Конспект урока по музыке на тему Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Конспект урока музыки во 2 классе
по теме: «Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»































Тема урока: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева.

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Цель: познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк»
С.С. Прокофьева;

Задачи: познакомить детей с понятиями: симфония, симфонический оркестр, тембр; активизировать слуховое внимание детей, во время выполнения задания учителя; воспитывать слушательскую культуру детей; формирование музыкально-слуховых представлений; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.

Методы: метод ассоциаций, игровой, словесный (беседа, рассказ), метод пластической импровизации.

Музыкальный материал: С.С. Прокофьев симфоническая сказка
«Петя и волк».

Наглядный материал: изображение симфонического оркестра, изображения Пети, дедушки, утки, кошки, волка, охотников, птички; изображения музыкальных инструментов: гобой, фагот, кларнет, флейта, скрипка, контрабас; портрет С.С. Прокофьева.





Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель» (по гамме в пределах квинты).

У: Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

/ответы детей/

У: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Учитель обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

У: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

На доске - определение тембра - окраска звука

У: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»

Музыкально - дидактическая игра «Угадай мелодию»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

У: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:

Петя - главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

/ответы детей/
У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С. Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

/ответы детей/
У: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

/ответы детей/
У: Танца. Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель обращает внимание детей на изображения с музыкальными инструментами : скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

/ответы детей/
У: Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.

У: Какой же характер у дедушки?

/ответы детей/
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот.

Учитель обращает внимание детей на изображение фагота.

Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Повторное слушание темы дедушки

/ответы детей/
У: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

Физическая минутка. Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит физическую минутку.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание темы птички.

/ответы детей/
У: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

/ответы детей/
У: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Флейта - деревянный духовой инструмент.

Учитель предлагает ребенку указать на изображениях на этот музыкальный инструмент.

На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема кошки.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Под музыку изображают кошку.
У: Почему вы решили, что это кошка?

/ответы детей/
У: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? Повторное слушание темы кошки.

/ответы детей/
У: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой - деревянный духовой инструмент.

Учитель обращает внимание детей на изображения гобоя.

На экране изображения - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание темы уточки.

/ответы детей/
У: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?

/ответы детей/
У: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Учиель обращает внимание детей на изображение гобоя.

Повторение:

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На доске вы видите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на картинке.

Дети устно отвечают на вопросы.

Подведение итогов:

У: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

/ответы детей/
У: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

/ответы детей/
У: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

У: Найдите на изображениях героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

На экране изображения волка, кошки, охотников, Пети.

/ответы детей/
У: Волк, Охотники.

На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

Домашнее задание:

Нарисовать героя сказки «Петя и волк», подписать названия инструмента его изображающего.



© 2010-2022