«Образность и выразительность в вокально-театральной деятельности»

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс.

Тема: «Образность и выразительность в вокально-театральной деятельности».

Для начала необходимо понять, что такое образность и выразительность, а потому давайте сами подберем определение этим понятиям.

Образ (по словарю Ожегова) - идеальная форма отражения предметов и явлений мира в сознании человека. Живое наглядное представление о ком-нибудь, о чем-нибудь. Художественный образ - это явление, предмет, персонаж, творчески воссозданный художником, актером, писателем. В нашем случае это ребенком, который передает образ того или иного персонажа в игре, к чему мы можем отнести и театрально-музыкальную деятельность. Создавая образ, художник (в нашем случае ребенок) пытается осмыслить окружающий мир и свои ощущения опираясь на личный опыт и воображение.

Выразительность в искусстве, в том числе и в вокально-театральной деятельности - четкость, красноречивость, выпуклость, живость, красочность, изобразительность, отчетливость, многозначительность, колоритность, яркость, значительность, образность, экспрессивность, сочность, смачность, отточенность, ясность, многозначимость, картинность, экспрессия, живописность, рельефность подачи образов.

Проблема

Мы наблюдаем, что у большинства современных детей-дошкольников существуют проблемы с речью и как следствие - трудности с речевой передачей собственных рассуждений, выражением чувств и мыслей. Они стали более замкнутые, зажатые, либо - другая крайность - гиперактивные, не могут задержать своё внимание, сконцентрироваться. Чувствуется, в семьях детям не хватает живого общения, чтения книг, которые замещаются телевизором и компьютером. Что не дает толчка к развитию образного мышления, не побуждает к творчеству.

Такому ребенку трудно порой не только передать тот или иной образ сказочного персонажа, но вообще понять, чего от него требует педагог, когда просит изобразить в пении, драматизации или танце характер того или иного героя. У него просто нет такого багажа знаний, опыта, он это нигде не видит и, соответственно, не может передать ни словесно, ни, пластикой, жестикуляцией и мимикой. Или же ребёнок не уверен в своих знаниях и силах, что порой может отбирать у него часть эмоциональной энергии, необходимой для выступления. Появление перед аудиторией смущает его, если он плохо знает текст песни или стихотворения, читает вяло, невыразительно, неэмоционально.

А нам как педагогам необходимо вовлекать в участие в праздниках всех детей - и развитых, эмоционально отзывчивых, и малоактивных, безынициативных, и неуравновешенных. И для того чтобы ребенок хорошо, ярко, выразительно исполнял песенки, музыкальные сценки, ему нужно восполнить все пробелы. Но КАК?!

Понятно, что чтобы ребенок проявил творчество, надо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Как музыкальный педагог может подвести ребенка к выразительному исполнению?

Надо вызвать его интерес к творчеству и желание самому творить. Процесс обучения будет эффективным, если его строить на игре, используя следующие формы работы:

  • этюды, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы;

  • упражнения, эмоционально-игровые ситуации, которые служат для оттачивания какого-либо навыка;

  • образные сравнения для тренировки движений.

Во время работы над этюдами ребенок говорит то, что он хочет, и так, как он этого желает, используя свой словарный запас, интонационную и мимическую выразительность. Ребенок свободен в своем выборе движений, музыкальных характеристик своего героя.

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определённому настроению, движению. Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние, фантазировать и передавать "увиденные" при помощи воображения образы, учатся изображать их в танцевальной импровизации. Педагог не должен навязывать детям своей схемы, модели восприятия образа и переживания, а постараться поставить перед детьми задачу самостоятельно разобраться в своих впечатлениях, чувствах, рассказать о них, т. е. дать детям установку на творческое восприятие услышанного и последующее его воспроизведение и самовыражение.

Для того чтобы театральная деятельность принесла настоящее удовольствие от реализации, взятой на себя роли, мы должны научить детей жить в образе, перевоплощаться. Поэтому я использую упражнения на развитие эмоций. Дети учатся сначала произносить, затем распевать одну и ту же фразу с разными интонациями (возмущённо, удивлённо, плаксиво, по секрету и т.д.). Изображают, как обращается к колобку волк, если он сытый, голодный, в хорошем и плохом настроении. Предлагаю исполнить песню от лица злого и доброго героя, передать позой, движениями, что в этот момент делает герой или что с ним происходит, что он чувствует. Для поддержания интереса к импровизациям предлагаю различные задания: уговори больную сестрёнку выпить горькое лекарство, лисичку - не есть колобка; изобразите, чем занимались персонажи сказки «Репка» до того, как они пошли на огород.

