- Преподавателю
- Музыка
- Программа по слушанию музыки
Программа по слушанию музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Т.Л. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»
Управление культуры администрации г.Железногорска
Рабочая программа
УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства ПО.02. «Народные инструменты, «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Хоровое пение»
(5 и 8-летний срок обучения)
Железногорск
2012 г.
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
решением педагогического совета директор МОУДОД «ЖДШИ»
№ 34 от 06.11.2013 г. __________ Т.И.Харченкова
Разработчики: Прусова Л.Л., Сергеева Т.Л. - преподаватели МОУ ДОД «Железногорская детская школа искусств».
Рецензент: Председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова, Почётный работник СПО России Скубко Н.К.
Данная рабочая программа по учебному предмету «Слушание музыки» является основным компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Хоровое пение» для МОУ ДОД «ЖДШИ» и разработана с учётом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения в качестве образовательной программы. Цель программы - наиболее полная реализация творческого и музыкального потенциала учащихся в современном образовательном пространстве.
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
ПРОГРАММА ДЛЯ 8ЛЕТНЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ
3 года
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.2;
II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН стр.3;
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА стр.4;
IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ стр.13;
V.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ стр.14;
VI.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стр.15;
VII.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.18;
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка - сложное искусство. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Целью программы является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание у детей художественно - образного мышления, позволяющего воспринимать и понимать закономерности музыкального искусства, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес; любовь к ней расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Первая задача учителя - пробудить у детей интерес к музыке - решается соответствующим подбором музыкальных произведений.
Вторая задача - воспитать общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.
Третья задача - привить ребёнку вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду, исполнять для него высокохудожественные музыкальные произведения.
Четвёртая задача - познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией, а так же с некоторыми музыкальными формами (куплетная, 3-хчастная) и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Способность к осознанному восприятию музыки основывается на развитии музыкального мышления детей. Музыкальное мышление надо рассматривать как одну из разновидностей мышления вообще. Специфической его особенностью является то, что оно протекает в эмоциональной форме. Для специального и систематического музыкального развития на уроках используются те операции и формы мышления, от которых в наибольшей
степени зависит осознанность музыкального восприятия:
- анализ музыкального произведения (общая характеристика музыки, анализ
выразительности отдельных средств);
- сравнение одного произведения с другим (что в них общее, что различное).
Младшие школьники ещё недостаточно владеют названными
мыслительными операциями, их надо этому обучать. В тех случаях, когда учитель помогает детям разобраться в музыке, они лучше справляются с задачей. Обнаруживается, что они слышат и различают отдельные элементы музыкальной речи и понимают их выразительное значение. Однако самостоятельно выполнять мыслительные операции они не умеют. Важно учить детей способам мышления. Приучить сначала выделять главное в музыке (её эмоциональное содержание, общий характер), затем анализировать использованные композитором средства музыкальной выразительности.
Отвечая на вопрос учителя о характере музыки, ученики обычно дают по одному самому простому определению ( музыка весёлая, грустная). Учитель предлагает искать другие подходящие слова, обогащая словарь детей.
Важнейшая задача, стоящая перед учителем, - научить ребёнка слышать
произведение в целом, от начала до конца. Необходимо, чтобы дети поняли, что музыка отличается, например, от картины тем, что в ней каждое мгновение что-то происходит. Поэтому надо научиться с л у ш а т ь музыку.
Курс «Слушание музыки» рассчитан на 3 года обучения у учеников инструментальных отделений с 1по 3 класс при 8летнем сроке обучения.
II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Принцип построения программы - тематический, что помогает детям познакомиться с изобразительными возможностями сказок, с истоками отечественной культуры на основе фольклорного материала. Всё это привносит радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывает в нём любовь к родной природе, уважение к культурному наследию, а в целом - воспитывает у детей художественно - образное мышление, формирует эмоциональную, нравственную и интеллектуальную стороны личности ребёнка.
