• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения Весёлый калейдоскоп

Дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения Весёлый калейдоскоп

Дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения "Весёлый калейдоскоп" рассчитана на детей младшего школьного возраста. Имеет художественную направленность. Срок реализации 4 года. Образовательная деятельность связана с художественно-творческим развитием детей на основе синтеза искусств: сценическое искусство, вокал, литературное творчество в разных видах художественной деятельности - восприятие, исполнительство, творчество. Первый год работы объединения направлен на ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Серпуховского муниципального района Московской области




МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

педсовет ЦВР протокол № 1 Директор МОУ ДОД

от 01.09.14 год _______________





Дополнительная образовательная программа

музыкально-театрального объединения «Весёлый калейдоскоп»

Шатурная Светлана Ивановна,

преподаватель музыки МОУ ДОД «ЦВР»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации 4 года





Эстетический отдел поселок Оболенск, 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная модифицированная программа музыкально-художественного объединения имеет художественную направленность.

Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно - творческого развития детей младшего школьного возраста в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).

Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:

● положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

● идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);

● теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);

● общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.

Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе творческого объединения, состоит:

- в реализации идеи эффективного развития творческой личности.

- в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр» и «музыка»;

- в использовании в качестве основных репертуарных произведений работы классиков и современных авторов.

Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А.П. Ершовой и В.М. Букатова).

В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии задатков и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:

- художественно-речевая и театрализованная деятельность;

- основы вокального искусства;

- основы сценического движения.

А так же новизна данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что в программе используются:

  • информативно-коммуникативные и педагогические технологии.

  • Игровой метод обучения

  • образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.

  • В программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности, использование в работе детского объединения информативно-коммуникативных технологий.

Актуальность: в условиях дополнительного образования детей музыкально-театральное искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на нравственное и эстетическое развитие детей.

  • Актуальность программы в том, что детское объединение создано в школе впервые.

  • Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.

Педагогическая целесообразность:

Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.

5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Цель программы - содействие личностному развитию детей младшего школьного возраста 7-12 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного музыкально-театрального коллектива).

Задачи дополнительной образовательной программы в области театрального искусства:

- содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства;

- организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

- содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;

- содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром);

- предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой деятельности.

Задачи в области основ вокального искусства:

- дать детям основы вокально-технической культуры исполнения;

- добиться овладения певческим дыханием как важнейшим фактором голосообразования;

- добиться овладения звукообразованием, высокой вокальной позицией;

- воспитать у детей навыки чистой интонации на базе развития слуха;

- воспитать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения, включающей в себя тембр, динамику, фразировку;

- сформировать нравственно-эстетические идеалы, содействовать развитию и воспитанию духовной культуры;

- научить основам сценического движения;

- развивать у детей чувство ритма, двигательную координацию, владение своим телом;

- развивать у детей навыки пластической импровизации.

Программа рассчитана на работу с массовой категорией детей 7-10 лет. Количество детей в группе 10-15 человек. Программа предполагает 4 года обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми.

Продолжительность занятия составляет 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.

Ожидаемые результаты и способ определения их результативности:

- активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;

- развитая эмоциональная сфера личности;

- развитие творческого потенциала личности;

- развитие умений работать в команде;

- развитие исполнительских способностей.

Диагностика театральных навыков:

- техники речи (артикуляция, дикция, тембр, темп и т.д.);

- интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);

- уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком стихотворения);

- уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений).

Диагностика музыкальных данных:

- слуха (определение количества и высоты звуков);

- ритма (повторение ритмических построений);

- голосовых данных (исполнение знакомой песни);

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого школьника.

Диагностика сценического движения включает:

- физического и соматического здоровья ребёнка;

- уровня развития двигательной координации и чувства ритма;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы театрального кружка:

В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (сценок, ансамблей) для участия в общешкольном концерте. В конце учебного года постановка небольших музыкально-драматических спектаклей, подготовленных участниками кружка и отдельных музыкально-театральных сценок.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения

Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

72 часа

Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности.

Беседы о театре и видах театральной деятельности.

Техника и интонационная выразительность речи

2

10

20

Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки)

30

Просмотр музыкальных сказок, для создания сценических образов.

10

Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

72 часа

Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания (работа с музыкальными ударными инструментами)

32

Развитие исполнительских навыков, изучение нотной грамоты

20

Работа над концертной сценической программой

20

Итого:

144 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения

Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

72 часа

Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.

