Конспект урока музыки в 4 классе на тему Вознесение к звёздам

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место:

Участники (класс): 4 класс

Целевой компонент урока

Тема урока: «Вознесение к звездам»

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством композитора Оливье Мессиана и его произведением «Турангалила симфония».

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование интереса к изучению музыки;

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств к творчеству Оливье Мессиану;

  3. Воспитание эстетического интереса к музыке разных народов.

Обучающие:

  1. Формирование знаний о симфоническом творчестве Оливье Мессиана.

  2. Формирование умения воспринимать и анализировать музыкальное произведение.

Развивающие:

  1. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально - творческую деятельность;

  2. Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

Ученик научится:

  1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании произведения Оливье Мессиана «Турангалила симфония»;

  2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки;

  3. проявлять интерес к симфонической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  1. осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя;

  2. расширять свои представления о музыке французского композитора Оливье Мессиана (например, обращаясь к рассказу в учебнике «Музыка»);

  3. соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями от прослушанной «Турангалила симфонии»;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

  2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. определять и формулировать тему и проблему урока;

  2. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя при выполнении творческого задания;

  3. в процессе рефлексии проводить самооценку.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  1. слушать музыкальное произведение «Турангалила симфонию», выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;

  2. анализировать прослушанное музыкальное произведение;

  3. эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению «Турангалила симфония»;

  4. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса;

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и приобретения новых.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, индивидуальные.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК « Классическая начальная школа», учебник «Музыка»

Основные образовательные ресурсы:

Учебник: Музыка Алеев, В.В УМК « Классическая начальная школа»

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система, светомузыка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

  1. Музыкально-слушательская деятельность;

  2. Музыкально-исполнительская деятельность;

  3. Импровизация (творчество).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока (приветствие):

  1. Приветствие

  2. Мотивация к учебной деятельности.

  3. Проверка готовности

  1. Актуализация знаний:

  2. Открытие новой темы. Целеполагание. (слова-помощники, чему будем учиться - на доске, подвести к определению темы)

  3. Открытие новых знаний:

Слушание.

Беседа после слушания:

Игра на музыкальных инструментах:

Физ. Минутка(игра):

Творческое задание:

  1. Итог урока/Рефлексия

  2. Домашнее задание:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте ребята! Работа нам предстоит очень интересная. Мы, окунемся в мир волшебной музыки и представим себя музыкантами и художниками! Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!

II. Актуализация знаний.

У: Сегодняшний урок мы посвятим открытию для себя музыки, которая по меркам классики является современной, ведь что для истории один век?

У: Один миг. Но сколько всего произошло за последние 100 лет!

У: Ребята, давайте подумаем, что, по вашему мнению, произошло в прошлом столетии?

Ответы: 2 мировые войны, изобретение ядерного оружия и атомной энергии, компьютера, интернета, полёт человека в космос, появление быстроходного дорожного и морского, авиа-транспорта, джаз и электронные музыкальные инструменты, радио и телевидение…

У: Совершенно верно! А ведь это всё и произошло совсем недавно! В каком быстроразвивающемся мире мы живём. Но искусство - это зеркало времени, оно не создаётся из ничего, оно отражает то, что волнует людей, беспокоит их сердце и душу, отражает в себе тот мир и время, в котором живёт человек… Искусство, музыка, созданное в одном времени, может звучать, рассказывать о разном и по совершенно разному. ХХ век прославился не только экспериментами в области науки, но и музыке, живописи, искусстве в целом.

III. Открытие новой темы. Целеполагание

Вглядитесь в картины, представленные на слайде, почему художник решил создать свой пейзаж именно такими красками, подобрал такие цвета? (Н. Рерих «Канченджанга. Гималаи».) Обратите внимание, художник не выписывает в картине мелкие детали, всё нарисовано очень остро, сильной рукой, можно сказать, грубо. Небо алеет в лучах восхода или заката солнца и дарит огненное тепло небес, а от скал веет холодом и опасностью, неизвестностью. Так художник в минимальном количестве цветов и оттенков передаёт противоположность, контраст неба и земли, красоты и опасности, слитых воедино в этой картине, дополняющих друг друга. В каждой картине есть история, чувства, которые нам ещё только предстоит понять.

IV. Открытие новых знаний:

У: Но откуда берут художники и музыканты свои идеи?
У: Почему так по-разному звучит их музыка и выглядят их картины, даже если живут они примерно в одно время?

У: Правильно - сюжеты и идеи художники берут из мира, в котором живёт, а по-разному всё так звучит и пишется потому, что мир меняется очень быстро. Человек, живший в ХХ веке, который и в космос летал, и атом разложил, и скорость света измерил, создал сложнейшие машины, считал, что может постичь всё сразу, весь мир объять одной своей мыслью, что уже стал чем-то большим, чем человек. Создавались новые науки, знания, идеи, трижды планета побывала на грани уничтожения - две мировых войны и холодная война, об этом вы узнаете позже на уроках истории. Человек искал ответы на свои вопросы и в науке, и с философии, и религии.