В зависимости от размеров произведения, его сложности, можно давать уроке от одного до двух произведений. Музыкальный материал подбирается по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.
I год обучения
№ n/n
Название темы
Вид занятия
Общий объем времени (в часах)
Максим. учебная нагрузка
Самост. работа
Аудитор-ные занятия
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Музыка вокруг нас. Образы и чувства в музыке.
Элементы музыкального языка.
Инструменты симфонического оркестра.
Музыкальная форма: трёхчастная, куплетная форма.
Картины природы в музыке.
Изобразительные возможности музыки
Мелко-групповой
1,5
10,5
12
10,5
1,5
12
0,5
3,5
4
3,5
0,5
4
1
7
8
7
1
8
ИТОГО:
48
16
32
II год обучения
№ n/n
Название темы
Вид занятия
Общий объём времени (в часах)
Максим. учебная нагрузка
Самост. работа
Аудитор-ные занятия
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Движение в музыке.
Марш и его разновидности.
Танцы и их разновидности.
Танцевальная, песенная и маршевая музыка.
Юмор в музыке.
Мелко-групповой
1,5
10,5
12
18
7,5
0,5
3,5
4
6
2,5
1
7
8
12
5
ИТОГО:
49,5
16,5
33
III год обучения
№ n/n
Название темы
Вид занятия
Общий объём времени (в часах)
Максим. учебная нагрузка
Самост. работа
Аудитор-ные занятия
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Знакомство с народными традициями, обычаями и культурой родного края.
Народные инструменты.
Народный обрядовый календарь.
Сказка в музыке.
Тембры инструментов симфонического оркестра.
Музыкальные образы в кино, мультфильмах, опереттах, мюзиклах.
Мелко-групповой
1,5
1,5
9
1,5
18
6
0,5
0,5
3
0,5
6
2
1
1
6
1
12
4
ИТОГО:
49,5
16,5
33
III.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Детям доступны программные и жанровые пьесы, а также, благодаря слову, и вокальные произведения.
Детей следует знакомить с:
- программными сочинениями, содержащими элемент звукоподражания и звукоизобразительности;
- пьесами в жанрах марша и танца;
- вокальными произведениями;
- музыкально-литературными коммозициями на основе классических опер и балетов;
- сказками с музыкой современных композиторов.
1 класс
1 четверть. Образы и чувства в музыке.
Характеристика элементов музыкального языка: регистры, лад, динамика, паузы.
А.Руббах «Воробей»;
В.Ребиков «Медведь»; 1 час
А.Жилинскиёй «Пастушок»;
Ж.Металлиди «Лесное чудище»;
В.Витлин «Страшилище»; 1 час
Тетцель «Прелюдия» («Колокола и колокольчики»);
В.Моцарт Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»
(колокольчики звенят); 1 час
Г.Галынин «Зайчик»;
А.Жилинский «Мышки»; 1 час
В.Калинников «Киска»; 1 час
Э.Григ «Птичка»; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Новая кукла»; 1 час
Итоговый урок 1 час
Всего: 8 часов
2 четверть. Образы и чувства в музыке (продолжение).
Регистры, некоторые тембры инструментов симфонического оркестра, знакомство с их внешним видом. Трёхчастная форма.
С.Разорёнов «Два петуха»; 1 час
К.Караев «Слон и Моська»;
В.Салманов «Голодная кошка и сытый пёс»; 1 час
Р.Шуман «Сиротка»
«Альбом для юношества»: «Первая потеря»; 1 час
Р.Ротерштейн «Курочка Ряба»; 1 час
Р.Шуман «Альбом для юношества»: «Дед Мороз»; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Сладкая грёза»;
С.Прокофьев «Раскаяние»; 1 час
Р.Шуман «Альбом для юношества »:
«Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы домой»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
3 четверть. Образы и чувства в музыке.
Куплетная и трёхчастная форма.
