Мир души

Занятие по духовно-нравственному воспитанию.«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки» - эти слова взяты из писаний религии Бахай.Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.  Люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, но, главным образом, невидимыми, неуловимыми качества­ми. И это неуловимое составляет внутренний мир чело­века: это его душа, разум, характер, эмоции.На уроке затраг...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мир души





Занятие

по духовно-нравственному воспитанию



Мир души

Занятие

по духовно-нравственному воспитанию

Оборудование:

1. Записи следующих произведений:

  • Л. Бетховен Симфония № 5, часть 1;

  • Л. Бетховен Симфония № 9, часть 3;

  • И.-С. Бах «Шутка» из сюиты № 2;

  • В.-А. Моцарт «Реквием» («Лакримоза»);

  • Ф. Шуберт «Серенада»;

  • И.-С. Бах «Хоральная прелюдия».

  1. Репродукции картин.

  2. Листочки, разделенные на две половины: на одной написано слово «душа», на другой - «тело».

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию. (Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.)

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень-очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом. (Музыка затихает.)

Посмотрите на доску. Здесь записаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая... К какому слову подходят все эти определения? (Дети думают, высказывают предположения, учитель подсказывает.) Правильно, душа. А тема нашего занятия «Мир души». (Открывает запись темы на доске.)

Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте другие музыкальные произведения. А потом вы мне скажете, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка?

Звучат начало Симфонии № 5 Л. Бетховена, «Шутка» И.-С. Баха, «Лакримоза» В.-А. Моцарта. Беседа с детьми о музыке. Симфония № 5 Бетховена обычно ассоциируется у детей с тревогой и страхом, «Шутка» Баха - с легкостью и весельем, «Лакримоза» Моцарта - с грустью, горем, скорбью.

Учитель. Правильно, ребята. А как вы все это узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов. (Ответы детей.) Конечно, вы почувствовали это душой.

Учитель (показывает запись на доске). «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» - так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.

«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки» - эти слова взяты из писаний религии Бахай.

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

Чтец.

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут,

Где души дышат и поют,

И жизнь лишь только в них возможна.

(М. Скребцова)

Учитель. Музыка с нами всегда - и в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни, и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? Перечислите все отличия, которые могут существовать между близнецами.

Учитель записывает на доске ответы детей. (Примеры ответов: характер, способности, эрудиция, ум.)

Учитель. Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, но, главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, более важно - внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? (Ответы детей.) Да, ребята, человек - это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела? (Ответы детей.) Тело без души не может существовать, человек без души - это не человек, а робот. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека - развитие и совершенствование бессмертной души или временного тела? (Ответы детей.) Конечно, смыслом жизни человеческой является, в первую очередь, развитие и совершенствование души. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

Детям раздаются листочки, разделенные на две половины: на одной написано слово «душа», на другой - «тело». На доске записаны слова: «летать», «радоваться», «восхищаться», «мерзнуть», «питаться», «жиреть», «любить», «расти». Задание детям - выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу, и записать их в соответствующие половинки. Затем обсуждаются ответы: дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Учитель. Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста: взрослые люди не растут. А душа растет и совершенствуется бесконечно - и у ребенка, и у взрослого, и даже у пожилого человека. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа растет, в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа? (Ответы детей.) Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыку, стихи, сказки.

Вот послушайте одну.

Учитель читает отрывок из сказки Г.-X. Андерсена «Чудо рождения» (см. Приложение № 1). Чтение сопровождает тихая музыка - «Хоральная прелюдия» И.-С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос». По окончании чтения учитель беседует с детьми.

Вопросы для обсуждения:

  1. А вы смотрели когда-нибудь на звездное небо?

  2. Вы видели падающие звезды?

Учитель. Теперь, ребята, сядьте прямо и положите ваши руки ладонями вверх, опираясь на соединение бедер и живота. (Показывает.) Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

Продолжает звучать «Хоральная прелюдия» И.-С. Баха.

Учитель. Что вы чувствовали во время звучания музыки? (Ответы детей.)

Ребята, есть ли у вас любимые цветы? (Ответы детей.) А почему вам нравится именно этот цветок? (Ответы детей.) Сядьте дома так же, как вы сидели на нашем занятии, и представьте себя маленькой звездочкой, летящей в вашем любимом цветке.

Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, совершенствуется душа. Кто нам их повторит? (Ответы детей.)

