Авторская адаптационная программа Русский фольклор 5-7 классов

Большое значение в  формирования   личности ребенка, коррекции недостатков его развития,  является народное искусство –  фольклор, в котором объединены устный фольклор, музыкальный фольклор и изобразительное или декоративно-прикладное искусство. «Сочетая в себе пение, движения, игру, фольклор должен занять важное место в эстетическом развитии и воспитании». (И. Евтушенко).       Программа дополнительного образования «Русский  фольклор» для обучающихся 5-7 классов  является продолжением аналогичн...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В соответствии с Концепцией воспитания детей Иркутской области духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

«…сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, отбора и принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей в качестве базовых и следования им в личной и общественной жизни».

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональное население Иркутской области. Соответственно, воспитание детей в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа. Компонентом последней является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии, российской гражданской нации, мирового сообщества.

Это приобретает особую значимость в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Особенностями данной категории детей являются: недоразвитие познавательной сферы, расстройства эмоциональной, двигательной сфер (В.Г.Петрова, Б.П.Пузанов, Н.К.Тхинь, А.Т.Токомбаева, В.П.Кащенко и др.).

Большое значение в формирования личности ребенка, коррекции недостатков его развития, является народное искусство - фольклор, в котором объединены устный фольклор, музыкальный фольклор и изобразительное или декоративно-прикладное искусство. «Сочетая в себе пение, движения, игру, фольклор должен занять важное место в эстетическом развитии и воспитании». (И. Евтушенко).

Программа дополнительного образования «Русский детский фольклор» для обучающихся 5-7 классов является продолжением аналогичной программы для 1- 4 классов. Приобщение к народному творчеству в средних классах - это новый этап обучения, закладывающий основы художественно-эстетического мышления и духовно-нравственного воспитания.

Все виды народного творчества, приобщают учащихся к народному миропониманию, к духовным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений. Через систему знаний и восприятие родной мелодии, языка, танца, орнамента, природы, образов традиционной культуры и на основе развития комплекса различных навыков и умений воссоздания этого творчества, формируются важные качества личности школьника, связанные с национальным самосознанием - чувство своей сопричастности к народу, к его истории и культуре.

Новизна программы заложена в самом цикле всего учебного процесса, ее содержании и обращении к вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы-интерната. Народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы учащихся позволяет воспитывать у них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовым вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Решение задач духовного развития личности на основе народного искусства требуют включение учащихся в различные виды художественной деятельности. Новизна программы - в формах учебной деятельности учащихся: уроки с элементами театрализации, уроки-путешествия, уроки-викторины, фольклорные праздники, уроки в музеях, фольклорные ансамбли, урок-мастерская, детский народный театр, исследовательская работа учащихся, поездки в фольклорные экспедиции по селам своего района и др.

Практическая значимость таких занятий очевидна:

- народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка и по восприятию понятно ему. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств, качеств и формировании мировоззрения.

- изучая историю и культуру своего края, учащиеся постигают огромный жизненный опыт своего народа, приобретают знания истории и истоков культуры, при этом решаются задачи не только музыкального и эстетического воспитания, но и духовно-нравственного совершенствования личности.

Методологической основой программы являются принципы и теоретические положения отечественной педагогики:

- академик Д.С. Лихачев подчеркивает значение народного искусства как части культуры, как историческую память, не обрывающую связь времен;

- академик Н. Моисеев, давая оценку нравственному и экологическому состоянию человечества в наше время, подчеркивает важный вопрос о формировании нового мышления, переориентация большинства ценностей, изменение отношений друг к другу через обращение к народному искусству и религиозно- духовным жанрам искусства;

- русский философ И.А. Ильин выделяет значение знаний своей истории, культуры в воспитании духовно-нравственных качеств личности учащихся, «… дети должны почуять в себе кровь и дух своих предков и принять с любовью историю, судьбу, путь и признание своего народа»;

- музыкант и педагог А. Маслов, В. Шацкая подчеркивают значение народной песни как наиболее доступного жанра в понимании красоты и выразительности народной музыки, в развитии творческих способностей учащихся, в воспитании молодого поколения;

- положение Л.С. Выготского о значении слова, как средства организующего сознание и стимулирующего воображение ребенка.

В основе программы «Русский детский фольклор» (5-7 классы) лежат принципы личностно-ориентированного образования (И. С. Якиманская), приоритетом которого является признание самоценности личности обучающегося.

Принципы:

1. Гуманизации - построение взаимоотношений на доверии, уважении к личности воспитанника, создание атмосферы доброжелательности, творчества, сотрудничества.

2.Природосообразности - учет возрастных, индивидуальных особенностей и психолого-педагогических данных воспитанников; уровня их актуального и ближайшего развития.

3. Систематичности и последовательности - подбор и расположение материала от простого к сложному.

4. Доступности - построение процесса обучения на уровне реальных возможностей и способностей ребенка.

5. Здоровьесбережения - создание условий для творческой работы, учитывая физическое и психическое развитие воспитанников.

Цель программы: социально-педагогическая поддержка духовного становления и развития личности ребенка через знакомство с русским народным творчеством; возрождения в учащихся чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Задачи:

1. Расширение представлений воспитанников о народном творчестве Сибири (Иркутская область): песенное и устное творчество; традиции и обряды народных праздников; народный костюм; народные ремесла.

2. Формирование исполнительских умений и навыков: речевых, певческих, двигательных, игры на музыкальных инструментах;

3. Развитие творческих, музыкальных, художественно - прикладных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, );

4. Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым своего народа;

5. способствовать развитию слухового опыта учащихся через интонации народной песни, музыки, духовной музыки;

6. воспитывать эстетические и духовно-нравственные качества личности через все жанры народного искусства.

Коррекционные задачи:

- коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы;

- социально- психологическая адаптация;

- социально-личностное развитие каждого воспитанника для облегчения его вхождения в социальный мир;

- подготовить воспитанников к активной жизни, помочь усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности;

- развить стремление к познанию окружающего мира;

- сформировать навыки и потребности в труде;

- умение управлять личностными мотивами поведения;

- воспитать доброго, общественного и коммуникативного человека,

хорошего человека и хорошего семьянина ( в будущем).

Процесс приобщения учащихся к народному искусству, народной культуре осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественно-эстетического развития. Если творческая деятельность младших школьников протекает на эмоционально- чувственной основе, то в средних классах она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, с сохранением эмоционально- образного, творческого начала.

На занятиях младшие школьники приобщаются к народному искусству через СЛОВО- МУЗЫКУ- ДВИЖЕНИЕ, осваивают малые жанры народного творчества, историю музыкальных инструментов, формируются вокально-исполнительские навыки через народную песню и обрядовые действа. При изучении отдельных тем (« Хороводные песни» 2 класс или «Народные праздники» 4 класс) в сознании детей устанавливается связь между народным искусством и миром природы. У детей формируется представление о многообразии форм народного искусства.

Средние классы ( 5-7)- (период подросткового возраста) - это новый шаг в изучении народного искусства, народного творчества.

Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях народного творчества, позволяет забегать вперед и возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет (жанр) восприятия, адекватный их возрастным особенностям.

Например, если во 2 классе в разделе «Русская народная песня» - учащиеся знакомятся с различными видами народной песни несложными по содержанию и ритмическому рисунку, то в 5 классе при изучении темы «Песенное и устное творчество Сибири» (Иркутская область и Забайкалье) - идет знакомство с песнями своего края, различными по жанру, социально- историческим мотивам, тематике и характеру исполнения. И еще пример. В 4 классе при знакомстве с народными праздниками воспитанники знакомятся с народными праздниками и их обрядовой культурой, с традициями и обычаями своего народа, а в 6 классе изучая « Народо-

ведение. Народный календарь. Быт, обряды и обычаи» у детей формируется миропонимание, национальное самосознание, воспитывается уважение и любовь к истории, культуре своего народа, своего края.