М.Мусоргский «Детская»: «С няней»; «С куклой»; 1 час
М.Мусоргский «Детская»: «Жук»; «В углу»; 1 час
М.Мусоргский «Детская»: «Поехал на палочке»;
«На сон грядущий»; 1 час
Е.Крылатов, Ю.Энтин «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»;
А.Лядов «Колыбельная» из сюиты
«8 русских народных песен для оркестра»; 1 час
Н.Римский - Корсаков, опера «Садко»: «Колыбельная Волховы»; 1 час
А. Спендиаров «Колыбельная»; 1 час
Итоговый урок по теме «Образы и чувства в музыке» 1 час
Тема «Картины природы в музыке».
К.Дебюсси. «Детский уголок»: «Снег танцует»; 1 час
Всего: 8 часов;
4 четверть. Картины природы в музыке.
Изобразительные возможности музыки.
П.Чайковский «Времена года»: « На тройке»; 1 час
П.Чайковский «Времена года»: «Осенняя песня»; 1 час
Г.Свиридов «Весна». «Осень»; 1 час
В.Косенко «Дождик»;
Г.Свиридов «Альбом пьес для детей»: «Дождик»; 1 час
С.Прокофьев «Детская музыка»: «Дождь и радуга»; 1 час
М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»; 1 час
Н.Римский - Корсаков «Океан - море синее», вступление к
опере «Садко»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
Итого за год: 32 часа;
2 класс
1 четверть. Движение в музыке.
Марш, его разновидности: походные, церемониальные, сказочные.
Марш Преображенского полка
В.Агапкин марш «Прощание славянки»; 1 час
Дж.Верди. Марши из оперы «Аида»;
П.Чайковский «Детский альбом»: «Похороны куклы»; 1 час
С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»;
С.Слонимский «Марш Бармалея»; 1 час
М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков»;
С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»; 1 час
Ю.Лазарева «Детский альбом»: « Марширующий Пятачок»; 1 час
Ю.Лазарева «Детский альбом»: «Марш саранчи»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
2 четверть. Движение в музыке.
Танцы, их разновидности.
И.Бах Сицилиана;
В.Моцарт Менуэт; 1 час
Ф.Шуберт Лендлер;
И.Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае»; 1 час
П.Чайковский «Трепак», «Танец феи Драже»
из балета «Щелкунчик»; 1 час
М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; 1 час
М.Глинка Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»; 1 час
С.Прокофьев «Детская музыка»: Тарантелла; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
3 четверть. Движение в музыке.
Продолжение знакомства с жанрами танца: маршевостью, танцевальностью, движением в музыке вообще. Ускорение и замедление в музыке, звукоподражание и звукоизобразительность.
Э.Григ «Танец эльфов»; 1 час
К.Дебюсси. «Детский уголок»: « Кукольный кейкуок»; 1 час
С.Прокофьев Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»; 1 час
Е.Накада «Танец дикарей»; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Игра в лошадки»; 1 час
Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Смелый наездник»; 1 час
Д.Кабалевский «Кавалерийская»; 1 час
С.Прокофьев «Детская музыка»: «Игра в пятнашки»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 9 часов;
4 четверть. Движение в музыке (продолжение). Юмор в музыке.
3накомство с разновидностями комического в музыке - шутка, ирония, насмешка, гротеск.
М.Старокадомский «Поезд»;
В.Агафонников «Сани с колокольчиками»; 1 час
Н.Римский - Корсаков «Полёт шмеля»
из оперы «Сказка о царе Салтане»; 1 час
Итоговый урок по теме «Движение в музыке»: 1 час
А.Филиппенко «На мосточке»;
А.Лядов. «Я с комариком плясала»
из сюиты «8 русских народных песен для оркестра»; 1 час
И.Бах «Шутка»;
В.Селиванов «Шуточка»; 1 час
Д.Шостакович « Вальс-шутка»;
Р. Щедрин «Озорные частушки» из оперы «Не только любовь»; 1 час
Д.Кабалевский «Упрямый братишка»;
Г.Свиридов «Упрямец»;
А.Хачатурян «Мельник, мальчик и осёл»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
Итого: 33 часа;
3 класс
1 четверть. Знакомство с народными обычаями, традициями, культурой и искусством родного края.