Про человека с большой душой говорят, что это «душевный человек». Ребята, как мы отличаем душевного человека? (Ответы детей.) Душевный человек - это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям, ко всем без исключения. Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

Но бывают случаи, когда душа может уменьшаться и становиться совсем незаметной. Про такого человека говорят, что это - «бездушный человек». Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек? (Ответы детей.) Душа становится слабенькой и незаметной, когда мы злимся, ругаемся, говорим нехорошие слова, обижаем людей, мучаем животных. Почему? (Ответы детей.) Потому что, как мы уже говорили, души наши настроены на созвучие только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным. Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души. Ребята, как нужно жить, чтобы стать настоящим человеком, а не бездушным монстром? (Ответы детей.)

Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия я прочту вам стихотворение М. Скребцовой. Звучит Симфонии № 9 (часть 3) Л. Бетховена.

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, кто дар святой хранят,

В нем Божьей сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

О, души, вы - носители любви,

Призванье ваше - излучать тепло,

В стремленья светлые во дни свои,

О, не вносите, не впускайте зло.

Господь вручил вам дар неповторимый,

Носители его - ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог

Священной силы вещие порывы...


Приложение N I. Отрывок из сказки «Чудо рождения» Г.-Н. Андерсена

Удивительно, как хорошо разбираются во всем нынешние дети! Трудно сказать, чего они только не знают! Старую сказку о том, как аист нашел их в колодце или в мельничном пруду и принес папе с мамой, они и слушать не хотят, а между тем сказка эта - истинная правда.

Вот только вопрос, откуда дети берутся в колодцах и мельничных прудах? Не всякий на это ответит, но кое-кому и это известно. Если ты внимательно глядел на небо в звездную ночь, то, конечно, видел множество падающих звезд. Звезды падают с неба, как маленькие елочные свечки, и гаснут; это искры Божьи, что летят вниз на землю. Как только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому что они нежнее и воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не искра, а небесное дитя, маленький ангел без крыльев, которому предстоит превратиться в человека. Тихо скользит он по воздуху, ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка - то в ночную фиалку, то в одуванчик, то в розу, а то в гвоздику. Там дитя лежит и набирается сил. Оно такое легкое и воздушное, что муха может унести его на своих крыльях, а пчела и подавно. И те и другие так и вьются над цветком в поисках сладкого нектара. Если воздушное дитя им мешает, то столкнуть его на землю они все равно не решаются, а переносят его на большие круглые листья кувшинок и оставляют лежать на солнышке. Малыш потихоньку сползает с листа в воду, дремлет там и все растет, растет, пока не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет людям, в какую-нибудь семью, где уже давно мечтают иметь такого милого ребенка.

Дети больше не помнят, как они дремали под листом кувшинки, как лягушки по вечерам пели им хором: «Ква -ква -ква!», что по-нашему означает: «Спите крепче, пусть вам приснятся хорошие сны!» Не помнят дети и о цветке, в который упали с неба, не помнят даже его запаха, и все-таки, когда они становятся взрослыми, что-то заставляет их выбрать себе любимый цветок, как раз тот, где они лежали, прилетев на землю.


Приложение N 2. Методические рекомендации по проведению мероприятий

  1. Мероприятие должно стать праздником для детей (начиная с внешнего вида участников и оформления и заканчивая отношениями внутри коллектива).

  2. Учитель является воплощением доброты, любви и мудрой, доброжелательной строгости и требовательности. Никаких замечаний, оценок, принуждения, давления и т. д. Если какой-то ребенок нарушает обстановку торжественности, то учитель может подойти к нему и тихонько попросить его выйти. Хотя при правильной организации занятия никаких подобных эксцессов не будет, потому что души детей, в отличие от взрослых, более чуткие и открытые. Они легче отзываются на духовные знания.

  3. Занятие лучше проводить до уроков, пока дети не устали.

  4. Учителю необходимо хорошее знание содержания занятия, необходимо прочувствовать, «пропустить» его через себя.

  5. Обязательно нужно использовать во время занятия произведения искусства: музыки, поэзии, живописи - ибо это язык, голос души, способ общения с высшим миром, это средство возвышения, одухотворения.

  6. Подобные занятия не стоит проводить часто, лучше -один раз в месяц, чтобы дети ждали их.

  7. Правильно развитое воображение, расширяя сознание и усовершенствуя жизнь, открывает окно в мир прекрасного. Умение представлять - главное качество для творчества. Поэтому полезно на некоторых уроках (ИЗО, музыки) проводить регулярные упражнения по развитию воображения и наблюдательности. Для этого ставят перед детьми какой-нибудь предмет или вешают картину и предлагают внимательно рассмотреть их, а затем, закрыв глаза, описать их.

  8. Заканчивать занятия всегда надо словами благодарности детям за интересный, плодотворный урок. И в детях нужно воспитывать умение быть благодарными за малейшую услугу. Ибо «благодарностью, даже у людей малокультурных и малоразвитых, куются рельсы, по которым едут ввысь все черты характера человека».





© 2010-2022