Этюды нравятся ребятам, эффект от упражнений наступает быстро. Дети усваивают и передают довольно тонкие оттенки интонаций, стремятся выразительно передавать различные чувства и ощущения героев. Показателем возросшей творческой активности становится умение детей воплотить свой замысел с применением способов образной выразительности посредством музыки и танца.

В ходе работы над этюдами, выразительностью реплик персонажей, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

Благодаря наглядности и игровой ситуации развивается образное воображение детей, чистое интонирование, формируется самоконтроль, развивается дикция, артикуляция, дыхание в пении.

В процессе проигрывания этюдов, диалогов педагог заботился о развитии интонационной выразительности речи: вербальных (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальных (мимика, жесты, поза) средств выразительности.

Здесь очень помогают:

  • ритмические игры, игры-стихотворения;

  • Пальчиковая гимнастика (проговаривание текста с разной интонацией)

  • краткие музыкальные диалоги;

  • пение по ролям

  • интонационные тренинги (например, придумать с детьми несколько весёлых предложений и проговорить их с разными интонациями: растерянно, яростно, равнодушно, вопросительно, восклицательно, утвердительно.

Процесс вовлечения в творчество нужно строить от простого к сложному: от детских кукол - к образам сказочных персонажей и образам природы. Такой должна быть динамика развития детского творческого самовыражения.

И конечно, надо позаботиться, чтобы репертуар был ярко эмоционально окрашенным. Могу порекомендовать использовать в работе игровые песенки и сценки из сборника «Хи-хи, ха-ха» И. Новоскольцевой, И Каплуновой. Авторы подобрали яркие интересные стихи, песенки-инсценировки, которые понятны и доступны детям, вызывают у ребёнка положительные эмоции, что в свою очередь способствует успешному запоминанию текста, а так же «Игровые распевки» А. Евтодьевой. Из личного опыта скажу: детям нравится.

Давайте пропоем и изобразим некоторые из них (раздать материал)

………………………………………………………………………………….

Театральная деятельность близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

Работу с детьми следует вести системно и включать в себя ежедневные упражнения на развития памяти, внимания и других психических функций.

Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так пение может перейти в инсценирование, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в песенное или танцевальное творчество. Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

Но музыкальный педагог в одиночку не всегда добьется должного результата. Тут надо действовать сообща с воcпитателями и родителями, чтобы работа велась в комплексе и системно. Нам, музыкальным педагогам, нужно инициировать, координировать и контролировать эту работу.

Ваше мнение: как можно вовлечь родителей в данный процесс?.........

Как нужно поставить работу с воспитателями?..............

Давайте подытожим, что же нам помогает достичь успеха в работе (обсуждение)

Вот что пишет в своем методическом пособии А. Евдотьева:

СЕКРЕТЫ ВЗАИМНОГО УСПЕХА

  • Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.

  • Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.

  • Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным. Если детям скучно на занятии - успех обречён.

  • Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу, на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон, исполнили неправильное движение хоть немного красивее.

  • Не оставляй недоделанным начатое.

  • Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев, не занимайся попустительством: «научатся потом…» Потом - не бывает…

  • Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше творческих задач, учи размышлять логически.

  • Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.

  • Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность. Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.

  • Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми. Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия творят чудеса.

  • Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка и не иссякал стимул для роста самообразования музыканта.

  • Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.

Давайте будем придерживаться этих правил, и успех сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой родит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!

А сейчас я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент мюзикла «Муха Цокотуха»

Видеофрагмент из мюзикла в исполнении воспитанников подготовительной группы д/с № 74 «Муха-цокотуха».

Заключение

Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем в него душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, цветок теряет свою живость, как- будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес. Так же и в работе с детьми. Если мы остываем к работе и не создаём атмосферу сказки и фантазии, не поддерживаем желания у детей познать новое и реализовать себя, - ребёнку скучно и неинтересно, он не раскрывается. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно - результат возникает, как по волшебству.


© 2010-2022