ОСЕНИНЫ
Сентябрь - Рябинник:
Закличка «Осень», «Яблочко», «Вейся, капустка»;
Октябрь - Свадебник:
«Бояре»; 1 час
Ноябрь - Кузьминки:
«Прялица», «Патока с имбирём », «Дуня-тонкопряха»,
закличка «Солнышко»; 1 час
ЗИМНИЕ СВЯТКИ
Декабрь - Солнцеворот или Предновогодье:
«Метелица», «Как на тоненький ледок»; 1 час
Январь или Просинец, Колядки:
«Уж как шла коляда», «Приходила коляда», «Зазимка-зима»,
«Калёда-малёда», «Щедровочка»,« Подблюдная», «Слава»; 1 час
Февраль - Бокогрей или Масленица:
«Вот уж зимушка проходит», «Еде Масленица», «Блины»,
«Мы Масленку дожидали», «Масленая-кукурузка»,
«Прощай, Масленица», «Ой, бежит ручьём вода»; 1 час
ВЕСНЯНКИ
Март - Протальник или Сороки:
«Ой, кулики, жаворонушки», «Жаворонушки, прилетите-ка»,
«Чувиль-виль-виль», «Жаворонок- дуда»,
«Жавороночки, перепёлочки»; 1 час
Апрель - Снегогон или Благовещение;
Май - Травень или В хороводе были мы;
ПАСХА
«Дождик», «Благослови, Боже, нам весну гукать»,
«Благослови, мати», «А мы просо сеяли», «А я п лугу»,
«В хороводе были мы»; 1 час
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ
Крещение кукушки. Кумовление. Семик:
«Дождик», «Дождик, припусти», , «Пчёлы», «Ходит матушка -
весна», «Заплетися, плетень», «Со вьюном я хожу», «Ходила
младёшенька по борочку», «Ай, во поле липенька», «Батюшка
Егорий», «Рано на Ивана солнышко играло», «Вянки завювали,
себе загадали»; 1 час
Всего: 8 часов;
2 четверть. Сказка в музыке.
Тембры инструментов симфонического оркестра.
М.Равель. «Матушка гусыня»: «Красавица и чудовище»;
«Мальчик с пальчик»; 1 час
С.Прокофьев «Петя и волк»; 2 часа
Н.Римский - Корсаков, Три чуда из оперы «Сказка
о царе Салтане»; 2 часа
П.Чайковский «Щелкунчик»; 3 часа
Всего: 8 часов;
3 четверть. Сказка в музыке (продолженuе темы).
А.Лядов. «Музыкальная табакерка»; 1 час
П.Чайковский «Детский альбом»: «Нянина сказка»; «Баба Яга»; 1 час
М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Баба Яга»;
А.Лядов «Баба Яга»; 1 час
А.Лядов «Кикимора»; 1 час
А.Лядов «Волшебное озеро»;
С.Прокофьев. Балет «Золушка»: «Па де шаль»; «Гавот»; 1 час
«Вальс»;
Н.Римский - Корсаков «Садко». Музыкально-литературная
композиция по опере; 3 часа
Итоговый урок: 1 час
Всего: 9 часов;
4 четверть. Сказка в музыке (продолженuе).
П.Чайковский. Музыкально - литературная композиция по
балету «Лебединое озеро»; 2 часа
Н.Римский - Корсаков. Мультфильм с музыкальными
фрагментами оперы «Снегурочка»; 2 часа
Е.Ларионова. «Муха-цокотуха»;
Г.Гладков«Бременские музыканты»; 2 часа
Ф.Легар «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»; И.Дунаевский «Таней моряков» из оперетты «Вольный ветер»; 1 час
Итоговый урок: 1 час
Всего: 8 часов;
Итого: 33 часа;
IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умение анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык;
- развитие потребности самообразования, общения с музыкой вне школы;
- расширение представлений о взаимосвязи с другими видами искусства и развитие на этой основе образного мышления.
