- Преподавателю
- Музыка
- Информационные технологии на уроках музыки
Информационные технологии на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафиуллина Р.Г. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке музыки
Сафиуллина Р.Г., учитель музыки
МБОУ «Гимназия №14» г. Казань
Главной задачей, стоящей перед учителем на сегодняшний день, является создание условий для формирования разносторонне развитой личности с высоким уровнем познавательной активности.
Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.
Содержание материала внутри предмета подбирается под сформулированный результат.
Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает
-
деятельностный характер,
-
акцент делается на обучение через практику,
-
использование межпредметных связей,
-
развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение.
Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли, научив его быть успешным и в том и в другом.
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии.
В широком понимании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации.
Я в своем выступлении рассмотрю возможности компьютерных средств обучения.
В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
Возможности компьютерных средств обучения
-
усиливают положительную мотивацию к обучению,
-
активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,
-
формируют информационно-коммуникативную компетенцию обучающихся,
-
дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и т.д.).
Направления использования Информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:
-
наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);
-
закрепление изложенного материала;
-
диагностика качества обучения (тесты);
-
контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);
-
подготовка презентаций, выступлений учащихся;
-
видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.
Наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:
-
Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)
-
Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
-
Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
-
Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
-
Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
-
Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)
-
Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
-
Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
-
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
В гимназии, где я работаю, имеется различное оборудование для работы в современных условиях: музыкальный центр,мультимедийная установка,компьютер.
Хорошее оснащение кабинетов первоклассников (компьютер, проектор,) значительно улучшает работу на уроке и во внеурочной деятельности (хор, вокальная группа).
Используя интерактивную доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Такая доска позволяет
-
перемещать объекты,
-
работать с цветом,
-
использовать спецэффекты, игровые моменты.
-
Также с ней удобно повторять отдельные материалы урока, возвращаясь к ним в нужный момент.
Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность при объяснении нового материала привлекать тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Использование вышеперечисленных методов и средств обучения
-
позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;
-
способствует повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин;
-
помогает достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.