Таким образом, только на этих примерах можно увидеть поступательное

движение: от целостного эмоционально - образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.

Приобщаясь к народному искусству, как сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа, учащиеся должны знать:

- об образной, смысловой стороне народного искусства, его роли и значении в жизни человека, общества разных времен;

- об особенностях народного искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, множественность вариантов трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

-смысловое значение традиционных образов, мотивов ( народный ка-

лендарь, древо жизни, мать-земля, солярные знаки, сказания, предания, легенды т.д.);

- жизненный круг человека, ритмичность жизни;

- осознать цельность мировоззрения народа.

УМЕТЬ:

- владеть исполнительскими навыками;

- реализовать полученные знания и умения в процессе восприятия и творческой деятельности;

- активно включаться в исполнение обрядовых действ; анализировать произведения народного искусства (как песенного так и устного);

сопоставлять, связывать с современной жизнью;

- владеть практическими навыками выразительного и эмоционального

исполнения песен, сказок, обрядовых действ;

- реализовывать полученные знания, умения, навыки в индивидуальных и коллективных формах работы.

Структура программы:

Программа состоит из разделов:

Раздел 1. «Песенное и устное творчество Сибири» 5 класс

Раздел 2. « Народоведение» 6 класс

Раздел 3. « Мой отчий дом, моя земля» 7 класс.

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.

Программа «Русский детский фольклор» рассчитана на учащихся 5 - 7 классов, всего 34 часа в год (1 час в неделю). Программный материал не предполагает набор учащихся по способностям (музыкальная подготовка) и предназначена для учащихся любых школ. Программа может служить одним из средств социальной адаптации.

Формы подведения итогов:

-Занятия интегрированного типа;

-Развлечения;

-Театрализованные представления, концерты;

-Календарные праздники;

-Видео и фотоматериалы;

Описание разделов.

5 класс.

Тема «Песенное и устное творчество Сибири»

(Иркутская область) количество часов 34

Цель: формирование и развитие личности, ее творческой активности, духовно-нравственное возрождение через песенное и устное творчество своего края, через усвоение культурно-исторического опыта народа проживающего в Сибири.

Результат: к концу периода обучения ребята знают и различают формы песенного и устного фольклора, время их бытования, исполнения и содержание; знают и исполняют песни, сказки, легенды о родном крае, владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, могут разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни. Имеют представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха) бытовавших в Сибири. С желанием учавствуют в любом виде деятельности.

6 класс

Тема: « Народоведение»

( комплексное изучение фольклора)

Цель: - дать детям знание о народном календаре как удивительном памятнике культуры, в котором заключена память народа, обобщен опыт землевладельца, его хозяйственная смекалка и мудрость, наблюдательность;

народных обычаях и обрядах;

- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;

- развивать эмоциональную сферу у учащихся, их сенсорные способности, координацию слуха и голоса; обогащать слух новыми музыкальными интонациями;

- развивать творческую деятельность, активность по усвоению элементов народной культуры, национальное самосознание;

- воспитание на народных традициях, уважение и любви к культуре своего народа.

Результаты: имеют представление об окружающем мире, его особенностях; знакомясь с народным календарем и его праздничной обрядностью, постигают национальную культуру целостно: через народный костюм, танец, песню и театральное действо, участвуя в народном празднике раскрывают свои разносторонние творческие задатки, утверждают себя как личность созидающую; воспитывается любовь к родной земле и прививаются навыки охраны природы через заповеди и запреты.

7 класс

Тема: « Мой отчий дом, моя земля» (34ч)

(История заселения Сибири. Иркутская область.)

Цель:- через исторический, литературный, художественный материал дать детям знания о истории заселения Сибири, первопроходцах сибирских земель, познакомить с бытом, культурой, традициями и обычаями сибиряков;

- формирование понимания России и русского человека через духовное освоение своего родного: истории, культуры, быта;

- воспитание русского национального духовного характера, любви к родной земле.

Результат: совершая путешествие по истории заселения своего края, дети

усваивают не только имена первопроходцев Сибири ( Ермак, Яков Похабов), которые творили историю нашего края, но и знакомятся с архитектурой и зодчеством г. Иркутска, сел Зиминского района и их историей; познакомятся с народными ремеслами Сибири и их мастерами, в практической деятельности овладевают приемами изготовления поделок из бересты; познакомятся с народными промыслами России ( Дымково, Хохлома, Гжель и др.)





ПРИЛОЖЕНИЕ.

Содержание разделов ( тем)

5 класс.

Тема «Песенное и устное творчество Сибири»

(Иркутская область и Забайкалье) количество часов 34

Цель: формирование и развитие личности, ее творческой активности, духовно-нравственное возрождение через песенное и устное творчество своего края, через усвоение культурно-исторического опыта народа проживающего в Сибири.

Тема l полугодия: «Песенное творчество Сибири»

(Иркутская область и Забайкалье)

Цель: ознакомление учащихся с различными видами народной песни Сибири (Иркутская область и Забайкалье) несложными по содержанию и ритмическому рисунку, по своим социально-историческим мотивам, тематике и характеру исполнения.

Раздел №1

Тема: «Песни сибирских старожилов. Острожные песни»

Цель: ознакомление детей с основами старожильческого песенного фольклора, характерными чертами музыкально-поэтического стиля народных песен, особами формами народного ансамблевого исполнения

Познакомить учащихся с острожными песнями как «напетой историей каторжной Сибири», глубоко прочувствовать песню, понять ее смысл и силу воздействия на человека через тесную связь с жизнью своего края,

народа, с событиями, которые вызвали ее появление.

Содержание:

Песни старожилов: « Ой, там-то вдали за синем морем» р.н.п.,

« Уж вы, стары-старики» р.н.п., « На сторонушку родную» баллада,

« Ой да, не по реченьке» р.н.п.( Забайкалье).

Острожные ( для прослушивания): « Осыпаются листья осенние» р.н.п.

в исполнении хора им. Пятницкого:

« Александровский централ», « По диким степям Забайкалья», « Глухой неведомой тайгою» р.н.п.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. в/ф « Даурия»- фрагмент;

  2. в/ф « Хмель»- фрагмент;

  3. в/ф « Ермак»- фрагмент;

  4. в/ф « Играй, гармонь»- выступление И.Плещеев с песней « Осыпаются листья осенние»

  5. Быль « Варнак» Т. Остапенко ( зиминская поэтесса);

  6. Книга « Кремневая начинка» А. Кузнецова;

  7. Книга « Яко богиню землю нареки» А. Байбородин.

Музыкальный материал:

  1. Аудиозаписи « Русская народная музыка Севера и Сибири»

  2. CD-записи « Фольклор семейских Забайкалья»

  3. Видео « Заветные песни. Иван Плещеев»; « Хор им. Пятницкого»;

Фольклорный ансамбль « Красная Горка» г. Иркутск;

  1. Аудиозаписи « Народный ансамбль Лучинушка» г. Саянск.

Раздел №2

Тема: « Протяжные лирические песни»

Цель: ознакомление учащихся с тематикой протяжных лирических песен, их самобытностью, присутствию поэтических образов, распевов, родившихся в этом краю и отражающие по тематике местные, сибирские особенности жизни.

Содержание: жанровые особенности протяжных лирических песен: выражение определенного отношения к различным жизненным явлениям, событиям, фактам, передача мыслей, чувств и настроений.