1 класс
К концу учебного года обучающиеся должны владеть следующими умениями навыками:
- умением рассказать о своем впечатлении от прослушанного произведения;
- провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств (кинофильмов, мультфильмов);
- определять жанр музыки: песня, танец, марш;
- чувствовать и описывать образы прослушанного произведения;
-
класс
- услышать в прослушанном произведении и рассказать о выразительных средствах и выделить главное;
- определить характер сказочного образа «добрый» или «злой» и из какой это музыкальной сказки;
- отличать балет от оперы;
- рассказать об образах в программной симфонической или фортепианной музыке;
- отличать в вокальном творчестве виды пения: сольное пение, ансамблевое или хоровое;
-
класс
- умение обосновать «легкость» или «серьезность» данного произведения,
- отличать старинную это музыку от современной;
- предположить инструменты, исполняющие произведение;
- сыграть и проанализировать произведение, играемое по специальности (знать название, автора, образы, выразительные средства);
- уметь нарисовать образ прослушанного произведения;
VI.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
В конце каждой четверти проводятся уроки, подводящие итог пройденному. Эти уроки помогают контролировать уровень усвоения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков.
На уроке преподаватель должен:
- повторить пройденный на предыдущем уроке материал. Оценивается активное участие на уроке.
- изложить и закрепить новый материал, прослушав музыкальные примеры. За правильное определение также ставится оценка.
- предложить обучающимся поговорить дома с родителями на пройденную тему и привести свои примеры из литературы, живописи, мультфильмов. Такое домашнее задание и вовлечение других учащихся в «Беседу - диалог» тоже оценивается.
Особенно высоко оценивается собственный вывод или анализ, размышление о прослушанной музыке.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На уроках «Слушание музыки» преподаватель может использовать самые разнообразные приёмы и методы работы. Но, как правило, процесс работы состоит из следующих этапов:
- вступительная беседа;
- прослушивание произведения;
- беседа об исполненном произведении;
- повторное слушание;
Эти этапы условны, их наличие или отсутствие, а главное, их содержание диктуется конкретными условиями.
Вступительная беседа может отсутствовать, если произведение наверняка будет восприниматься детьми в верном направлении. Главной целью вступительной беседы является организация внимания, заинтересованность детей в предстоящем прослушивании произведения. Во вступительной беседе можно кратко рассказать о композиторе, о том, кто исполняет (какой инструмент или оркестр); можно сразу объявить название произведения, а можно этого не делать, предоставив детям самим определить его содержание.
Перед прослушиванием «Полёта шмеля» Н.Римского - Корсакова или «Марша Черномора» М.Глинки желательно рассказать детям содержание сказки и поэмы, показать иллюстрации. С первых шагов надо добиваться в классе тишины при прослушивании.
Беседа о прослушанном произведении, как и вступительная беседа, не должна быть долгой, многословной. Главное - определить характер, настроение, какое впечатление музыка произвела на ребят, что понравилось, что удивило или заинтересовало их.
При повторном прослушивании перед классом можно поставить задачи посложней: определить форму произведения, наличие контрастов, выразительных музыкальных средств. Закрепление образных впечатлений после разбора произведения.
Выделим 3 группы вопросов, которые целесообразно задавать перед исполнением детских пьес.
1.Педагог даёт название пьесы и задает вопросы, помогающие детям услышать в музыке то, что не отражено в заглавии. Как правило, содержание пьес композиторов-классиков гораздо шире программного заголовка. Так, в пьесе «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» Р.Шумана идёт и поёт не только «крестьянин», но и «крестьянка» (возникает дуэт), а припев песни подхватывает «хор крестьян». А вот в «Птичке» и в «Танце эльфов» Э.Грига изображены не только главные герои, но и их «враги». Об облике тех и других, их настроении, манере двигаться заглавие ничего не сообщает.
