- Преподавателю
- Музыка
- Урок сольфеджио в подготовительной группе на тему «… И с музыкой прекрасен станет мир!»
Урок сольфеджио в подготовительной группе на тему «… И с музыкой прекрасен станет мир!»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордеева Л.А. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подготовительная группа.
УРОК 1.
ТЕМА: « … И с музыкой прекрасен станет мир!»
Цель урока:
-
ввести учащихся (через сказки, игры и стихи) в мир музыки;
-
познакомить с основными музыкальными понятиями: «композитор», «исполнитель», «звуки», «шумовые и музыкальные звуки», «шагами музыки»; правилами поведения;
-
свободной импровизацией (на одном звуке) подготовить учащихся к понятиям», «регистр», «тембр».
Знакомство с понятиями: «композитор», «исполнитель», «звуки», «шумовые и музыкальные звуки». О чём рассказывает музыка. Беседа о любимых сказочных героях, детских песнях, стихах. Учимся быть слушателями: главные правила. Импровизация(свободная, на одном звуке). Игры. Музыкальные движения: слушаем «шаги» музыки, слов.
I. Организационный момент:
1) Оформление класса (шары, детские музыкальные инструменты, игрушки)
2) Под «Вальс» Р. Глиэра ученики входят в класс.
3) Поздравление учителя и знакомство с группой.
II. 1) Знакомство со звуками.
«И троллейбус, и трамвай затянули песню…
Ты им тоже подпевай -
Станет жизнь чудесней!
Вслушайся - весь мир поёт -
Шорох, свист и щебет…
Музыка во всём живёт.
Мир её волшебен!» (М. Пляцковский)
Дети, нас окружают много разных предметов. Это - столы, парты, стулья, посуда, одежда, игрушки… Предметов очень много и они разные.
Мир, в котором мы живём, полон звуков.
2) Загадка.
«Их нельзя увидеть,
Не возьмёшь их в руки.
Можно только слышать.
Что же это? (Звуки)
Учитель:
- Дети тихо сидят,
Не кричат и не шумят,
Т - с - с - с - прикладывают пальчик к губам
Вот наши ушки.
Ушки будут слушать (прикладывают руки к ушам).
3) Игра. «Звуки мы идём искать».
На столе у педагога бумага, стеклянная чашка, ложки -деревянные.
Педагог называет и показывает предмет, дети слушают, как они звучат.
Делается вывод: бумага - шуршит, стекло - звенит, дерево - стучит.
- Ребята, кто хочет спеть свою любимую песенку?
- Послушайте, как эта песенка прозвучит на инструменте.
Делаем вывод:
- Если спеть или сыграть на каком - либо инструменте, то мы услышим какие звуки? (музыкальные)
- Все шумы: скрип, шорох, стук и т. п. какие это звуки? (шумовые).
Значит, звуки бывают… (какие?) (шумовые и музыкальные).
Приведите примеры.
4) Учитель:
- Эти звуки слышит каждый человек. Но есть люди, которые воспринимают их по - своему и создают музыку. Таких людей мы называем… (Кто знает? Кто сможет ответить?)
- Совершенно верно - композиторами.
- Другие люди умеют извлекать звуки из самых различных инструментов. Таких людей мы называем… (исполнителями).
Вы живёте в море звуков: слушаете радио, смотрите телевизор, где звучат знакомые и незнакомые мелодии. Каждый день вы встречаетесь с Музыкой. Её так много вокруг, что некоторые люди её просто не слышат.
Одна школьница из Санкт -Петербурга, Василиса Кутузова, написала такие слова:
«Я хочу увидеть Музыку,
Я хочу услышать Музыку.
Что такое это, Музыка?
Расскажите мне скорей.
И сама себе ответила.
Птичьи трели - это…(хором: музыка)
И капели - это…(хором: музыка)
Есть особенная … (хором: музыка)
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра и у солнышка,
И у тучки и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже …(хором: музыка) своя.
Вот какая чуткая девочка!»
5) И, конечно, было бы не интересно жить, если бы мы никогда не слышали красивой музыки, не видели бы картин художников и не читали бы книги.
- Посмотрите на репродукции с картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень». Расскажите, что вы видите.
6) Послушайте песенку З. Роот «Грустный журавушка».
Работа по вопросам после прослушивания песенки:
1) Вам понравилась песня?
2) О чём эта песенка?
3) Какой характер?
4) Какая музыка: весёлая или грустная? Почему?
5) Какое время года сейчас? Какие времена года вы знаете?
Разучивание песни З. Роот «Грустный журавушка».
6) Учитель:
- А теперь постарайтесь ответить на мои загадки:
Загадка № 1.