Музыкальный материал:

«Сяду я за стол» прот. лирич. песня, « Развивайся ты, береза» лир.песня

( с. Батама Иркутская область),« Не вейтеся, чайки, над морем»,

« Песня ямщика» (Забайкалье), «На коне вороном».

Художественно-иллюстративный материал:

  1. В/ф « Фольклорный ансамбль Красная Горка» г. Иркутск;

« Играй, гармонь»; « Хор им. Пятницкого».

  1. Аудиозаписи песен фольклорной экспедиции в Забайкалье- с. Красный Чикой.

  2. Аудиозаписи: песни в исполнении Нагаевой Х.С. жительницы г. Саянска, уроженка Забайкалья.

Раздел№3

Тема: « Хороводные, игровые, плясовые песни Сибири»

Цель: ознакомление учащихся с песнями связанными с народной хореографией, композиционной формой, тематикой; их особенностями и спецификой исполнения; развитие творческого самовыражения.

Содержание:

  1. Хороводные, игровые, плясовые песни и их жанровое назначение.

  2. Тематика, композиционная форма.

Музыкальный материал:

  1. Хороводные: « Полетел воробей во долину» р.н.п. ( Балаган. р-н),

« Ой, во поле травушка» р.н.п., « Сой, стой хоровод» р.н.п.

  1. Игровые: « Махоня», « Как за стенкой», « По- за городу гуляет»,

« Шла Маша по дорожке», «Все бы я по горенке ходила», « В хороводе были мы».

  1. Плясовые: « Столбик», « У всех-то мужья добры», « Ой, я малым»,

« Варенька», « Бока, мои, бока», « Ой, вставала я, ранешенько».

Тема ll полугодия : « Устное народное творчество Сибири»

( Приангарья )

Цель: ознакомление учащихся с устным народным творчеством Приангарья и Забайкалья, с самобытным фольклором, житейской мудростью, национальным колоритом, художественной выразительностью устного творчества;

- приобщение детей к Слову, понимание его значения в жизни человека;

- осмысление духовной жизни своего народа, его быта, культуры;

- формирование и развитие личности, ее творческой активности, духовно-нравственных качеств.

Раздел №1

Тема: « Мастерская слова. Детский фольклор»

Цель: ознакомление детей со значимостью слова в жизни человека, познание человеком мира через слова; изучение стихотворного фольклора в связи с жизнью, особенностями словесного жанра: легенды, предания, мифы, пословицы, поговорки, сказки, загадки; показать нравственную силу народа через устное творчество.

Содержание: слово как хранитель памяти и залог будущего. Познание человеком мира.

Мифы: « Ладо», « Купало», « Коляда», Миф о небе и солнце»;

Легенды, предания: « Предания о силачах», « Иван Лобанов», « Царский камзол» из книги « Предания Русского Севера»;

Легенды: « Про Байкал», « Горы-быки», « Енисей и шаман», « Легенда об Иркутске», « Легенда о Зиме» из книги « Происхождение географических названий Иркутской области» Мильхеева; « Легенда о Кимильтее» из книги Бухарова « Зиминская быль».

Детский словесный фольклор в связи с музыкой, т.к. текст и напев составляют одно органическое целое, и метрика стиха, не может изучаться вне музыкального ритма голосоведения, а также вне определнных ритуальных телодвижений, совершаемых при обряде.

  1. Древние загадки. Тематика: солнце, небо, гроза, гром и т.д.

  2. Древние пословицы о труде, силе, храбрости, чести, достоинстве.

Раскрыть значение загадки, пословицы в культурной жизни народов Сибири.

  1. Детская обрядовая поэзия: Коляда, Масленица, веснянки, егорьевские, Семик, купальские.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. Репродукция картины М. Врубель « Пан»

  2. В. Васнецов « Крещение Руси»

  3. А. Васнецов « Берендеевка»

  4. Н. Рерих « Сеча при Керженце» - панно

  5. Мозаика « Орфей играющий на лире»

  6. Н. Рерих « Поцелуй земли»

Музыкальные произведения:

Симфоническая картина « Сказание о невидимом граде Китеже» муз.

Н.А. Римский-Корсаков;

« Детская симфония» Гайдн;

« Утро» Грига.

Фрагменты из оперы « Снегурочка», « Садко» Римский-Корсаков;

Оратория « Сказание о земле Сибирской фрагмент в/ф « Сказание

о земле Сибирской»;

С.В.Рахманинов « Колокола» №1 ( фрагмент);

А. Лядов « Рождество Твое, Христе Боже наш»;

П.И. Чайковский « Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года»;

Н. А. Римский-Корсаков « Колядки» из оперы « Ночь перед Рождеством»;

Н.А. Римский-Корсаков. Увертюра « Светлый праздник» - фрагмент;

Н.А. Римский-Корсаков « Сцена Весны с птицами». Вступление к опере

« Снегурочка»;

И. Стравинский. Весенние гадания из балета « Весна священная»

Видеоматериал:

В/Ф: « Снегурочка», « Садко», « Времена года» Чайковский, « Сказание о земле Сибирской», « Легенды Байкала», « Путешествие по Лене» ч.1.,

« Иркутск», балет « Весна священная» Стравинский, « Ермак».

Литературные произведения:

В. Белов « Лад»

А. Байбородин « Яко богиню землю нареки»

Г. Науменко « Чудесный короб»

А. Баженова « Мифы древних славян»

Н. Криничная « Предания Русского Севера»

Р. Итс « Шепот Земли и молчание Неба»

« Сказки Байкала» и « Сказки Забайкалья»

Раздел №2

Тема: « Сказка- наука, школа….»

Цель: ознакомление детей с художественными произведениями сказки, с категориями словесного искусства ( героика, нравоучение, сатира, соотношение реальности и вымысла в произведении); раскрыть духовный смысл сказки;

- духовно - нравственное развитие личности и формирование творческой активности через сказку;

- овладение родным языком, его красотой, лаконичностью через устное творчество ( сказка);

- приобщение к культуре народа своего края.

Содержание:

Эпиграф всех занятий: « Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старой сказкою! Горе тому, у кого ее не будет под старость» Н. Лесков.

Сказка - старейший жанр фольклора. Духовный смысл сказки. Кому доступна сказка? Нужна ли сказка современному человеку?

I блок « Герои, не подающие надежд»

Сказки Забайкалья: «По щучьему велению»; «Бурка, Каурка и синегривый конь»; «Незнакомка»; «Как Иван-дурак на царевне женился».

Герои этих сказок или дураки или считаются до поры до времени такими. Этим героям обязательно кто-то помогает.

Задание ученикам:

  1. Прочитать и выявить этого помощника и увидеть в чем и как он помогает герою.

  2. Метод сравнения и наблюдения.

  3. Сказитель - представитель народа.

llблок. «Сказки Байкала»:

« Ангарские бусы», « Омулевая бочка», « Хозяин Ольхона», « Чайка - необычайка».

III блок. «Герои - искатели»

Сказки, где герои проходят испытания.

Сказки Забайкалья:

« Про Ивана Поповича, Добрыню и Горыню», « Дочь Царя и сын Бабы Яги», « Медведь и три сестры», Конек-Горбунок».

Сказки Байкала:

« Меткая стрела», « Ады-гром», « Иван царский сын золотых кудрей» из книги « Не на небе- на земле»1т., « Орел-царевич и его сын».

IV блок « Сказки о злых женах и сестрах»

« Мачеха и падчерица»

Показать с одной стороны младшую дочь, как народная дочь, любимая жена ( невеста) и злые сестры, мачеха-завистница, соседка-ведьма- с другой стороны. В сказках раскрываются иные формы испытания: терпение, умение, добро, ласка.

