Конспект урока Героическая тема в русской музыке

     В данной разработке урока довольно обширно раскрывается героическая тема в таких видах искусства как: музыка, литература, изобразительное искусство, киноискусство, а также их связь с жизнью. Через общение с произведениями искусства учащиеся смогут познакомиться с героизмом, благородством и духовным богатством  русского человека  в период военных событий различных эпох. В ходе урока учащиеся будут выполнять задания, опирающиеся на предыдущие знания, умения и навыки, что будет способствовать ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

В данной разработке урока довольно обширно раскрывается героическая тема в таких видах искусства как: музыка, литература, изобразительное искусство, киноискусство, а также их связь с жизнью. Через общение с произведениями искусства учащиеся смогут познакомиться с героизмом, благородством и духовным богатством русского человека в период военных событий различных эпох. В ходе урока учащиеся будут выполнять задания, опирающиеся на предыдущие знания, умения и навыки, что будет способствовать усвоению нового материала. Урок разработан с применением технологии активного метода обучения и интерактивного кроссворда, используется видеоматериал.

Тема данного урока является актуальной, так как гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу.

Данный компонент можно использовать не только на уроке музыки в 7 классе, но и на уроках изобразительного искусства, искусства, на внеклассных мероприятиях в целях патриотического воспитания.



Тема: «Героическая тема в русской музыке»

Цель.

  • Сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.

Задачи.

Обучающие.

  • Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического характера.

Воспитывающие.

  • Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.

  • Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.

Развивающие.

  • Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, музыки.

Методы обучения:

- метод эмоциональной драматургии,

- метод художественного контекста,

- метод сравнения,

3

- метод размышления о музыке,

- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение,

- активный метод обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: кантата, выразительные средства

музыки, героический музыкальный образ, образ Родины.

Задания для учащихся на уроке:

(Групповая и индивидуальная форма работа)

Слушание музыки.

Сравнение музыкальных фрагментов.

Анализ картин.

Исполнение песни.

Сочинение синквейна.

Разгадывание кроссворда.

Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения.

Музыкальный материал и галерея героических образов:

С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский», часть 4 - хор «Вставайте, люди русские!».

Русская народная песня « Солдатушки, бравы ребятушки».

Песня М. Ножкина «Последний бой».

Колокольный звон - набат.

4

Песня «Священная война», муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача.

Песня Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют».

Видеофрагмент фильма Эйзенштейна «Александр Невский».

Видеофрагмент - песня Олега Газманова «Офицеры» (авторское исполнение).

Презентация «Героическая тема в русской музыке».

П. Корин. Александр Невский.

В. Серов. Солдатушки, бравы ребятушки.

А. Широков. За Родину!

И.К. Айвазовский. Морское сражение при Наварине.

И.К. Айвазовский. Синопский бой. Ночь после боя.

Дополнительное оборудование:

  • Компьютер

  • Музыкальный центр

  • Интерактивная доска

  • Выдвижная доска

  • Синтезатор

  • Шаблоны для игры



5

Презентация

Ход урока

Вид деятельности

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с прослушивания трех музыкальных фрагментов. Если вам будет знакомо произведение, поднимите руку для ответа.

Звучит хор «Вставайте, люди русские!».

Ответы детей.

Слушание музыки

Слайд 2

Звучит русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Ответы детей.

Слушание музыки

Слайд 3

Звучит песня Михаила Ножкина «Последний бой».

Ответы детей.

Слушание музыки

Слайд 4

Прослушав три музыкальных фрагмента, мы можем сказать, что в классическом произведении герой - князь и полководец Александр Невский, в народной музыке - герои простые солдаты, в современной музыке - солдаты ВОВ 1941-1945 годов.

Какая музыкальная тема объединяет все три произведения?

Ответы детей (героическая).

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. А эпиграфом к уроку послужат слова Ерикеева:

«Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить».

Оформляйте, пожалуйста, тетрадный лист для 4-блоков урока. Образец оформления на доске (смотреть фото-1).

Ответы на вопрос























Работа в тетради

Слайд 5

Изображая героическую тему на холсте, художники используют такие выразительные средства как: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.

И.К. Айвазовский. Морское сражение при Наварине.

И.К. Айвазовский. Синопский бой. Ночь после боя.

Анализ картин

Слайд 6

Слайд 7

Вспомните и назовите с помощью каких выразительных средств музыки композиторы передают и раскрывают образы в своих произведениях?

Ответы детей (динамика, темп, ритм, тембр, лад, регистр, мелодия).

Сегодня нас будут интересовать четыре средства выразительности - динамика, темп, ритм, лад. Зафиксируйте эти средства выразительности в первом блоке тетради.

