Информационные технологии на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке музыки

Сафиуллина Р.Г., учитель музыки

МБОУ «Гимназия №14» г. Казань

Главной задачей, стоящей перед учителем на сегодняшний день, является создание условий для формирования разносторонне развитой личности с высоким уровнем познавательной активности.

Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.

Содержание материала внутри предмета подбирается под сформулированный результат.

Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает

  • деятельностный характер,

  • акцент делается на обучение через практику,

  • использование межпредметных связей,

  • развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение.

Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли, научив его быть успешным и в том и в другом.

Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии.

В широком понимании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации.

Я в своем выступлении рассмотрю возможности компьютерных средств обучения.

В поня­тие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;

Возможности компьютерных средств обучения

  • усиливают положительную мотивацию к обучению,

  • активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,

  • формируют информационно-коммуникативную компетенцию обучающихся,

  • дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и т.д.).

Направления использования Информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:

  • наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);

  • закрепление изложенного материала;

  • диагностика качества обучения (тесты);

  • контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);

  • подготовка презентаций, выступлений учащихся;

  • видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.

Наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:

  • Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)

  • Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

  • Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.

  • Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.

  • Звуковые фонограммы музыкальных произведений.

  • Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)

  • Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;

  • Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

  • Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

В гимназии, где я работаю, имеется различное оборудование для работы в современных условиях: музыкальный центр,мультимедийная установка,компьютер.

Хорошее оснащение кабинетов первоклассников (компьютер, проектор,) значительно улучшает работу на уроке и во внеурочной деятельности (хор, вокальная группа).

Используя интерактивную доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Такая доска позволяет

  • перемещать объекты,

  • работать с цветом,

  • использовать спецэффекты, игровые моменты.

  • Также с ней удобно повторять отдельные материалы урока, возвращаясь к ним в нужный момент.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность при объяснении нового материала привлекать тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Использование вышеперечисленных методов и средств обучения

  • позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;

  • способствует повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин;

  • помогает достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.

© 2010-2022