Сказки Забайкалья:

« Оклеветанная девушка», « Верная жена», Волшебная дудочка,

« Вышивальщица птиц», « Падчерка».

Сказки Восточной Сибири:

« Колдовское зеркало», « Сказка о злой мачехе», « Морозко», «Девушка в колодце».

V блок. « Бой и победитель»

Сказки, рассказывающие как герой сам, без участия волшебных помощников, одерживает победу над чудовищем, вступает в сражение и выигрывает его.

Сказки Забайкалья:

« Фома-богатырь», « Беломонет-богатырь», « Кремешок-богатырь»,

« Чудесная рубашка».

Сказки Восточной Сибири:

« Про богатыря», « Кащель Бессмертный».

Художественно-иллюстративный материал:

В. Васнецов: репродукции картин « Богатыри», « Бой Добрыни со Змеем Горынычем», « Ковер-самолет».

А. Головин « Кощеево царство»

М. Врубель « Царевна-лебедь»

И. Билибин « Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Литературно-музыкальный материал:

М.П. Мусоргский « Баба Яга» из цикла « Картинки с выставки»

Н.А. Римский-Корсаков симфоническая картина « Океан-море синее»

А. Вивальди « Времена года»

П.И. Чайковский « Вальс» из балета « Спящая красавица»

Сен-Санс « Лебедь» из цикла « Карнавал животных»

М.И. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила»

А.П. Бородин « Богатырская симфония»-ч.1.

Литература.

  1. Ж-л « Музыка» №1/2002г

  2. Ж-л « « Искусство в школе» №2/1993г

  3. Ж-л « Народное творчество» №5-6/1993г

  4. « Сибирская народная песня», Иркутск, 1986г

  5. « Хороводные и игровые песни Сибири» из-во « Наука» 1985г

  6. « Русские народные песни Забайкалья», М: « Советский композитор» 1989г

  7. « Народное искусство» Т. Комаров, Москва, 2002г

  8. « Зиминская быль» Бухаров

  9. « Сказки Байкала», Иркутск, 1988г

  10. « Сказки Забайкалья» Вос.-Сиб. Из-во, 1989г

  11. « Сказки Восточной Сибири», Иркутск, 1985г

  12. « Не на небе-на земле», Иркутск, 1992г ( все тома)

Видеофильмы:

« Ермак», « Хмель», « Даурия», « Василиса Прекрасная», « Кащей Бессмертный», « Морозко», « Финист - Ясный Сокол», « Варвара-краса, русая коса», « Снегурочка», « Садко», « Волшебный портрет».

в/ф « Играй, гармонь», фольклорный ансамбль « Красная горка» г. Иркутск.

CD-записи классической музыки.

6 класс

Тема: « Народоведение» (34 час.)

( комплексное изучение фольклора)

Цель: - дать детям знание о народном календаре, народных обычаях и обрядах;

- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;

- развивать эмоциональную сферу у учащихся, их сенсорные способности, координацию слуха и голоса; обогащать слух новыми музыкальными интонациями;

- развивать творческую деятельность, активность по усвоению элементов народной культуры, национальное самосознание;

- воспитание на народных традициях, уважение и любви к культуре своего народа.

Раздел №1

Тема: « Народный календарь, народные обычаи и обряды»

Цель: - дать детям знания о народном календаре как удивительном памятнике культуры, в котором заключена память народа, обобщен опыт землевладельца, его хозяйственная смекалка и мудрость, наблюдательность;

- формирование миропонимания через средства народной педагогики, образы народной культуры;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкально-игрового фольклора;

- коррекция самостоятельности, инициативы и творческих способностей учащихся;

- воспитание любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

Содержание:

  1. Народный календарь, народные обычаи и обряды.

Месяцеслов и Святцы. Отражение воззрений народа в календаре.

2.Христианская вера в народном представлении.

Предания и легенды об отношении русского народа к православию, их

искренность и верность духовным идеалам.

А) Легенды: « Пустынник», « Христов братец», фр-ты из книги Мельникова-Печорского « В лесах» кн.1 стр. 14.

Слушание музыкальных произведений: « Богородице Дево, радуйся»,

« Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римский-Корсаков.

ll. Народные обычаи и обряды.

1.Встреча осени, осенины, обряд последнего снопа. Приметы осени в народном календаре.

2. Жанры фольклора: осенние и жнивные песни, дожиночные.

Пословицы, поговорки, сказки о трудолюбии, осуждении лени и зависти.

Сказки: « Василиса Прекрасная», « Умный работник», « Крошечка-Хаврошечка» и др.

3.Театрализованный урок «Хлеб всему голова».

lll. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье.

  1. Посиделки, игрища для молодежи. Роль посиделок в трудовом, нравственном и этическом значении.

  2. Музыкально-игровой фольклор: « Прялица» р.н.п., « На вечорку девки-лапушки» сиб. нар. песня;.

  3. Игровые хороводы: « По-за городу гуляет», « Олень», « Как за стенкой», « В хороводе были мы».

  4. Занятие с элементами театрализации « Покровские посиделки»

lV. Быт и уклад жизни. Изба, дом, терем, их предназначение и украшение.

  1. Посуда: бондарная и резная.

  2. Мебель: лавки, столы, скамейки.

Занятие проходит в музее народного творчества ДДТ « Созвездие»-

Горница.

  1. Пословицы, поговорки, сказки о народном быте, жилище.

  2. Музыкальный фольклор: « Во горнице»р.н.п., « Сидит Дрема» р.н.п.

« Веники» ( шуточная нар. песня), « У всех-то мужья добры» р.н.п.

« Столбик» р.н.п.

V. Народный календарь. Солнцеворот или предновогодье. Зима в народном календаре. Приметы зимы. Поговорки, пословицы, песни о зиме.

1. Святки, Рождество, колядование, ряжаные.

2. « Рождество Христово» - христианский праздник слился в быту с древним славянским праздником, которым отмечался поворот солнца с зимы на лето.

3. Репродукция иконы « Рождество Христово». Видео клип « Икона Рождество Христово»

Vl. Народные обычаи и обряды.

  1. Обряд колядования.

  2. Музыкальный фольклор: тропарь, колядки, величания отражающие смысл праздника.

Фрагменты оперы « Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова и в/ф « Ночь перед Рождеством» - колядование.

  1. Театрализованное занятие « Рождественские колядки»

Vll. Святочные гадания

  1. Виды гадания. Подблюдные песни.

  2. Фольклорный праздник « Святочные посиделки»

Vlll. Народная хореография.

Старинные танцы Иркутской области: « Барыня», « Звездочка», «Иркутская кадриль», « Сибирская подгорная».

lX. Народный календарь. « Январь-весне дедушка, февраль- бокогрей». Солнце на лето- зима на мороз. Приметы, пословицы, поговорки.

  1. Масленица.

  2. Музыкальный фольклор: заклички, веснянки, хороводы, игры.

  3. Народная хореография: старинные танцы Иркутской области:

« Иркутская кадриль», « Краковяк», « барыня-цепочка»

  1. Фольклорный праздник « Широкая Масленица»

X. Пасха- праздников праздник.

1. Видео фильм « пасха»

2. Колокольные звоны, стихи, песни.

3. Фольклорный праздник « Пасхальная радость».

Xl. Лето в народном календаре.

  1. Летние обряды: запирание весны и встреча лета- Семик и Троица. Кумление, завивание березки, Иван Купала, Петров день.

  2. Видео фильм « Святая Троица»

  3. Музыкальный фольклор: вьюношные песни, хороводы, пляски, игры.