Ответы на вопрос



Работа в тетради

Видеофрагмент

В начале урока вы прослушали фрагмент хора «Вставайте, люди русские!» С. Прокофьева из кантаты «Александр Невский». А сейчас мы посмотрим видеофрагмент из фильма «Александр Невский», который был создан в 1938 году режиссером Эйзенштейном, когда в Европе уже разгорался пожар Второй Мировой войны. Образ Невского вдохновил Прокофьева на создание музыки к этому фильму. Этот фильм показывали на фронтах в минуты отдыха для поднятия боевого духа солдат. На основе музыкальных произведений к фильму и была создана одноименная кантата. Просматривая видео, вы в очередной раз услышите хор «Вставайте, люди русские!»

Просмотр видео

Слушание музыки

Слайд 7

Итак, вернемся к средствам музыкальной выразительности. Давайте охарактеризуем каждое из записанных средств, обращаясь к прослушанному хору.

Ответы детей (темп-умеренный, динамика- громкая, ритм-четкий и ровный, лад-минор).

Ответы-рассуждения

Слайд 8

Перейдем ко второму блоку в тетради. Запишем определение жанра кантата, название кантаты Прокофьева и место положения в ней прослушанного хора. Долгое время в России системой оповещения служили колокольные звоны. Названия каких колокольных звонов вы помните?

Ответы детей (трезвон, перезвон, благовест, малиновый звон, набат).

Какой из звонов звучит во вступлении к хору «Вставайте, люди русские!»?

Ответы детей (набат).

Аудио - Колокольный звон - набат.

Ответы на вопросы

Слушание

Слайд 9

Предлагаю вам сочинить синквейн (3 блок) на тему - хор «Вставайте, люди русские!» (фоном звучит произведение).

(чтение учащимися наиболее удачных сочинений)

Сочинение синквейна

АМО. Игра «Автобусная остановка»

А сейчас разделитесь на четыре команды - автобусные остановки. Каждая команда получает автобус - шаблон с номером и вопросом (смотреть приложение и фото 2). Время стоянки автобуса 2 минуты, по истечении которых должен быть записан ответ и автобус поедет к другой остановке по часовой стрелке. В итоге к вам вернется ваш автобус. Вы должны будете зачитать полный ответ. Время пошло.

Ответы детей (один представитель от команды).

Игра

Слайд 10

Внимание на доску. Разгадываем кроссворд «Родина».

Ответы на вопросы

(закрепление материала

прошлых уроков)

Слайд 11

Скажите, а есть ли место героической теме в современных песнях? (блок 4)

Ответы детей.

Песня «Священная война» послужила в период 1941-1945 годов призывом к беспощадной борьбе против фашизма. Уже 26 июня 1941 года это произведение звучало на Белорусском вокзале при отправлении солдат на фронт.

Аудио - «Священная война» (1 куплет)

Всем известна песня « День Победы», написанная к 30-летию Победы, исполненная Львом Лещенко.

Слушание музыки

Слайд 12

В прошлом году мы с вами знакомились с творчеством бардов: Булатом Окуджавой, прошедшим войну, и Владимиром Высоцким - человеком другого поколения. В их песнях одинаково правдоподобно отображены все тяготы той жестокой войны. Предлагаю вам вспомнить песню из кинофильма «Белорусский вокзал», автором которой является Булат Окуджава - «Здесь птицы не поют» (репертуар прошлого года).

Песня «Здесь птицы не поют».

Исполнение песни

Слайд 13

Перед вами фотография группы «Голубые береты». Это концертный ансамбль ВДВ с 1985 года. В составе группы - боевые офицеры. Выпущено большое количество дисков с их песнями, вышел видеоальбом об этой группе. Олег Газманов - автор песни «Офицеры», без которой сейчас не обходится ни один концерт, посвященный празднованию Дня защитника Отечества.

Видеофрагмент




Предлагаю посмотреть запись с концерта и послушать эту песню в исполнении автора.

Песня «Офицеры».

Просмотр видео

Слушание музыки




Я надеюсь, все, что вы сегодня узнали на уроке, вам обязательно пригодится в жизни. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Всем спасибо за активную работу. На этом наш урок окончен.



10

Список литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

4. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1991.-164 с.





11

Приложение

АМО. Игра «Автобусная остановка»

Автобус № 1. Чем драматургия оперы Бородина «Князь Игорь» близка драматургии оперы Глинки «Иван Сусанин»?

Автобус№ 2. В чем вы видите современность темы защиты Отечества?

Автобус№ 3. Как вы понимаете слова: « О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»?

Автобус№ 4. Запишите названия популярных песен, исполняемых во время ВОВ 1941- 1945 годов.



© 2010-2022