Листья облетают, птицы улетают,
Когда это бывает? (Осенью.)
Загадка № 2.
Всюду голые поля,
Жёлтый лист летает -
Дождик, мокрая земля,
Когда это бывает? (Осенью.)
- Ребята, перед вами портрет великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Послушайте одно из его произведений и скажите, какое время года изобразил композитор?
( звучит «Осенняя песенка» П. И. Чайковского).
Учитель:
Поэты, писатели создают книги при помощи слов; художники рисуют картины… (красками); композиторы сочиняют музыку с помощью… (звуков).
7) - А для кого всё это: книги, картины¸ музыка?
Для кого: - сочиняют композиторы?
- исполняют артисты?
- поют певцы?
- играют музыканты?
Поднимите руку, когда из предложенных слов встретите правильный ответ:
для ворон, для себя, для телевизора, для слушателей.
Учитель: Поэты, писатели, художники и композиторы рассказывают о ком - то или о чём - то.
Музыканту неинтересно исполнять музыку, а певцу - петь, когда их невнимательно слушают.
Музыку - слушают, концерт - смотрят и слушают.
Тот, кто слушает - слушатель.
Тот, кто смотрит - зритель.
8) Главные правила для зрителей:
1. Никогда не опаздывайте, всегда приходите на концерт вовремя.
2. Проходите на своё место лицом к сидящим зрителям и спиной к сцене.
3. Садитесь на своё место и спокойно ждите начало концерта.
4. Смотрите на исполнителя, музыку слушайте внимательно, также, как сказку.
5. Не позволяйте себе и другим жевать во время концерта.
6. Своими впечатлениями делитесь только в перерывах между номерами или в конце концерта.
7. При исполнении большого симфонического произведения хлопать между частями не принято, хлопайте только в конце.
8. Не убегайте раньше времени в буфет или гардероб. Встаньте и поблагодарите исполнителей аплодисментами
«Слава! Слава всем артистам!
Музыкантам и певцам!
Их волшебное искусство
Делает добрей сердца!» (С. Волков)
III. Импровизация (свободная на одном звуке)
Цель: подготовка слуха к понятиям «регистр», «тембр», «высокие и низкие звуки»
1. Играйте и пойте на любом звуке:
«Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт» (А. С. Пушкин)
2. Спетьи сыграть песенку голосом медведя,птички, волка, козы.
IV. Музыкальное движение.
С. Прокофьев. Марш
1) - Ребята, сейчас прозвучит произведение Сергея Прокофьева (показать портрет). Вам нужно ответить на вопрос:
- Что это? Песня? Танец? Или, может быть,… (что?)
Учитель:
- Да, это музыка, под звуки которой ровно и мерно ходят, шагают, маршируют. Это - марш.
2) - Прошагайте и вы под звуки марша. Так ровно и мерно, как тикают часы, как стучит ваше сердце, как бьётся ваш пульс.
3) -К шагам прибавьте хлопки, к каждому шагу - хлопок в ладоши. Не напрягайтесь! Шагайте и хлопайте в ладоши !
4) - Сможете ли вы записать музыку, под которую вы маршировали? Нет, не все звуки, а только шаги, которые слышны в музыке?
- Конечно, сможете! Вам понадобятся для этого всего - навсего палочки: шаг - палочка, ещё шаг - снова палочка. Прошагайте под музыку марша, рисуя в воздухе палочки.
5) - А в словах? Слышны ли в них шаги?
Тебя зовут Миша? Катя? Лена?
-Прошагай своё имя и прохлопай его в ладоши.
- Сколько шагов? Хлопков? Палочек?
- Не правда ли, в словах также можно услышать шаги?
Значит, и эти шаги, как и шаги в музыке, можно записать палочками.
Задание.
-Придумайте имена, которые можно записать 2, 3, 4, 1 палочками.
- Названия каких зверей и птиц и насекомых могут быть записаны 3 палочками? (ласточка, пчела, синичка, курица, стрекоза, таракан, лисица и т. п. ) 2 палочками? (кошка, мышка, коза, паук, комар, медведь, лиса и т.п.)
- А для каких зверей, птиц, насекомых нужна будет только одна палочка? (слон, волк, тигр, лев, кот).
V. Делаем выводы по уроку:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие бывают звуки? (шумовые и музыкальные)
- Кто создаёт книги?
- Кто пишет музыку?
- Кто рисует картины?
- Какие правила для зрителей вы запомнили?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения на тему «Осень».
2. Нарисовать рисунок или выполнить другую работу (поделки) к пьесе
П. И. Чайковского «Осенняя песенка».
6