Технологическая карта урока Музыка дружит не только с поэзией

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: музыка Класс: 5а,5б

Тема триместра: «Музыка и литература»

Тема урока: «Музыка «дружит» не только с поэзией»

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и литературы:

  • Углубить представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и литературы.

  • Создать условия для ознакомления с жанрами музыкального искусства (вокальные - песня, романс, кантата, оратория; сценические - опера, балет; инструментальная - произведения с литературным описанием содержания).

  • Формировать музыкальную культуру личности, развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, музыкальные произведения к уроку.

Наглядность: Презентация о творчестве М.П.Мусоргского.

Раздаточный материал: карточки для выполнения домашнего задания.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организацион-

ный момент

Настраивание учащихся на деятельность, говоря о значимости музыки для человека.

Приветствуют учителя.

Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2

Актуализация знаний

Постановка проблемы.

=Предлагает детям прочитать название темы урока (1 слайд презентации)

= сделайте предположение о том, над чем будем работать на уроке,

= Читают название урока «Музыка «дружит» не только с поэзией»

= ответы детей (могут быть не однозначными)

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, аргументация своего мнения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

Принятие на себя роли ученика, исполнителя и слушателя; проявление интереса к теме

3

Постановка цели и задач урока

= Что вы ожидаете от урока?

= какова цель урока?

= что мы должны сделать для достижения цели? (постановка задач)


= Ответы детей. Выводят тему урока, цель и задачи с помощью учителя.

Цель: узнать может ли музыка нарисовать портрет?

Задачи: - послушать

- сравнить произведение музыкальное и литературное.

- выяснить с помощью чего можно нарисовать музыкальный портрет

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство

Анализ информации

Коммуникативные

высказывание точки зрения, участие в коллективном обсуждении вопросов

Регулятивные:

определять цели УД (направления своего познания). планировать деятельность с учётом поставленной цели

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Введение в тему урока

На протяжении многих уроков мы подчеркивали мысль о тесной связи музыки и литературы.

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Мусоргского.Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика,

призванного княжить на Русь из варягов.

С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи.В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.

Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Обучаясь, он продолжал учиться музыке у одного из лучших педагогов столицы А. Герке.

В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным.

Но нас сегодня интересует другое его произведение, которое вошло в цикл «Детская».

Учитель читает текст:

  • Кто главный герой произведения?

  • О чем произведение?

Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама!

Побежала я за зонтиком, мама,

Очень ведь жарко,

Шарила в комоде и в столе

Искала - нет, как нарочно!

Я второпях к окну подбежала,

Может быть, зонтик там позабыла...

Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,

Забравшись на клетку, скребет!

Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло!

Э, брат, до птичек ты лаком!

Нет! Постой, попался!

Вишь ты, кот!

Как ни в чем не бывало, стою я,

Смотрю в сторонку,

Только глазом одним подмечаю -

Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,

А сам уж лапу в клетку заносит,

Только что думал схватить снегиря...

А я его хлоп!

Мама! Какая твердая клетка,

Пальцам так больно, мама, мама!

Вот в самых кончиках, вот тут,

Так ноет, ноет так...

Нет! Каков кот-то, мама, а?



= Знакомятся с биографией композитора М.П.Мусоргского










= Дети слушают произведение, определяют его содержание, дают характеристику главной героини.






Предметные:

воспроизводить знания

Регулятивные

анализировать информацию


Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов



Личностные:

Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении










5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Прослушивание музыкального фрагмента М.Мусоргского «Кот Матрос»


  • Каков характер прослушанного музыкального произведения?

  • Нарисуйте музыкальный образ, который на ваш взгляд, создан композитором в данном произведении.

  • Как вы думаете, он совпал с тем образом, который задумал донести до слушателя композитор?

  • При помощи каких средств музыкальной выразительности мастер добился точного воплощения образа в произведении?


  • Попробуйте определить особенность стиха.



  • Какую цель преследовал композитор, написав в такой форме стихотворение?

  • Кто главный герой?

  • Как получилось, что она заметила кота Матроса?

  • Что привлекло внимание девочки и вызвало её гнев?

  • Что предприняла девочка?

= Слушание музыкального фрагмента «Кот Матрос» (из фортепианного цикла «Детская»)

= Ответы детей (могут быть не однозначными)

Ответы детей по группам:

= Он не похож на обычное стихотворение, в нем нет рифмы.

= Цель: создать образ ребенка с его непосредственностью, непостоянством в настроении.

= Девочка.

= Побежала за зонтиком.

= Кот забрался на клетку и скреб, пытаясь достать снегиря.

= Она попыталась прогнать кота, защитить птицу.

Предметные:

воспроизводить знания

Регулятивные

анализировать информацию

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении

6

Обобщение усвоенного

Обратите внимание на то, что композитор, взяв за основу простой сюжет, создал целую сценку, в которой смог что передать?

  • Что передает мелодия?

= Ответы детей (волнение ребенка, его оживленную речь, страх за птицу, гнев).

= Она передает восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.


Предметные:

воспроизводить знания

Познавательные:

анализировать информацию

Регулятивные:

действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

7

Практическое пение

Мы с вами начали разучивать песню, в которой слова и музыка сочетаются красиво, дополняя друг-друга. Давайте вспомним её.

Исполняют песню М.Таривердиева «Маленький принц»

Личностные:

Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении

8

Итог урока.

Рефлексия

  • Над какой темой работали?

  • Какая была поставлена задача?

  • Сумели ли мы её решить?

  • Что нового узнали?

Вывод: Музыка способна на выразительное воплощение текста. Литература и музыка - их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга.

Литература дает жизнь жанрам музыкального искусства:

  • Вокальные - песня, романс, кантата, оратория.

  • Сценические - опера, балет.

Для выполнения домашнего задания по теме «Слово и музыка». Записать из предложенных стихотворений то, которое мог бы предложить композитору для создания песни.

Оценивает детей.

= Ответы детей (могут быть не однозначными)


= Дети записывают в тетради жанры музыкального искусства.

Личностные :

вырабатывать собственное отношение к теме, осуществлять рефлексию собственной деятельности







© 2010-2022