• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое занятие «Средства музыкальной выразительности при исполнении произведений инструментального жанра»

Методическое занятие «Средства музыкальной выразительности при исполнении произведений инструментального жанра»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж

Предметная (цикловая) комиссия музыкального инструмента


Открытое методическое занятие

преподавателя музыкального инструмента Загитовой А.А.

для студентов II курса специальности 53.02.01 (050130)

«Музыкальное образование»

«Средства музыкальной выразительности при исполнении произведений инструментального жанра»



17.03.15 г.

Открытое методическое занятие «Средства музыкальной выразительности при исполнении произведений инструментального жанра» проводилось для оказания помощи студентам 2 курса при организации их самостоятельной работы по изучению инструментальных произведений.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. У музыки - язык звуков. Её выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, штрихи, тембр, фактура.

Мелодия - это основа любого музыкального произведения, его мысль, душа. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создаёт ощущение тревоги, взволнованности.

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... И так далее, в зависимости от размера.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио, ленто.

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

Динамика - совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Динамические оттенки обозначаются итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) - тихо; форте (forte, сокр. f) - громко; крещендо (crescendo) - постепенно усиливая; диминуэндо (diminuendo) - постепенно затихая и другие.

Штрих (нем. Strich - черта, линия) - способ исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.

Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определённый знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.

Самые основные и часто используемые штрихи - это:

  • легато (legato)

  • нон легато (non legato)

  • стаккато (staccato).

Тембр - это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

Фактура - это характер музыкального изложения, склад, тип взаимоотношения различных голосов музыкальной ткани. Фактура может быть аккордовой, где все голоса зависимы друг от друга и движутся "стройными рядами"; полифонической, где каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармонической, где один голос (мелодия) - главный, остальные - подчинённые.





«Беседа у рояля» по музыкально-ритмическим пьесам

«Беседа у рояля» по музыкально-ритмическим пьесам может быть использована при проведении уроков музыки и внеурочных занятий в 1-2 классах СОШ по темам: «Маршевость», «Танцевальность», а также на музыкальных занятиях в старшей, подготовительной группах ДОУ в разделе «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические движения.

Тема беседы «Значение музыкально-выразительных средств в музыке».

Музыкальный материал: Ан. Александров «Новогодняя полька», Н. Торопова «Мурка танцует», «Песня», р. н. м. «Полянка», В. Золотарёв «Марш», Е. Тиличеева «Бег», игра «Займи место», обр. Е. Тиличеевой, В. Коровицын «Вальс Золушки», М. Робер «Марш», Ю. Слонов «Танец солнечных лучиков».

Цель: на примере музыкально-ритмических пьес показать характерные признаки выразительных средств инструментальной музыки.

Задачи:

1. Расширение музыкального кругозора детей.

2. Развитие музыкально-эстетического вкуса.

3. Усвоение художественных закономерностей танца, марша как основных музыкальных жанров.

4. Развитие способности понимать, различать и сравнивать выразительные средства музыки.

5. Развитие чувства ритма с помощью музыкально-ритмических движений.

Необходимое оборудование и материалы: фортепиано; музыкально-ритмические пьесы.

Внимательно послушайте пьесу и постарайтесь определить характер музыки, жанр, средства музыкальной выразительности.

(Исполнение пьесы Ан. Александрова «Новогодняя полька»).

Прозвучала пьеса советского композитора Ан. Александрова «Новогодняя полька». А что такое полька?

Полька - чешский народный танец. В XIX веке был распространён как бальный танец. В переводе с чешского pulka - половина, что указывает на чётный 2-х дольный размер танца. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринуждённо, в довольно быстром темпе.

Таким образом, композитор передаёт весёлый, задорный, радостный характер музыки с помощью двухдольного размера, подвижного темпа, мажорного лада, танцевального ритма, контрастной динамики, штрихов legato, non legato, staccato, гомофонно-гармонической фактуры.

(Исполнение пьесы Н. Тороповой «Мурка танцует»).

Какого жанра произведение? О чём хотел нам рассказать композитор в этом произведении? Определите, пожалуйста, какие средства музыкальной выразительности здесь используются?

Прозвучала пьеса современного детского композитора Н. Тороповой «Мурка танцует».

В беседе необходимо подвести студентов к пониманию того, что характер элементов музыкального языка (грациозный характер исполнения в умеренном темпе, двухдольный размер, мажорный лад, высокие регистры в мелодии, штрих staccato, legato, non legato, контрастная динамика, гомофонно-гармоническая фактура) даёт возможность нам представить танцующую кошечку.

