Урок -конспект Народная музыка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оформление Солнышко с семи лучами, проектор.



  1. Вход под во поле береза

Добрый день. добрый час, очень рада видеть вас!

----------

Слайд Музыкальная штукатулка - известные русская народная песня- пляска в исполнении балалайки гармошки) (При диалоге ввести все понятия )

угадайка? Какая это песня, народная или композиторская какие инструменты звучали?

Молодцы , вы всё правильно угадали.

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?

________________откуда зародилась ___________стихи__________________________________________

Откуда же русская песня зародилась, нам расскажут _________________



  1. ученик:


Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли в боли?

Или в птичьем свисте?

2- й ученик:


Ты скажи , откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

1-й ученик:


Пролетели утки-

Уронили дудки.

Пролетали гуси-

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

2-й ученик:

Ну а песня?

С песней

На Руси родились

2.

У нас сегодня необычный урок что же нас ждёт сегодня на уроке, мы узнаем ответив на вопросы Петрушки

Презентация приглашение к празднику «Масленица» (получили инструменты)

Итак , ребята, нас приглашают на праздник . добро пожаловать!

____________________________________________________________________________________

Масленица - фильм

___________________________________________________________________________________

_какой композитор?____________________________________________________________________________________ Слушание: Чайковский "Февраль".

- Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
- Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
- Февраль - прощание с зимой и ожидание весны. Вот и П.И.Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.


2. Объяснение нового материала.

Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы.

Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник - проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня - масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.

- Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения.

Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта.

Главное событие праздника - сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки. Давайте и мы с вами поприветствуем нашу куклу Масленицу.

(Кукла прикреплена на доске магнитами)

Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе гостей.

Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Главное место в Масленице играли - блины.

Блины символизируют солнце, а солнце - это тепло, свет, радость, добро, урожай. (Слайд )

Каких только не было блинов раньше - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины, значит, год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным.

Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость.

Учитель: А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко.

Посчитайте, сколько желтых лучиков у меня на столе.

Дети: Семь.

Учитель: А в масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет своё название.

Мальчики, вы не против, если девочки их прикрепят к нашему солнышку, чтобы оно сияло ещё ярче. ( прикрепляем лучики - заголовки)

(Читают текст дети (на лучиках) учитель показывает слайд)

Понедельник - «Встреча» Масленицы.

Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.

(двое детей наряжают куклу) - звучит в это время музыка.

Вторник - «Заигрыш». С этого дня начинались игры и развлечения.

Среда - «Лакомка». В этот день стараются съесть больше сладостей.

Четверг - «Широкий четверг». Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.


Пятница - «Тёщины вечорки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

Суббота - «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки.

Воскресенье - «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день прощают обиды, забывают ссоры. Сжигают чучело Масленицы и прощаются с зимой.

Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло, сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.

Хорошее настроение создавали хороводы и пляски. А чтобы узнать какую хороводную мы заведём, мы узнаем, отгадав загадку

-----Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? ("Во поле береза стояла")

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Что вы знаете ребята о красавице берёзе?(ответы детей)

Береза - любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

Музыка слайд. Представление песни "Во поле береза стояла"

слушание

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

К какому жанру относится эта песня ? (хороводная, лирическая)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Учитель. Будем по кругу передавать платочек

.

У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будут сплясать Русского. (заучиваем присядочку. И притоп) А мы похлопаем.

Игра -пляска «Передача платочка» В центре круга водящйй с платочком , музыка останавливается передаёт тому с кем рядышком оказался-кому передаёт тот и делает присядочку или притоп) исп. Р.н.песня «Во поле берёза»

(Передача платочка- одна и та же плавная русская народная мелодия, пляска -«Барыня») )

Вы не заметили ребята, что мы водили хоровод кругом и играли, становясь кругом. А вы не подумаете сейчас почему в игре в хороводе мы делаем круг? ( круг - символ солнца, объединения)

( приглашение к физкультминутке)

Учитель: (дети повторяют движения)

Вот и ясно солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)

Припекло, припекло. (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед собой)

И повсюду золото

Разлило, разлило. (опускают руки вниз и шевелят пальчиками)

Ручейки на улице

Зажурчат, зажурчат! (качают опущенными руками вправо и влево)

Скоро птички первые

Прилетят, прилетят! (выполняют махи руками)

Расцветут подснежники

Да в леске, да в леске. (обе ладони складываются в «бутончик», который постепенно раскрывается)

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке. (дети раскидывают цветы)

Ой, ты Солнце-батюшка,

Угоди, угоди! (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками)

А землица-матушка,

Уроди, уроди! (наклоняются корпусом вниз, как бы поглаживая землю)

Молодцы, ребята! Садитесь __________________________________________________________________________

Учитель: Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ.

Закличка Масленка масленка

Широкая Масленка

Ладу-ладу-уу , ладу-ладу

Блинами богатая

Гостья дароватая

Гостья нагостилася

С девушкой простилася

По что села в сани

Не гуляешь с нами

Я гуляла с Ваней

И присела в сани

Ладу-ладу-ладу-ладу

Пела и плясала

А теперь устала

С кры ши капели

Грачи прители

Воробьи чирикают

Ве снышко кликают

- Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу

(СМЕХ) запись

Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами

Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни.

Солнышко не хмуриться,

С нас не сводит глаз.

Потому что Солнышку

Нравится у нас.

Солнце разгорается

Песни начинаются.

Чтобы почувствовать настроение праздника, я предлагаю послушать вам масленичную песню.

(Слушание фонограммы песни «Блины»)

(Слайд №12)

Обсуждение музыкального произведения.

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая.

. Разучивание песни «Блины»

Учитель: Давайте разучим припев.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Выучим ритм. (прохлопывание в ладоши)

Учитель:

Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.

Учим первую фразу медленно.

Мы давно блинов не ели. (Если необходимо - прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)

Слушаем вторую фразу.

Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)

Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)

1.Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Два часа блины ходили

2.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.

  1. Напекла она поесть
    Сотен пять, наверно, есть,
    Припев.

  1. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Припев.

  1. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!

Припев.

Учитель

Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые музыкальные инструменты)

Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов.

Учитель:- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

Учитель:

Ой, спасибо, так спасибо!
Потрудились от души!
И красиво песню спели!
Все ребята молодцы! (собираем инструменты)


Учитель:

Масленица. Хорош этот древний славянский праздник - проводы зимы - со столами, которые ломятся от блинов и других яств и пития. В эти дни славянская душа - нараспашку, человек гуляет вовсю.

Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой Масленицей!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раздать буклет с песнями и фразами на дополнение------------___

Каждый должен выговорить по одной фразе:

Я узнал сегодня о

Мне понравилось когда мы (пели, танцевали. Играли)

У меня хорошо получилось задание, когда



Домашнее задание.

- Выучите песню «Блины» и закличку (раздать буклеты с текстами)

- Нарисуйте на альбомных листах иллюстрации к празднику Масленица и к песне «Блины». На следующем уроке вы сможете создать из этих рисунков свою картинную галерею.

Учитель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем:

«Мы - молодцы!»

Учитель: Любой праздник в нашей жизни - это пир души. Обычаем разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и сладостям и конечно, милым гостям! (раздаёт конфеты-сладости)


Звучит музыка русская народная песня «Прощай масленица».

Всем спасибо за урок, я не прощаюсь, а говорю вам до свидания!

И под эту музыку выход детей.





© 2010-2022