2.Преподаватель предлагает 3 контрастных названия для пьесы, которая прозвучит. Дети после прослушивания должны выбрать одно из них. А для этого придется внимательно вслушиваться, сравнивать, отбирать, т. е. самостоятельно мыслить. Например, перед исполнением «Кавалерийской» Д.Кабалевского объявляются названия: «Птичка», «Кавалерийская», «Кукла засыпает». После того, как дети определили название произведения, можно продолжить осмысление услышанного: кавалерист скачет молча или поёт песню? Он поёт о схватке с врагом или о родном крае? Желательно наиграть мелодию первой части без аккомпанемента, тогда становите заметнее её лирическая природа (о родном крае). Какой голос у кавалериста - высокий, средний или низкий? Всадник «молоденький», т.к. голос высокий. Затем учитель играет пьесу до конца и просит рассказать; о чём дальше повествует музыка. По-прежнему ли скачет один кавалерист или к нему примкнули товарищи? ..
3.Учитель в общих чертах говорит о содержании произведения: будет исполнена пьеса о девочке («Болезнь куклы» или «Новая кукла» из «Детского альбома» П.Чайковского) или о детях («Игра в пятнашки» С.Прокофьева), или зачитываются стихи-загадки, напри мер, А.Жилинский «Мышки»:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
Сами крошки,
Боятся кошки.
Под полом живут -
Туда всё несут.
Перед детьми ставится задача: определить, какое название у героя пьесы и что он делает - танцует, бегает, баюкает и т.д. Не менее существенно обратить внимание на различную манеру героев двигаться, ходить. Гордо и грозно шагают львы в «Карнавале животных» K.Ceн - Санса; довольный жизнью и собой, не торопясь, возвращается с работы домой крестьянин; решительным шагом меряет землю Дед Мороз в произведениях Р .Шумана; хищная, наглая повадка у Бармалея в пьесе С.Слонимского и саранчи в «Марше саранчи» Ю.Лазаревой. Обо всём этом, вслушавшись в музыку, с помощью педагога (в виде ответов на вопросы) дети могут рассказать. Жаловаться на отсутствие фантазии у детей этого возраста не приходится, её надо лишь умело направлять. В качестве домашнего задания полезно рекомендовать слушание музыкальных сказок, рисунки на прослушанное про изведение. Дети с удовольствием рисуют и очень любят устраивать выставки лучших рисунков.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Примерный музыкальный материал 1 года обучения.
-
П.Чайковский - Детский альбом и сборник «Времена года».
-
Фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик».
-
С.Прокофьев «Петя и волк».
-
«Утро» из сюиты Э.Грига «Петр Гюнт».
-
3 песни Леля из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
-
«Колыбельная Волхвы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».
-
«Шутка» И.С.Баха из Сюиты № 2.
-
«Осень» из иллюстраций Г.Свиридова к Пушкинской «Метели».
-
Пастораль из «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке.
-
«Менуэт» В.А.Моцарта.
-
Главная партия «Богатырской симфонии № 2» А.Бородина.
-
«Волынка» И.С.Баха.
-
«Лютневая музыка».
-
Увертюра М.Дунаевского к кинофильму «Цирк».
-
«Клоуны» Д.Кабалевского.
-
Музыкальные сказки: «Бременские музыканты», «Муха-цокотуха».
-
Песни: «Скворушка», «Осень», «Почему медведь зимою спит» Л.Книппера.
Примерный музыкальный материал 2 года обучения.
-
М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».
-
«Детский альбом» П.Чайковского.
-
М.Мусоргский «Картинки с выставки» («Прогулка»).
-
С.Прокофьев «Александр Невский» (3ч., 4ч.).
-
Марш из оперы С.Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».
-
Марш из балета П.Чайковского «Щелкунчик».
