Конспект урока по музыке на тему М. П. Мусоргский Картинки с выставки

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект урока музыки в 3 классе
по теме: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»











Тема урока: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний

Цель: расширение и углубление знаний о творчестве М. П. Мусоргского. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки».

Задачи: познакомить детей с сюитой М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления; формирование музыкально-слуховых представлений; воспитывать слушательскую культуру детей;

Методы: словесный (беседа, рассказ), метод пластической импровизации, наглядно-зрительный.

Музыкальный материал: М. П. Мусоргский сюита «Картинки с выставки», «Баба яга», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Богатырские ворота».

Наглядный материал: портрет М. П. Мусоргского, репродукции картин В. Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба яга», «Богатырские ворота».




Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель» в пределах квинты.

У: Запишите число и новую тему урока: Модест Петрович Мусоргский сюита «Картинки с выставки».

Дети записывают число и новую тему урока.

У: «Картинки с выставки» - цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.

Учитель обращает внимание детей на портрет композитора М.П. Мусоргского и архитектора В. Гартмана.

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834-1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный. Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и
не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи»

В 1874 году в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

У: Послушаем первую пьесу «Богатырские ворота».

Дети записывают в тетради название.

У: Как звучала музыка? Какого она характера? Какие образы у вас возникли при прослушивании пьесы?

/ответы детей/

У: Грациозно торжественно величаво. Можно представить идущих сквозь ворота богатырей.

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Богатырские ворота».

У: Послушаем следующую пьесу и попробуем дать ей название.

Звучит: М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

У: Ребята, можно ли представить под эту музыку сказочных персонажей?

/ответы детей/

У: А каких сказочных персонажей вы знаете? Какой характер, образ у нашего персонажа? Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки?

/ответы детей/

У: Свирепый, злой, громкий, баба яга летает, лес шумит. Менялась ли динамика? Темп?

/ответы детей/

У: Звук то стихал, то нарастал, темп становился быстрее.

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Избушка на курьих ножках».

Физическая минутка. Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит физическую минутку.

У: Послушаем следующее музыкальное произведение и постараемся определить какой образ хотел создать композитор.

Звучит: М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

У: Ребята, грустная звучала музыка или веселая? Что можно делать под эту музыку? Можно представить птенцов? Что они делают? Тогда какие цвета преобладают в картине?

/ответы детей/

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Балет невылупившихся птенцов».

У: Верно, ребята, музыка живая, энергичная, веселая! А давайте попробуем с вами изобразить под нее движение птенцов!

Звучит М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», дети выполняют задания исполняя произвольные движения.

У: Ребята, превратимся в слушателей и послушаем следующее музыкальное произведение.

Звучит: М. П. Мусоргский «Лимож. Рынок», дети импровизирую движения.

У: Как звучала музыка?

/ответы детей/

У: Суетливо, энергично. А где в жизни человека можно наблюдать суету?

/ответы детей/

У: В автобусе, на перемене, в Москве. Ребята, все верно. А произведение называется «Лимож. Рынок»

Дети записывают название в тетради.

Подведение итогов:

У: С именем какого композитора мы познакомились? На картины какого художника он написал музыку? Перечислим название картин.

/ответы детей/

У: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?

/ответы детей/

У: Музыка способно ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.

Вокально-хоровая работа.

Домашнее задание: В рисунке или рассказе передайте свое впечатление от услышанной музыки.


© 2010-2022