Игровые хороводы: « Воробей», « Кострома», « Как за стенкой»,

« По-за городу гуляет»

  1. Фольклорный праздник « Троица»

7 класс

Тема: « Мой отчий дом, моя земля» (34ч)

(История заселения Сибири. Иркутская область.)

Цель:- через исторический, литературный, художественный материал дать детям знания о истории заселения Сибири, первопроходцах сибирских земель, познакомить с бытом, культурой, традициями и обычаями сибиряков;

- формирование понимания России и русского человека через духовное освоение своего родного: истории, культуры, быта;

- воспитание русского национального духовного характера, любви к родной земле.

Раздел №1

Содержание:

  1. Первопроходцы Сибири. « Сказ о покорении Сибири Ермаком»

В/ф « Ермак»- фрагменты.

  1. Деревянное зодчество Иркутска. « Кружевной дом»

  2. Архитектурные стили на улицах Иркутска.

  3. Быт, культура.

  4. Обычаи и обряды народных праздников Сибири.

  5. Народный костюм Приангарьяя.

  6. История заселения сел Зиминского района: Зима, Кимильтей, Буря, Батама, Перевоз и др.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. « Легенда об Иркутске»- Сибирский народный календарь 1992г

  2. « Покорение Сибири Ермаком» Суриков- репродукция картины.

  3. В/ф « Ермак»

  4. « Свидание с Иркутском» Л.Ладик

  5. « Живая старина Приангарья» М. Полунина

  6. Стихи сибирских поэтов.

Музыкальный материал:

  1. В/ф « Сказание о земле сибирской»- фрагмент

  2. Песни « Сказ об Иркутске» муз. Лана, « расцветай, Сибирь» муз. Мурадели, « Сибирская полечка» и др.

  3. Авторские песни о Саянске В.К. Егоровой.

Раздел№2

Тема: « Народные ремесла»

Цель: - познакомить детей с произведениями крестьянского искусства и народными художественными промыслами;

- приобщение к искусству своего народа, к духовным ценностям и идеалам;

- формирование интереса и представлений о многообразии художественного творчества русского народа и в частности сибиряков;

- воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства.

Содержание:

1.« Культура-это память»-Д.С.Лихачев.

2.Древние корни народного искусства. Предметы народного быта.

3.Древние образы в народном искусстве: мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки.

4.Изба как художественный образ. Внутренний мир русской избы. Предметы крестьянского быта: деревянная посуда, прялки, орудия труда.

5.Орнамент русской вышивки. Язык орнамента.

6.Народный костюм как летопись жизни наших предков.

7.Народный костюм Приангарья.

8.Истоки и развитие традиционных народных художественных промыслов России: Сибирская береста, Дымковская игрушка, Хохлома, Жостово, Матрешка, Палех, Гжель.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. Репродукции картин, видео клипы, фотографии декоративно-прикладного искусства.

  2. Посещение музея «Горница»ДДТ « Созвездие», историко-экологического музея г. Саянска

  3. В/фильмы « Русская изба», «Путешествие во времени»-народные промыслы»

Музыкальный материал:

  1. « Палехские узоры» танцевальная сюита

  2. « Вечерняя музыка» Гаврилина из музыкального альбома «Перезвоны»

  3. Песни: « Паутинка тонкая», « Вышивала девица на пяльцах»;

« Сибирская кадриль» муз. Левашова, « Лебедушка» Горлова;

« Любимый Иркутск, середина земли» Муз. Сергеева

  1. Музыка русских классиков: П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Литература

  1. « Сибирский народный календарь» В, Потанин

  2. « Сибирский свадебный обряд» Л. Ладик

  3. « Лад» В. Белов

  4. « Яко богиню землю нареки» А. Байбородин

  5. « Записки иркутских жителей» Е. Авдеева-Полевая

  6. « Русские обрядовые песни» А. Круглов

  7. « Статьи по духовной культуре» Д. Зеленин

  8. « Воспитание ребенка в русских традициях» Л.Соколова

  9. « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. Горяева О. Островская

  10. « Возвращение к истокам» Т. Шпикалова Г. Поровская

  11. « Русское православие и национальная идея» Н. Никандров

  12. « Мир дому твоему» Т. Флоренская

  13. « Духовные традиции « Русской семьи» Н. Арсеньев

  14. « Что в слове, что за словом?» В. Распутин

  15. « Пути духовного обновления.» Ильин И - Москва, 2003 г.

Познавательная игра для 5-6 классов

« Перепутовы острова» посвященная 75-летию Иркутской области.

Цель:- обобщить полученные знания о истории родного края и расширить кругозор,

- развивать творческую активность и смекалку;

- воспитывать уважение и любовь к истории и культуре родного края.

Оборудование:

  1. Два журнальных столика, 2 ножа, 2 коробки спичек, 2 полена,

2 тарелки сухарей.

  1. Два мольберта

  2. Карточки

  3. Музыкальные номера.

  4. Призы.

  5. Жюри.

Участники: две команды по 5-6 человек от класса.

Оформление: плакат « Сибирь со всех сторон красива……», воздушный шар.

Звучит легкая музыка, участники и зрители занимают свои места.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы начинаем путешествие на воздушном шаре. Он может летать не только по воздуху ,но и залететь в такие миры, которых и на свете нет. Ну это те миры, которые придумали писатели или народная фантазия. Но сегодня мы совершим свое путешествие не в придуманный мир, а в реальный, по нашей матушке Сибири, краю, в котором мы живем. ( вдруг звонит телефон)…….Да, школа-интернат слушает….Откуда?! Из Якутска? Вы откопали мамонта? К вам приехать?..... Он съел у вас запас продуктов и вы хотите, чтобы мы его забрали к себе?!.....Да…сложная задача…. Сейчас спрошу у ребят кто полетит со мной за мамонтенком. Ребята, кто желает со мной лететь на воздушном шаре за мамотенком?

Выходят две команды по 5 человек ( заранее выбранные)

Ведущий: представьтесь, пожалуйста!

( команды говорят свое название и девиз- отпечатать заранее)

1-я - команда « ФИФ»- физкультурно-интеллектуальные фантазеры.

Девиз: Это правда, а не миф, никого нет лучше ФИФ.

2-я- команда « Эврика»

Девиз: Эврика команда класс удивит приятно вас!

Музыкальный номер. « Песня о Саянске»

Ведущий: Мы знаем, что Сибирь большая часть России и очень богатая

земля. А вот чего там есть особенного, нам помогут узнать команды. Команды, начинаем наш турнир! В 17 веке Сибирь давала одну треть доходов Российскому государству, продавая лес, золото, пушнину, икру. Вопрос: Какой из этих товаров приносил такой доход?

Карточки: икра, золото, пушнина, лес прикреплены на мольберты.

Команды, вам дается 30 секунд на принятие решения. ( метроном)

( музыка, гонг)

Ответы команд.

Ведущий: Почему вы решили, что это………….? ( команды должны обосновать свой ответ)

Выходит Мадам в руках миксер, фен, соковыжималка.

Я слышала, что вы отправляетесь в далекую Якутию или путешествовать по Сибири и решила послать подарки ( показывает), но не могу решить что главное: толи соковыжималку, толи фен, толи миксер… Вообще-то я считаю, что самым полезным подарком будет соковыжималка. Только из чего сок выжимать, не подскажите? ( зал называет…..)

Ведущий: Что самое необходимое в тайге мы спросим у команд.

Внимание! На столиках лежат несколько предметов: вода, сухари, спички, нож и дрова.

Вопрос: Какие предметы оставляли после себя охотники в таежной избушке?

( 30 сек.)