Беседы о театре и видах театральной деятельности

Словесная мозаика (упражнения на артикуляцию)

Техника и интонационная выразительность речи (заучивание стихов, басен, поговорок)

1

5

6

20

Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки)

30

Работа по постановке спектакля (работа с костюмами и элементами костюмов - маски для создания образов)

10

Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

72 часа

Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Занимательная дыхательная гимнастика.

32

Развитие исполнительских навыков

- исполнение песен, прибауток, вокальных зарисовок.

20

Работа над концертной сценической программой (индивидуальные и групповые занятия)

20

Итого:

144 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения

Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

72 часа

Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности в игровой форме

Музыка, театр, композиция

Техника и интонационная выразительность речи (скороговорки, прибаутки, пословицы)

2

10

20

Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки)

30

Работа по постановке спектакля (создание костюмов и театральной атрибутики для постановок)

10

Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

72 часа

Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

32

Развитие исполнительских навыков.

20

Работа над концертной сценической программой

20

Итого:

144 часа















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 год обучения

Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

72 часа

Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности в виде презентации

Беседы о театре и видах театральной деятельности

Техника и интонационная выразительность речи

2

10

20

Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки). Работа с куклами.

30

Работа по постановке спектакля (создание сценических образов через костюмы, маски)

10

Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

72 часа

Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания

32

Развитие исполнительских навыков

20

Работа над концертной сценической программой

20

Итого:

144 часа









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Тема 1.1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии речевой выразительности (скороговорки, поговорки, прибаутки, загадки, басни и т.д.)

Тема 1.2. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы. Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы. Генеральная репетиция.

Тема 1.3. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение мизансцен, индивидуальная работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных к сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене - соединение всех видов сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция - прогон спектакля, просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа. Показ сценического представления. Анализ работы.


2. Основы вокального искусства.

Тема 2.1. Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Выполнение комплекса упражнений, развивающих слух и чувство ритма, обеспечивающих чистоту интонирования, укрепляющих голосовые данные, тренирующие певческое дыхание.

Тема 2.2. Развитие исполнительских навыков. Отработка навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности при исполнении вокальных номеров (или отрывков).

Тема 2.3. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение отдельных вокальных номеров и музыкальной композиции в целом. Подбор исполнителей. Индивидуальная работа по подготовке номеров. Репетиции отдельных номеров и композиции в целом. Репетиции на сцене. Работа над точностью пластической, интонационной и певческой выразительности. Генеральная репетиция. Исполнение композиции и его анализ.

VI. Список использованной литературы.


Список литературы, рекомендуемой для педагогов.

  1. Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. /Л. Артемова М.: 1991 г.

  2. Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». СПб изд-во «Союз» 2001 год

  3. Библиотека учителя. Русская поэзия 19 -20 веков

  4. Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки- спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001 г.

  5. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы. М: Айрис пресс Рольф.1999.

  6. Завадский Ю.. об искусстве театра. - М. ВТД, 1965.

  7. Захаров В.Е… Мастерство актера и режиссера. - М.: Искусство, 1969.

  8. Зимина А.Н. «Музыкальные сказки: Сценарии и ноты. Издательство «Гном» и Д» 2000 год.

  9. Короб чудес. Чебоксары: КЛИО, 1997.сост. Л.И.Глизерная.

  10. Кох И.Э. Основы сценического движения. - М.: Искусство 1970;

  11. Научно-методический журнал «Литература в школе» № 3. 1999.

  12. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, «Просвещение»2000;

  13. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве». - М..Искусство,1954.

  14. Станиславский К.С. Сборник сочинений. - М., 1957.

  15. Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. - М., 1993.

Список литературы, рекомендуемой для детей.

  1. Алянский Ю. Азбука театра. Ленинград: Детская литература, 1990.

  2. Круглый год. Москва, изд. «Правда». 1991 , сост. Некрылова А.

  3. Музыкальная шкатулка /Ред. - сост.Л.Жук. Изд. «Красико-Принт», Минск.

  4. Музыка в семье муз. Ленинград, 1985

  5. На буяне, славном острове. /Сост. Н. Колпакова/, М.,1980.

  6. Организация внешкольного досуга. Серия «Библиотека школьника». -Ростов н/Д: Феникс, сост. Шашина В.

  7. Праздники в начальной школе. Грузина И.В. -М. «Издат-школа 2000»,Москва

  8. Устное творчество народа. Составитель В. Аникин. -М. 1978.


© 2010-2022