага,фламастеры.

Ход урока:

(Звучит «Вальс» из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»)

Учитель: Художники в широком смысле слова-

Поэты.трагики.певцы-

Одни довольно быстро скисли,

Другие,право,молодцы.

На арфе,или же на лире,

Иль краскими на полотне

Но чтобы там ни говорили

Мы с вами родственны вполне.

Одна судьба, одна задача.

Рисуй,играй,или пиши.

Но непременно что-то знача

Для человеческой души. (Музыка смолкла)

Учитель: Здравствуйте мои путешественники. Я не оговорилась, потому что сегодня мы отправляемся в необычное путешествие с волшебной книгой красок,звуков,слов,поэзии,под названием «Назад в прошлое» на фоне музыке звучит «Рассвет на Москве-реке».

Слайд №1

Учитель: Сегодня в прошлое вернемся с вами

Поймем, какими чудесами

Россия славилась, когда

Царь Петр правил у дворца.

Слайд №2 Россия ,год 1682…..

В это время царь Петр 1,жестокий,справидливый, решительный, поставил цель-превратить Россию в великую державу. Непросто было осуществить свою мечту. Страна была отсталой, народ жил в нищете. Что же нужно сделать царю? Первую очередь объяснить значение флота, а если надо применить силу. Молод был царь, страивали заговоры против него, но сила царя была велика, эту силу духа он передал людям. Выстроили флот для расцвета Русской державы. Эти события вдохновили многих художников,композиторов,поэтов. Среди музыкантов был великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

Слайд №3

Ученик: М.П.Мусоргский (1839-1881гг.) родился в дворянской семье,был отдан на учебу в школу гвардейских прапарщиков,судьба его изменилась в 16 лет, вместо того чтобы стать офицером, он посвящает себя служению музыки. Он видел в музыке счастье души, оно стало трагичным и великим; его детьми стали творения, домом-его музыка,карьера-признание народа после смерти.

Своей задачей считал-выражение, воплощение ,народного,исторического духа.

Учитель : Его оперы запрещали к постановке.

Меняются цари, дерутся за власть.

Мешал оперой «Хованщина» М.П.Мусоргский,потому что утверждал победу нового,светлого над старым прошлым русского государства. (звучит фрагмент из оперы «Рассвет на Москве-реке». учитель настраивает на видение музыки и слушание)

Спасибо. Тем, чьи глаза выразили состояние души, то понял что хотел музыкой передать М.П.Мусоргский.

Какие картины могли вы представить?

Какие краски подходят к музыкальному отрывку? Почему?

Как? (идет беседа о выразительных возможностях музыки)

(В данном отрывке музыкального произведения дети могут по разному ощутить музыку, у каждого свой внутренний мир. Если возникнет ситуация спора, описывающие события, учитель должен найти верный ответ детей, они сами сделают вывод.)

Учитель: Ваши ответы говорят о том, что вы можете понимать и переживать события нашей истории.

Посмотрите на иллюстрации русских художников.

Слайд№4

Какая из них подойдет Почему? В августе 1881 года опера была почти закончена, но Мусоргский умер, а его мысли, душа живет в его музыке.

Слайд№5 (звучит фрагмент музыки)

Ученик: «Над Москвой великой златоглавой

Над стенной Кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор

Под тесовыми кровельками играючи

Заря алая поднимается.

Ученик: Разметала кудри золотистые

Умывается снегами рассыпчатыми

Как красавица, глядя в зеркальце

В небо чистое смотрит улыбается.

(на фоне музыки)

слайд№6

учитель: год 1812 Русь во власти войны. Народ готов отстоять Отечество от внешних врагов Франции. Хочет миром владеть Наполен. Уставшие люди защищают Москву. Командует русскими войсками М.Кутузов. Послушайте Арию Кутузова, оживите музыку, представьте события и полководца, поймите каким характером должен обладать Кутузов?(слушание )

Учитель: Спасибо, что вы представили, слушая арию? Какие краски возьмете, чтобы выразить внутренний мир Кутузова? Почему? Если бы вы были художниками, какую композицию, фон выбрали для работы? (беседа о выразительных и изобразительных возможностях музыки)

Ученик: История и искусство спутники вечные…

В музыке чувствуем думы сердечные

Воля Кутузова, сердце Петра Волненье героев подчеркнет красота.

Красота колорита, темпа, мелодии

И станет доступна музыка многим.

Ты только прислушайся к нотам души,

И покидать этот мир не спеши.

Ученик:

Народ России Русь защищал

Полководец Кутузов их в бой поднимал

Как отец он мог и похвалить

За отвагу в бою наградить

Ученик:

Мог предвидеть боя исход

Принять решенье всегда готов

И за решенье свое отвечал

Ведь за него народ насмерть стоял.

Ученик:

Французам Москву все же отдали

Такого еще отродясь не ведали

Но силы собрав ударили в тыл

Фланги французов ударом разбил.

(звучит музыка на фоне ей слайд №7)

Год 1941 слайд№8

Учитель: исполняет песню «Мальчишки»

Учитель: История движется по кругу. Мирное время сочетается с военным. И мировая война, в ней участвуют все страны, в том числе и русский народ. На защиту Отечества поднимается и стар и мал.

-Как вы думаете, почему в бой шли мальчишки?

-Как музыка подчеркивает характер героя?

-Какой слог подойдет для исполнения?

Исполним припев:(разучивание припева, элементом « эхо»)

Исполним так. Чтобы почувствовать обстановку в стране, нарисуем мелодию голосом.

Перевернем страницу год 2014г. Современность.слайд№9

слайд №10

Учитель: Звуки музыки сильны

Видим их мы вместе

Наплывают изнутри

Нет сил сидеть на месте

Вы возьмите в руки краски,

Жду старания о вас

Пусть душа поет, как в сказке

На бумаге в тот же час.

(Дети выполняют работу, рисуют по выбору,т.е. выбирают произведение и передают свое отношение в красках. Техника и жанр: гуашь,живопись,портрет,пейзаж).

После того, как дети выполнили работу под звуки музыки поднять их в классе. Можно предложить ребятам

Ученики: Вывод:

Объяснить, почему они так выразили свое мнение (2,3 работы).

Учитель: Вы оживили историю и выразили свои чувства в красках, звуках. Ваши работы говорят,. что история стала ближе и понятней вам. Я уверена в том, что ваше сердце останется добрым и бесстрашным, сильным и справедливым, потому что вы соприкасались сегодня с миром искусства.

Может, через 100 лет о вас будут слагать песни, а ваши внуки чувствовать то, что вы чувствовали сегодня.

(На фоне музыки заканчивается урок).слайд №11





© 2010-2022