(музыка, гонг)

Ответы команд. Обоснуйте.

Ведущий: Правильны ответ спички, дрова, сухари.

Продолжаем наше путешествие. Вот перед вами контур Байкала Мы с вами знаем, что Байкал самое глубокое и самое чистое озеро, впадает в него аж 300 рек, но вытекает всего одна.

Вопрос: Какая река вытекает из озера Байкал?

Карточки: Иртыш, Лена, Ангара, Енисей.

( 30 сек.) ( музыка, гонг)

Ответы капитанов. Обоснование.

Музыкальный номер « Девчонки танцуют на палубе» Пахмутовой или показать видеосюжет об Ангаре.

Ведущий: Сибирь удивительная страна. В ней есть непроходимые леса и болота, есть обширные степи и есть ледники. Но одно из самых больших сокровищ сибирского края - это уникальные леса: хвойные и лиственные.

Команды, перед вами название разных видов деревьев. Ваша задача: разделить деревья на хвойные и лиственные.

Карточки: ольха, сосна, осина, пихта, кедр, береза.

(30 сек.) ( музыка, гонг)

Ведущий: а лиственница? Ведь здесь есть слово лист. Может она относится к лиственным?

Ответы команд . Обоснование.

- правильный ответ: хвойные: сосна, кедр, пихта, лиственница.

Показать презентацию « Леса Сибири»,

Выходит снова Мадам( воспитатель): А как же мы будем перевозить мамонтенка, он же не влезет в корзину.

Ведущий: Мы и не будем сажать его в корзину, он полетит за нами.

Мадам ( растеряно)то есть? У кого-то из нас поехала крыша. Я, конечно, не видела живого мамонта, но мне кажется, что крыльев-то у него нет.

Ведущий: А он полетит так же, как и мы - на шаре.

- А как?

Ведущий: Вот мы сейчас и увидим! Команды, на поляну! ( выходят команды)

Вот вам по шарику. Какая команда быстрее и больше надует шаров за 30 сек.

( музыка, гонг)

Ведущий: А вы когда-нибудь слышали об Афанасии Никитине?.....Так вот , это русский купец первым добрался до Индии и написал об этом книгу «Хождение за три моря». Только вот какие моря он имел ввиду?

Команды, вам вопрос: какие моря пересекал Афанасий Никитин путешествуя в Индию?

Карточки: Каспийское, Черное , Красное, Бенгальский залив, Азовское, Персидский залив.

( 30 сек.) ( музыка, гонг)

Ответы команд.

Ведущий: Правильный ответ Афанасий Никитин пересек три моря: Каспийское, Черное и Персидский залив.

Пока жюри подводит итоги вам дополнительный вопрос: назвать города Иркутской области.

Жюри объявляет результат игры. Награждение.


Раздел№2

Тема: «Под золотым венцом» ( 10 ч.)

(Сибирский свадебный обряд)

Цель:- познакомить детей с народным эпическим спектаклем- свадьбой и обрядовыми действами, свадебной поэзией;

-раскрыть значение семьи в жизни человека, как мудрой школы семейного воспитания;

- формирование осознанного восприятия обряда, обрядовых действ, песенной поэзии; передача духовного опыта народной педагогики, направленной на домостроительство;

- воспитание чувства ответственности перед собой и своим будущим.

Содержание:

  1. Свадьба как важное событие и значение в жизни человека. Свадьба- культурно-бытовой комплекс ритуалов и действ ( социальных, экономических, правовых, хозяйственных, символических, религиозных и магических). Свадьба- это «национальная опера», в которой широко и прекрасно проявилась духовная мощь русского народа» (Мамин_ Сибиряк.)

  2. Свадебный церемониал.

А) Пословицы: « выбирай жену не в хороводе, а в огороде»,

« Гляди семью откуда берешь жену», « Добрая жена дом сбережет, а плохая-рукавом разнесет», « На хорошего глядеть хорошо, а с умным жить легко»; « Жена не спичка, на стенку не повесишь»

Б) «Худой жених сватается- хорошему путь указывает»- анализ, примеры из жизни.

В)Практическая работа:

1. Выбрать пословицы из сборника В. Даля « Пословицы и поговорки» отражающие духовное устроение русской семьи.

2. Обсуждение: церковное венчание: мода или продолжение народной традиции? Ваша точка зрения?

3. Традиционные черты обрядовых действ.

Практические обрядовые действа:

1.Сватовство. Сват и сваха. Умение ярко и образно говорить.

2. Смотрины. Просватанье. Хороводно-игровая поэзия.

3. Девичник. Заплетение косы. Плачи невесты. Продажа красоты.

4. Свадьба ( до венца). Приезд свадебного поезда. Выкуп приданного. Благословление родителей. Венчание. Свадьба ( после венца).

Свадебная поэзия: величальные песни, корильные дразнилки, хороводные и плясовые песни.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. Репродукции картин: « Свекор» В. Маковского, « Сватовство майора» Федотова, « Неравный брак»

  2. В/ф « Морозко», « Даурия», « Тихий Дон» -фрагменты сватовство и свадьба;

  3. « Семейная жизнь» Д.К. Зеленин стр. 345

  4. « Записки иркутских жителей» Е. Авдеева-Полевая стр. 22-27

  5. « Свадебная поэзия семейских Забайкалья»

  6. « Сибирский свадебный обряд» Л.Ладик

Музыкальный материал:

  1. Свадебные величальные песни ( муз. фольклор Русского Севера)

  2. « Русская народная музыка Севера и Сибири» Антология

  3. Песни старожилов Сибири.

  4. Песни с. Урлук Красно-Чикойского района « Семейский фольклор»

  5. Русский фольклор: хороводно-игровые, плясовые песни.

Раздел№3

Тема: « Народные ремесла»

Цель: - познакомить детей с произведениями крестьянского искусства и народными художественными промыслами;

- приобщение к искусству своего народа, к духовным ценностям и идеалам;

- формирование интереса и представлений о многообразии художественного творчества русского народа и в частности сибиряков;

- воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства.

Содержание:

  1. « Культура-это память»-Д.С.Лихачев.

  2. Древние корни народного искусства. Предметы народного быта.

  3. Древние образы в народном искусстве: мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки.

  4. Изба как художественный образ. Внутренний мир русской избы. Предметы крестьянского быта: деревянная посуда, прялки, орудия труда.

  5. Орнамент русской вышивки. Язык орнамента.

  6. Народный костюм как летопись жизни наших предков.

Народный костюм Приангарья.

  1. Истоки и развитие традиционных народных художественных промыслов России: Сибирская береста, Дымковская игрушка, Хохлома, Жостово, Матрешка, Палех, Гжель.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. Репродукции картин, видео клипы, фотографии декоративно-прикладного искусства.

  2. Посещение музея «Горница»ДДТ « Созвездие», историко-экологического музея г. Саянска

  3. В/фильмы « Русская изба», «Путешествие во времени»-народные промыслы»

Музыкальный материал:

  1. « палехские узоры» танцевальная сюита

  2. « Вечерняя музыка» Гаврилина из музыкального альбома «Перезвоны»

  3. Песни: « Паутинка тонкая», « Вышивала девица на пяльцах»;

« Сибирская кадриль» муз. Левашова, « Лебедушка» Горлова;

« Любимый Иркутск, середина земли» Муз. Сергеева

  1. Музыка русских классиков: П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Литература

  1. « Сибирский народный календарь» В, Потанин

  2. « Сибирский свадебный обряд» Л. Ладик

  3. « Лад» В. Белов

  4. « Яко богиню землю нареки» А. Байбородин

  5. « Записки иркутских жителей» Е. Авдеева-Полевая

  6. « Русские обрядовые песни» А. Круглов

  7. « Статьи по духовной культуре» Д. Зеленин

  8. « Воспитание ребенка в русских традициях» Л.Соколова

  9. « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. Горяева О. Островская

  10. « Возвращение к истокам» Т. Шпикалова Г. Поровская

  11. « Русское православие и национальная идея» Н. Никандров

  12. « Мир дому твоему» Т. Флоренская

  13. « Духовные традиции « Русской семьи» Н. Арсеньев

  14. « Что в слове, что за словом?» В. Распутин

  15. « Пути духовного обновления.» Ильин И - Москва, 2003 г.