-
П.Чайковский «Симфония № 1» - 3 часть Вальс
-
П.Чайковский «Симфония № 3» - Марш».
-
В.А.Моцарт «Симфония № 40».
-
В.А.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
-
И.С.Бах «Волынка».
-
Хорал Ария из Сюиты № 3 И.С.Баха.
-
Г.Свиридов «Тройка».
-
«Клоуны» Д.Кабалевского.
-
«Пусть всегда будет солнце» А.Островского.
-
«Жаворонок» М.Глинки.
Примерный музыкальный материал 3 года обучения.
-
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».
-
Л.Бетховен «К Элизе».
-
В.А.Моцарт Ария из оперы «Волшебная флейта».
-
Г.Свиридов «Романс» и «Вальс» из «Метели».
-
Д.Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод».
-
Вальсы И. Штрауса.
-
«Вальс» А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».
-
«Ave Maria» Ф.Шуберт.
-
А.Вивальди «Зима» из «Времен года».
-
Г.Гендель «Пассакалья».
-
«Венецианская ночь» М.Глинки.
-
Фрагменты оперетт Ф.Легара, И.Штрауса.
-
С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (3ч.).
-
П.Чайковский «Симфония № 5» (II ч.).
-
Д.Шостакович Соло ударных из оперы «Нос».
-
Пьесы (по выбору) из «Детского альбома» П.Чайковского и С.Прокофьева.
-
Л.Бетховен «Весело-грустно», «Сурок».
-
«Шутка» И.С.Бах.
-
1 концерт П.Чайковского (1 и 3 части).
-
Дж.Гершвин «Острый ритм».
VII.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.Н.Алпарова, В.А.Николаев. Музыкально - игровой материал для дошкольников и младших школьников «В зимнем лесу» М, 2002г.
2. Н.Н.Алпарова, В.А.Николаев, И.П.Сусидко. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «На лугу». М, 1999г.
3. О.А.Апраксина. Методика преподавания музыки на разных возрастных этапах.
4. Л.Бартенева. Занятия по слушанию музыки в младшем хоре детской хоровой студии.
5. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки. Праздник каждый день». Программа музыкальног воспитания для детей дошкольного возраста (подготовительная группа). С-П, 1999г.
6. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа
музыкального воспитания для детей дошкольного возраста (средняя группа). С-П, 2000г.
7. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа
музыкального воспитания дошкольного возраста (старшая группа). С-П,2000г.
8. В.Королёва. Слушание музыки в подготовительных группах детских музыкальных школ. М, 198lг.
9. М.Б.Кушнир. Аудиопособие для учебных заведений. Введение в мир музыки. М, 2007г.
10. Н.А.Метлов. Музыка - детям. М, 1985г.
11. С.И.Мерзлякова, Т.П.Мер лякова. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младши х школьников «Наш весёлый хоровод».
Вып.l. М, 2002г.
12. З.Осовицкая, А.Казаринова . «В мире музыки». 1-3кл ДМШ. М, 1999г.
13. Г.А.Ушпикова. «Слушание музыки». 1-3классы дмш. М, 1998г.
14. Н.А.Царёва. «Слушание музыки». 3 часть. М, 2002г.
15. Н.А.Царёва «Слушание музыки». Уроки госпожи мелодии. Методическое пособие.
-
В.Г. Раджиков «Диалоги о музыкальной педагогике» М., 2002г.
-
О.П.Радынова «Слушаем музыку»
-
«Я познаю мир» «Музыка»: энцикл. /С.В.Истомин/ изд. «Астрель». М., 2007г.
-
«Музыка» 8 класс. Поурочные планы. /В.М.Фамигулина/ Волгоград. «Учитель» 2006г.
-
Г.Ушпикова «Слушание музыки». Пособие для учащихся 1-3 классов ДМШ и ДШИ, 2009.
-
Г.Головинский, М.Ройтерштейн «Книга о музыке», 1988г.
8