- Преподавателю
- Музыка
- Урок -конспект Народная музыка
Урок -конспект Народная музыка
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нурлина Л.М. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оформление Солнышко с семи лучами, проектор.
-
Вход под во поле береза
Добрый день. добрый час, очень рада видеть вас!
----------
Слайд Музыкальная штукатулка - известные русская народная песня- пляска в исполнении балалайки гармошки) (При диалоге ввести все понятия )
угадайка? Какая это песня, народная или композиторская какие инструменты звучали?
Молодцы , вы всё правильно угадали.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
________________откуда зародилась ___________стихи__________________________________________
Откуда же русская песня зародилась, нам расскажут _________________
-
ученик:
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли в боли?
Или в птичьем свисте?
2- й ученик:
Ты скажи , откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
1-й ученик:
Пролетели утки-
Уронили дудки.
Пролетали гуси-
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
2-й ученик:
Ну а песня?
С песней
На Руси родились
2.
У нас сегодня необычный урок что же нас ждёт сегодня на уроке, мы узнаем ответив на вопросы Петрушки
Презентация приглашение к празднику «Масленица» (получили инструменты)
Итак , ребята, нас приглашают на праздник . добро пожаловать!
____________________________________________________________________________________
Масленица - фильм
___________________________________________________________________________________
_какой композитор?____________________________________________________________________________________ Слушание: Чайковский "Февраль".
- Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
- Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
- Февраль - прощание с зимой и ожидание весны. Вот и П.И.Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы.
Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник - проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня - масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.
- Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения.
Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта.
Главное событие праздника - сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки. Давайте и мы с вами поприветствуем нашу куклу Масленицу.
(Кукла прикреплена на доске магнитами)
Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе гостей.
Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Главное место в Масленице играли - блины.
Блины символизируют солнце, а солнце - это тепло, свет, радость, добро, урожай. (Слайд )
Каких только не было блинов раньше - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины, значит, год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным.
Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость.
Учитель: А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко.
Посчитайте, сколько желтых лучиков у меня на столе.
Дети: Семь.
Учитель: А в масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет своё название.
Мальчики, вы не против, если девочки их прикрепят к нашему солнышку, чтобы оно сияло ещё ярче. ( прикрепляем лучики - заголовки)
(Читают текст дети (на лучиках) учитель показывает слайд)
Понедельник - «Встреча» Масленицы.
Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.
(двое детей наряжают куклу) - звучит в это время музыка.
Вторник - «Заигрыш». С этого дня начинались игры и развлечения.
Среда - «Лакомка». В этот день стараются съесть больше сладостей.
Четверг - «Широкий четверг». Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Пятница - «Тёщины вечорки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
Суббота - «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки.
Воскресенье - «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день прощают обиды, забывают ссоры. Сжигают чучело Масленицы и прощаются с зимой.
Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло, сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.
Хорошее настроение создавали хороводы и пляски. А чтобы узнать какую хороводную мы заведём, мы узнаем, отгадав загадку
-----Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? ("Во поле береза стояла")
Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)
Что вы знаете ребята о красавице берёзе?(ответы детей)
Береза - любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
Музыка слайд. Представление песни "Во поле береза стояла"
слушание
О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)
К какому жанру относится эта песня ? (хороводная, лирическая)
Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)
Учитель. Будем по кругу передавать платочек
.
У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будут сплясать Русского. (заучиваем присядочку. И притоп) А мы похлопаем.
Игра -пляска «Передача платочка» В центре круга водящйй с платочком , музыка останавливается передаёт тому с кем рядышком оказался-кому передаёт тот и делает присядочку или притоп) исп. Р.н.песня «Во поле берёза»
(Передача платочка- одна и та же плавная русская народная мелодия, пляска -«Барыня») )
Вы не заметили ребята, что мы водили хоровод кругом и играли, становясь кругом. А вы не подумаете сейчас почему в игре в хороводе мы делаем круг? ( круг - символ солнца, объединения)
( приглашение к физкультминутке)
Учитель: (дети повторяют движения)
Вот и ясно солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)
Припекло, припекло. (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед собой)
И повсюду золото
Разлило, разлило. (опускают руки вниз и шевелят пальчиками)
Ручейки на улице
Зажурчат, зажурчат! (качают опущенными руками вправо и влево)
Скоро птички первые
Прилетят, прилетят! (выполняют махи руками)
Расцветут подснежники
Да в леске, да в леске. (обе ладони складываются в «бутончик», который постепенно раскрывается)
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке. (дети раскидывают цветы)
Ой, ты Солнце-батюшка,
Угоди, угоди! (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками)
А землица-матушка,
Уроди, уроди! (наклоняются корпусом вниз, как бы поглаживая землю)
Молодцы, ребята! Садитесь __________________________________________________________________________
Учитель: Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ.
Закличка Масленка масленка
Широкая Масленка
Ладу-ладу-уу , ладу-ладу
Блинами богатая
Гостья дароватая
Гостья нагостилася
С девушкой простилася
По что села в сани
Не гуляешь с нами
Я гуляла с Ваней
И присела в сани
Ладу-ладу-ладу-ладу
Пела и плясала
А теперь устала
С кры ши капели
Грачи прители
Воробьи чирикают
Ве снышко кликают
- Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу
(СМЕХ) запись
Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами
Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни.
Солнышко не хмуриться,
С нас не сводит глаз.
Потому что Солнышку
Нравится у нас.
Солнце разгорается
Песни начинаются.
Чтобы почувствовать настроение праздника, я предлагаю послушать вам масленичную песню.
(Слушание фонограммы песни «Блины»)
(Слайд №12)
Обсуждение музыкального произведения.
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая.
. Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Выучим ритм. (прохлопывание в ладоши)
Учитель:
Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.
Учим первую фразу медленно.
Мы давно блинов не ели. (Если необходимо - прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
1.Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Два часа блины ходили
2.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.
-
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
Припев.
-
На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев.
-
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы!
Припев.
Учитель
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые музыкальные инструменты)
Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов.
Учитель:- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
Учитель:
Ой, спасибо, так спасибо!
Потрудились от души!
И красиво песню спели!
Все ребята молодцы! (собираем инструменты)
Учитель:
Масленица. Хорош этот древний славянский праздник - проводы зимы - со столами, которые ломятся от блинов и других яств и пития. В эти дни славянская душа - нараспашку, человек гуляет вовсю.
Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой Масленицей!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Раздать буклет с песнями и фразами на дополнение------------___
Каждый должен выговорить по одной фразе:
Я узнал сегодня о
Мне понравилось когда мы (пели, танцевали. Играли)
У меня хорошо получилось задание, когда
Домашнее задание.
- Выучите песню «Блины» и закличку (раздать буклеты с текстами)
- Нарисуйте на альбомных листах иллюстрации к празднику Масленица и к песне «Блины». На следующем уроке вы сможете создать из этих рисунков свою картинную галерею.
Учитель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем:
«Мы - молодцы!»
Учитель: Любой праздник в нашей жизни - это пир души. Обычаем разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и сладостям и конечно, милым гостям! (раздаёт конфеты-сладости)
Звучит музыка русская народная песня «Прощай масленица».
Всем спасибо за урок, я не прощаюсь, а говорю вам до свидания!
И под эту музыку выход детей.