Методические рекомендации к программе

« Русский детский фольклор»

(5-7 классов)

Введение ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, способствует художественно-эстетическому воспитанию и развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально - положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В настоящее время в средствах массовой информации очень мало передач о культуре, быте русского народа. В связи с тем, что современная школа в основном нацелена на развитие у учащихся знаний, умений, навыков, в передачах средств массовой информации (особенно, телевидения) доминируют фильмы, передачи, рекламы, рассказывающие о западном стиле жизни, и до конца 80-ых годов неполитизированная история русского народа, его быт, культура были от нас закрыты, произошел разрыв духовных связей между поколениями нашего народа, многие традиции утеряны, многие воспринимаются современными людьми как непонятное действо. Мы не знаем народных песен, танцев, наша речь напичкана иностранными словами, у детей нет ни уважения ни почета к старшим, т.е. мы оторвались от своих корней. Создалась ситуация, в которой требуется осуществить переход в образовании от человека знающего к человеку культурному, уважающему и понимающему прошлое своего народа.

Известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, они образуют фундамент, на котором основывается развитие его нравственных чувств, дают основу для осознания и дальнейшего проявления их в творческой деятельности. На этом и строится программа предмета « Русский детский фольклор 5-7кл».

Духовное возрождение России… Очень трудно в настоящее время не только возродить, но и сохранить, т.к. мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению свою народную культуру.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Подготовить воспитанников школы - интерната к активной жизни, помочь усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволило обратиться к различным формам русского фольклора, который отвечает таким требованиям, как:

- доступность по содержанию и форме восприятия

воспитанниками и использования в самостоятельной творческой

деятельности;

- привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает

воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызывает положительные эмоции;

- единство содержания и формы;

- индивидуальный подход;

- учет возрастных особенностей;

- включение воспитанников различные доступные ему виды деятельности.

с часовой нагрузкой в 34 часа на каждый класс и свое направление в обучении и воспитании

В среднем звене программой « Русский детский фольклор» предусмотрены целостные годичные блоки народного творчества (песенное и устное творчество, русская духовная музыка, история и культура родного края).




ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел №1 « Песенное и устное творчество Сибири» 5 класс

Тема: «Песни сибирских старожилов. Острожные песни».

Цель: ознакомление детей с основами старожильческого песенного фольклора, характерными чертами музыкально-поэтического стиля народных песен, особами формами народного ансамблевого исполнения

Познакомить учащихся с острожными песнями как «напетой историей каторжной Сибири», глубоко прочувствовать песню, понять ее смысл и силу воздействия на человека через тесную связь с жизнью своего края,

народа, с событиями, которые вызвали ее появление.

Содержание:

Песни старожилов: « Ой, там-то вдали за синем морем» р.н.п.,

« Уж вы, стары-старики» р.н.п., « На сторонушку родную» баллада,

« Ой да, не по реченьке» р.н.п.( Забайкалье).

Острожные ( для прослушивания): « Осыпаются листья осенние» р.н.п.

в исполнении хора им. Пятницкого:

« Александровский централ», « По диким степям Забайкалья», « Глухой неведомой тайгою» р.н.п.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. в/ф « Даурия»- фрагмент;

  2. в/ф « Хмель»- фрагмент;

  3. в/ф « Ермак»- фрагмент;

  4. в/ф « Играй, гармонь»- выступление И.Плещеев с песней « Осыпаются листья осенние»

  5. Быль « Варнак» Т. Остапенко ( зиминская поэтесса);

  6. Книга « Кремневая начинка» А. Кузнецова;

  7. Книга « Яко богиню землю нареки» А. Байбородин.

Музыкальный материал:

  1. Аудиозаписи « Русская народная музыка Севера и Сибири»

  2. CD-записи « Фольклор семейских Забайкалья»

  3. Видео « Заветные песни. Иван Плещеев»; « Хор им. Пятницкого»;

Фольклорный ансамбль « Красная Горка» г. Иркутск;

  1. Аудиозаписи « Народный ансамбль Лучинушка» г. Саянск.

Раздел №2

Тема: « Протяжные лирические песни»

Цель: ознакомление учащихся с тематикой протяжных лирических песен, их самобытностью, присутствию поэтических образов, распевов, родившихся в этом краю и отражающие по тематике местные, сибирские особенности жизни.

Содержание: жанровые особенности протяжных лирических песен: выражение определенного отношения к различным жизненным явлениям, событиям, фактам, передача мыслей, чувств и настроений.

Музыкальный материал:

«Сяду я за стол» прот. лирич. песня, « Развивайся ты, береза» лир.песня

( с. Батама Иркутская область),« Не вейтеся, чайки, над морем»,

« Песня ямщика» (Забайкалье), «На коне вороном».

Художественно-иллюстративный материал:

  1. В/ф « Фольклорный ансамбль Красная Горка» г. Иркутск;

« Играй, гармонь»; « Хор им. Пятницкого».

  1. Аудиозаписи песен фольклорной экспедиции в Забайкалье- с. Красный Чикой.

  2. Аудиозаписи: песни в исполнении Нагаевой Х.С. жительницы г. Саянска, уроженка Забайкалья.

Раздел№3

Тема: « Хороводные, игровые, плясовые песни Сибири»

Цель: ознакомление учащихся с песнями связанными с народной хореографией, композиционной формой, тематикой; их особенностями и спецификой исполнения; развитие творческого самовыражения.

Содержание:

  1. Хороводные, игровые, плясовые песни и их жанровое назначение.

  2. Тематика, композиционная форма.

Музыкальный материал:

  1. Хороводные: « Полетел воробей во долину» р.н.п. ( Балаган. р-н),

« Ой, во поле травушка» р.н.п., « Сой, стой хоровод» р.н.п.

  1. Игровые: « Махоня», « Как за стенкой», « По- за городу гуляет»,

« Шла Маша по дорожке», «Все бы я по горенке ходила», « В хороводе были мы».

  1. Плясовые: « Столбик», « У всех-то мужья добры», « Ой, я малым»,

« Варенька», « Бока, мои, бока», « Ой, вставала я, ранешенько».

Тема ll полугодия: « Устное народное творчество Сибири»

( Приангарья)

Цель: ознакомление учащихся с устным народным творчеством Приангарья с самобытным фольклором, житейской мудростью, национальным колоритом, художественной выразительностью устного творчества;

- приобщение детей к Слову, понимание его значения в жизни человека;

- осмысление духовной жизни своего народа, его быта, культуры;

- формирование и развитие личности, ее творческой активности, духовно-нравственных качеств.

Раздел №1

Тема: « Мастерская слова. Детский фольклор»

Цель: ознакомление детей со значимостью слова в жизни человека, познание человеком мира через слова; изучение стихотворного фольклора в связи с жизнью, особенностями словесного жанра: легенды, предания, мифы, пословицы, поговорки, сказки, загадки; показать нравственную силу народа через устное творчество.

Содержание: слово как хранитель памяти и залог будущего. Познание человеком мира.

