• Преподавателю
  • Музыка
  • ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В содержательном разделе обязательной части образовательной программы детского сада в соответствии с   Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования предусмотрены задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы в  четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, по... Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.  Фольклор является мощным средством творчества, включающее  в  себя  произведения, передающие  основные  важнейшие  представлениях  народа  о  главных  жизненных и нравственных ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге, родине; богатейшим кладезем народной мудрости и  обогащает человека не только зна... Нами разработан комплексно-тематический план для организации деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ладушки», который включает в себя  комплексный подход, умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий, что позволяет  в единстве решать вопросы умственного, художественно-эстетического, физического, социально-нравственного развития, трудового воспитания; обеспечивают успех воспитательно-образовательной работы с детьми младшего  дошкольного возраста, так...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карлышева О.В.,

Сяпукова Ф.З.,

воспитатели МКДОУ детский сад №21,

городской округ Ревда,

[email protected]


ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Константин Дмитриевич Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать основы духовной, нравственной культуры посредством введения ребенка в мир родной природы, быта, традиций; воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. Ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо.

Обращенность образования к культуре - это один из путей выхода из духовного кризиса и приобщение ребенка к русской национальной культуре в семье.

Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории. Среди произведений культуры особое место занимает детский фольклор, жанры которого ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает дошкольников, и чем раньше они соприкасаются с ними, тем лучше для их развития. Народный фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

В последние годы в дошкольных образовательных организациях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. В различных видах деятельности дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным и самостоятельным участником процесса познания.

В содержательном разделе обязательной части образовательной программы детского сада в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусмотрены задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития для приобретения опыта в следующих видах деятельности: игровой (сюжетные игры, игры с правилами); коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); восприятия художественной литературы и фольклора; изобразительной (рисования, лепки, аппликации); музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Фольклор является мощным средством творчества, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представлениях народа о главных жизненных и нравственных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине; богатейшим кладезем народной мудрости и обогащает человека не только знаниями, но и духовно приобщает, единит с национальными корнями, с народной жизнью.

Нами разработан комплексно-тематический план для организации деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ладушки», который включает в себя комплексный подход, умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий, что позволяет в единстве решать вопросы умственного, художественно-эстетического, физического, социально-нравственного развития, трудового воспитания; обеспечивают успех воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста, так как каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в любимой деятельности (игре, пении, драматизации, рисовании, лепке, словотворчестве и т.д.).

Реализация комплексно-тематического плана позволят обеспечить всестороннее развитие личности ребенка:

а) эстетическое - развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству;

б) умственное - развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное - формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Решение задач повышения эмоциональной актив­ности детей в организованной деятельности педагогом предусматривает:

• использование игровых мотиваций;

• использование сюрпризных моментов;

• включение игровых и сказочных персонажей;

•использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;

•использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;

•использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, за­гадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);

•совместные дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп в подготовке к праздникам, спектаклям;

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров, роли и т.д.);

•передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

•поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование ребенка к эмоциональному отклику на прекрасную музыку, двигательную импровизацию под нее;

- обеспечение ребенку возможности почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;

- побуждение ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения музыки, знакомых образов и сюжетов;

- поощрение инструментальной импровизации, с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

-включение музыкальных произведений в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности.

Основными видами деятельности в организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по знакомству с устным народным творчеством являются: музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, пение, пляски, игры, хороводы.

Музыкально-ритмические движения

Этот вид музыкальной деятельности детей включает два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок детьми.

Пальчиковая гимнастика

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Слушание музыки

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираются музыкальные про­изведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкаль­ному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также ви­деоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Пение

Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Выбираются песни доступные для детей по содержанию, мелодической окрашенности.

Пляски, игры, хороводы

Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста). В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение.

Вся работа проводится в тесной связи с изобразительной, театрализованной деятельностью, развитием речи.

С фольклором дети младшего дошкольного возраста знакомятся в повседневной жизни, на досугах, при участии в народных праздниках, в игровой деятельности. Большую роль при этом играют взрослые: родители воспитанников, педагоги детского сада и других образовательных организаций городского округа Ревда.

Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного от­ношения к достижениям друг друга способствует сочетание инди­видуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей:

  • создание детского и взрослого фольклорного ансамблей, участие его в занятиях по знакомству с русским народным творчеством, про­ведение народных праздников и гуляний;

  • традиционное проведение народных праздников;

  • организация выставок работ по изодеятельности и ручному труду;

  • украшение интерьера детского сада совместными работами;

  • выставки интересных предметов («Русские сувениры», «Россия - Родина моя!»);

  • создание в группах художественно-эстетических центров, где находятся предметы декоративно-прикладного и изоб­разительного искусства, детские музыкальные и шумовые инстру­менты, музыкальные центры с аудиокассетами, детские работы;

  • создание народного уголка, где сосредоточены предметы домашней утвари, посуды (печка, люлька, сундук, коромысло с ведрами, ко­лодец, лапти и пр.);

  • изготовление самодельных книг с загадками, стихами, сказками, приключениями собственного сочинения;

  • театрализованная постановка музыкальных сказок;

  • использование русского костюма, атрибутов, что способствует по­ниманию детьми русского народного характера; без него невозмож­но проникнуться чувством национального стиля, войти в роль;

  • создание видеотеки и совместный просмотр мультфильмов, концерт­ных программ, искусствоведческих передач.

Реализация комплексно-тематического плана о организация различных видов деятельности с детьми, применение разнообразных форм и методов работы позволили достичь следующих результатов:

- дети младшего возраста активно используют потешки, считалки, загадки, научились играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;

-инсценируют знакомые сказки, принимая активное участие;

-умеют узнавать сказки и сказочных героев, «видят» их в произведениях изобразительного искусства;

-наблюдается осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи, потешки и т.д.);

-играют в уголках ряжения, используя атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

-бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;

-наблюдается заинтересованность родителей в участии в различных народных праздниках, организуемых в дошкольной образовательной организации: родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными соучастниками мероприятий, праздников, досугов.

Проведя анализ педагогической деятельности по использованию средств устного народного творчества, мы сделали вывод о том, что детский фольклор необходим в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций, так как он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Используя детский фольклор как средство обогащения культуры, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране, развивая и прививая художественный вкус и творческое начало.


© 2010-2022