У: А какие вопросы, как вы думаете, волнуют человека с самого его появления на этой земле?

Ответы: в чем смысл жизни, если жизнь после жизни?

У: Этими же вопросами задавались и люди искусства. И сегодня мы знакомимся с вами с очень необычным композитором. Звали его Оливье Мессиан. Французский композитор, Проживший практически полностью ХХ век - 1908 - 1996 годы. Своё творчество он посвящал исключительно большим, мощным произведениям, но одним из самых известных стала «Турангалила симфония». Вслушайтесь в звучание слова - «Турангалила» - какие ассоциации у вас возникают с этим незнакомым словом?

(Ответы детей)

Название Турангалила имеет древнеиндийское происхождение. «Туранга» означает «бегущее время», «движение и ритм», «гимн радости». «Лила» - «божественная игра», «игра творения », «любовь».

(Задания по ребусам «Музыкальный пазл»)

«Турангалила-симфония» по праву считается одним из самых редко исполняемых произведений, потому что ставит перед музыкантами сложную задачу: для воплощения грандиозных смыслов, заключённых в названии, композитор обратился к крупному музыкальному жанру симфонии. При этом симфонический цикл он расширил до десяти частей!

Потрясает огромный состав оркестра, в котором особенно выделяется группа ударных инструментов. Помимо большого барабана мы слышим мощные, «колокольные» удары тамтама, сверкающие серебристые звоны турецких тарелок, шумовой гул китайских тарелок. А для пианиста вообще написана запредельно сложная фортепианная партия!

  1. Интродукция

  2. Первая песнь любви

  3. Турангалила

  4. Вторая песнь любви

  5. Кровавое ликование звезд

  6. Сад сна любви

  7. Вторая Турангалила

  8. Развитие любви

  9. Третья Турангалила

  10. Финал.

Как видно из перечисления названий частей, все четные части воплощают главную тему симфонии - тему любви.

Как вы считаете, почему композитор написал эту симфония в 10 частях, почему не ограничился 3, 4?

Варианты детей

Центр симфонии - V часть - «Кровавое ликование звезд». В огненном вихре звучаний перед нами проносятся мириады звёзд, освещаемых красочными потоками света. Не только звёзды, но вся природа - горы, моря, океаны - участвует в грандиозном музыкальном действии. Мы наблюдаем космическую игру, воплощающую, по словам Мессиана, «ослепительную, безмерную, сверхчеловеческую» радость. Послушайте фрагмент этой части и скажите, какое настроение передаёт музыка своим звучанием?
Слушание1.

Беседа после слушания:

  1. Ребята, какое настроение передаёт музыка своим звучанием?

  2. Какие инструмент, звуки, вам показались необычными?

  3. Перечислите средства музыкальной выразительности, которые вы знаете? (Ритм, метр, тембр, динамика, мелодия, гармония, полифония, темп).

  4. Скажите, каким из них в этом произведении уделено особое место?

  5. Какие из них показаны наиболее ярко? (Ритм, тембр, динамика).

Если сравнивать музыку с языком, на котором мы говорим, можно заметить, что в музыке не меньше правил и исключений, которые помогают её писать. Ритм произведения очень сложен, но мы сейчас попробуем с вами разобрать его, определить, что он может обозначать, как при помощи него композитор передаёт свои чувства. (Ритмическая игра из учебника стр. 29)

Физ. Минутка (игра)

Игра «Солнышко»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собой!

Топни правой ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левой ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

(выполнять движения по тексту)

Теперь мы с вами уже подготовленные слушатели, знаем музыкальное произведение и может понять его возвышенное содержание, то, что хотел передать композитор звучанием своей музыки.

Давайте послушаем произведение ещё раз, а у ребят будет задание - нарисовать свои чувства, используя минимальные средства - краски и широкую кисть - каждый из вас рисует свои чувства на полотне, но в целом это должен быть один рисунок, дополняющий друг друга, изображая музыку, которую слышите и чувства, которые испытываете. Одно условие - вы рисуете свою абстрактную картину молча, не переговариваясь и не общаясь какими либо другими способами.

2-е детей работают со светом во время исполнения музыкального произведения.

Слушание 2.

Творческое задание: Задание классу: ребята, вы сейчас увидите, как создаётся на ваших глазах произведение, как исполняется музыка оркестром, какие инструменты звучат в произведении. Ваша задача - зная, как и о чём создавалось произведение, стараться разгадать те чувства, которые вложил композитор в музыку, постарайтесь не только послушать, но и почувствовать это произведение.

У: так какие же чувства пытался передать композитор? Что вы почувстволи?

После прослушивания произведения - психологический разбор абстрактной картины.

V. Рефлексия:

  1. С каким композитором мы сегодня познакомились?

  2. Какую симфонию он написал?

  3. Какая основная идея симфонии?

  4. Из скольких частей она состоит?

  1. Домашнее задание: используя справочную литературу, познакомьтесь с электромузыкальным инструментом Волны Мартено.



© 2010-2022