Мифы: « Ладо», « Купало», « Коляда», Миф о небе и солнце»;

Легенды, предания: « Предания о силачах», « Иван Лобанов», « Царский камзол» из книги « Предания Русского Севера»;

Легенды: « Про Байкал», « Горы-быки», « Енисей и шаман», « Легенда об Иркутске», « Легенда о Зиме» из книги « Происхождение географических названий Иркутской области» Мильхеева; « Легенда о Кимильтее» из книги Бухарова « Зиминская быль».

Детский словесный фольклор в связи с музыкой, т.к. текст и напев составляют одно органическое целое, и метрика стиха, не может изучаться вне музыкального ритма голосоведения, а также вне определнных ритуальных телодвижений, совершаемых при обряде.

  1. Древние загадки. Тематика: солнце, небо, гроза, гром и т.д.

  2. Древние пословицы о труде, силе, храбрости, чести, достоинстве.

Раскрыть значение загадки, пословицы в культурной жизни народов Сибири.

  1. Детская обрядовая поэзия: Коляда, Масленица, веснянки, егорьевские, Семик, купальские.

Художественно-иллюстративный материал:

  1. Репродукция картины М. Врубель « Пан»

  2. В. Васнецов « Крещение Руси»

  3. А. Васнецов « Берендеевка»

  4. Н. Рерих « Сеча при Керженце» - панно

  5. Мозаика « Орфей играющий на лире»

  6. Н. Рерих « Поцелуй земли»

Музыкальные произведения:

Симфоническая кртина « Сказание о невидимом граде Китеже» муз.

Н.А. Римский-Корсаков;

« Детская симфония» Гайдн;

« Утро» Грига.

Фрагменты из оперы « Снегурочка», « Садко» Римский-Корсаков;

Оратория « Сказание о земле Сибирской фрагмент в/ф « Сказание

о земле Сибирской»;

С.В.Рахманинов « Колокола» №1 ( фрагмент);

А. Лядов « Рождество Твое, Христе Боже наш»;

П.И. Чайковский « Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года»;

Н. А. Римский-Корсаков « Колядки» из оперы « Ночь перед Рождеством»;

Н.А. Римский-Корсаков. Увертюра « Светлый праздник» - фрагмент;

Н.А. Римский-Корсаков « Сцена Весны с птицами». Вступление к опере

« Снегурочка»;

И. Стравинский. Весенние гадания из балета « Весна священная»

Видеоматериал:

В/Ф: « Снегурочка», « Садко», « Времена года» Чайковский, « Сказание о земле Сибирской», « Легенды Байкала», « Путешествие по Лене» ч.1.,

« Иркутск», балет « Весна священная» Стравинский, « Ермак».

Литературные произведения:

В. Белов « Лад»

А. Байбородин « Яко богиню землю нареки»

Г. Науменко « Чудесный короб»

А. Баженова « Мифы древних славян»

Н. Криничная « Предания Русского Севера»

Р. Итс « Шепот Земли и молчание Неба»

« Сказки Байкала» и « Сказки Забайкалья»

Раздел №2

Тема: « Сказка- наука, школа….»

Цель: ознакомление детей с художественными произведениями сказки, с категориями словесного искусства ( героика, нравоучение, сатира, соотношение реальности и вымысла в произведении); раскрыть духовный смысл сказки;

- духовно - нравственное развитие личности и формирование творческой активности через сказку;

- овладение родным языком, его красотой, лаконичностью через устное творчество ( сказка);

- приобщение к культуре народа своего края.

Содержание:

Эпиграф всех занятий: « Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старой сказкою! Горе тому, у кого ее не будет под старость» Н. Лесков.

Сказка - старейший жанр фольклора. Духовный смысл сказки. Кому доступна сказка? Нужна ли сказка современному человеку?

I блок « Герои, не подающие надежд»

Сказки Забайкалья: «По щучьему велению»; «Бурка, Каурка и синегривый конь»; «Незнакомка»; «Как Иван-дурак на царевне женился».

Герои этих сказок или дураки или считаются до поры до времени такими. Этим героям обязательно кто-то помогает.

Задание ученикам:

  1. Прочитать и выявить этого помощника и увидеть в чем и как он помогает герою.

  2. Метод сравнения и наблюдения.

  3. Сказитель - представитель народа.

llблок. «Сказки Байкала»:

« Ангарские бусы», « Омулевая бочка», « Хозяин Ольхона», « Чайка - необычайка».

III блок. «Герои - искатели»

Сказки, где герои проходят испытания.

Сказки Байкала:

« Меткая стрела», « Ады-гром», « Иван царский сын золотых кудрей» из книги « Не на небе- на земле»1т., « Орел-царевич и его сын».

IV блок « Сказки о злых женах и сестрах»

« Мачеха и падчерица»

Показать с одной стороны младшую дочь, как народная дочь, любимая жена ( невеста) и злые сестры, мачеха-завистница, соседка-ведьма- с другой стороны. В сказках раскрываются иные формы испытания: терпение, умение, добро, ласка.

Сказки:

« Оклеветанная девушка», « Верная жена», Волшебная дудочка,

« Вышивальщица птиц», « Падчерка».

Сказки Восточной Сибири:

« Колдовское зеркало», « Сказка о злой мачехе», « Морозко», «Девушка в колодце».

V блок. « Бой и победитель»

Сказки, рассказывающие как герой сам, без участия волшебных помощников, одерживает победу над чудовищем, вступает в сражение и выигрывает его.

Сказки:

« Фома-богатырь», « Беломонет-богатырь», « Кремешок-богатырь»,

« Чудесная рубашка».

Сказки Восточной Сибири:

« Про богатыря», « Кащель Бессмертный».

Художественно-иллюстративный материал:

В. Васнецов: репродукции картин « Богатыри», « Бой Добрыни со Змеем Горынычем», « Ковер-самолет».

А. Головин « Кощеево царство»

М. Врубель « Царевна-лебедь»

И. Билибин « Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Литературно-музыкальный материал:

М.П. Мусоргский « Баба Яга» из цикла « Картинки с выставки»

Н.А. Римский-Корсаков симфоническая картина « Океан-море синее»

А. Вивальди « Времена года»

П.И. Чайковский « Вальс» из балета « Спящая красавица»

Сен-Санс « Лебедь» из цикла « Карнавал животных»

М.И. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила»

А.П. Бородин « Богатырская симфония»-ч.1.

Литература.

  1. Ж-л « Музыка» №1/2002г

  2. Ж-л « « Искусство в школе» №2/1993г

  3. Ж-л « Народное творчество» №5-6/1993г

  4. « Сибирская народная песня», Иркутск, 1986г

  5. « Хороводные и игровые песни Сибири» из-во « Наука» 1985г

  6. « Русские народные песни Забайкалья», М: « Советский композитор» 1989г

  7. « Народное искусство» Т. Комаров, Москва, 2002г

  8. « Зиминская быль» Бухаров

  9. « Сказки Байкала», Иркутск, 1988г

  10. « Сказки Забайкалья» Вос.-Сиб. Из-во, 1989г

  11. « Сказки Восточной Сибири», Иркутск, 1985г

  12. « Не на небе-на земле», Иркутск, 1992г ( все тома)

Видеофильмы:

« Ермак», « Хмель», « Даурия», « Василиса Прекрасная», « Кащей Бессмертный», « Морозко», « Финист - Ясный Сокол», « Варвара-краса, русая коса», « Снегурочка», « Садко», « Волшебный портрет».

в/ф « Играй, гармонь», фольклорный ансамбль « Красная горка» г. Иркутск.

CD-записи классической музыки.

42


© 2010-2022