(Исполнение пьесы Н. Тороповой «Песня»).

В каком жанре написана данная пьеса? Каков характер музыки? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Лирическая пьеса Н. Тороповой «Песня» написана в песенном жанре.

Мечтательная мелодия, штрих legato, тональность ре-минор, спокойный темп, размер 6/8, динамика mp, mf, гармоническая фигурация в аккомпанементе - это всё придаёт музыке певучесть.

Внимательно послушайте пьесу и постарайтесь определить характер музыки, жанр, средства музыкальной выразительности.

(Исполнение р. н. м. «Полянка»).

В каком жанре написана пьеса? Какая по характеру музыка? Что вы представляли, когда слушали музыку?

Прозвучала русская народная мелодия «Полянка», игра «Воротики» (студентка описывает ход игры). Мы знаем, что танцевальная музыка, игра - это вид искусства, в котором художественный образ создаётся с помощью движения.

Какие средства доступны композитору для того, чтобы передать в музыке весёлый, радостный, шутливый, задорный характер?

Чёткий ритм, двухдольный размер, подвижный темп, мажорная тональность, динамика mf, штрихи non legato, legato, staccato, полечный стиль аккомпанемента, тембр народных инструментов, гомофонно-гармоническая фактура.

(Исполнение пьесы В. Золотарёва «Марш»).

Какого жанра эта пьеса? Какими выразительными средствами композитор передаёт характер музыки?

Вы прослушали произведение композитора В. Золотарёва «Марш». Композитор передаёт весёлый, торжественный характер музыки с помощью пунктирного ритма, аккомпанемента, изображающего шаги, основной динамики f, mf, штрихов non legato, staccato, тембра духовых инструментов.

Сейчас вы услышите пьесу Е. Тиличеевой «Бег». Внимательно вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • 1. Каков характер произведения?

  • 2. Что вы представили себе, слушая эту пьесу?

(Исполнение пьесы Е. Тиличеевой «Бег»).

Вы очень точно почувствовали характер музыки - озорной, весёлый, стремительный, и образы детей, играющих в догонялки.

Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору в создании этого музыкального образа?

Среди приёмов создания в музыке весёлых, бегающих, играющих детей можно выделить: использование высоких регистров, двухдольного размера, быстрого темпа, штрихов staccato, non legato, яркой динамики, гомофонно-гармонической фактуры.

(Исполнение игры «Займи место», обр. Е. Тиличеевой).

Какого жанра эта пьеса? Какие выразительные средства использует композитор в этой музыке?

Прозвучала игра «Займи место», обр. Е Тиличеевой (описание хода игры). Это весёлая, шутливая пьеса танцевального жанра. Композитор использует в этой музыке: двухдольный размер, подвижный темп, мажорный лад, полечный стиль аккомпанемента, яркую динамику, штрихи non legato, legato, тембр народных инструментов, гомофонно-гармоническую фактуру.

Внимательно послушайте пьесу и постарайтесь определить характер музыки, жанр, средства музыкальной выразительности.

(Исполнение пьесы В. Коровицына «Вальс Золушки»).

Прозвучала пьеса современного детского композитора В. Коровицына «Вальс Золушки». Что такое вальс? Вальс (от немецкого walzen - раскатывать) - бальный танец XIX-XX веков. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер 3-х дольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и 2 аккорда на слабые доли.

Композитор передаёт лёгкий, танцевальный характер музыки с помощью: изящной, нежной, грациозной мелодии, подвижного темпа, трёхдольного размера, вальсового аккомпанемента, штриха legato, контрастной динамики, тональности до-мажор, гомофонно-гармонической фактуры.

(Исполнение пьесы М. Робера «Марш»).

Какого жанра эта пьеса? С помощью каких выразительных средств композитор передаёт характер музыки?

Вы прослушали произведение советского композитора М. Робера «Марш». Композитор передаёт характер музыки с помощью таких выразительных средств - задорной, бодрой мелодии, подвижного темпа, пунктирного ритма, штрихов non legato, legato, контрастной динамики, тембра духовых инструментов, гомофонно-гармонической фактуры.

Внимательно послушайте пьесу и постарайтесь определить характер музыки, жанр, попробуйте дать пьесе название.

(Исполнение пьесы Ю. Слонова «Танец солнечных лучиков»).

Каков характер пьесы? Что вы представили под эту музыку? Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору в создании музыкального образа?

Прозвучала пьеса Ю. Слонова «Танец солнечных лучиков», напоминающая вальс. Характер произведения светлый, нежный, праздничный. Грациозная мелодия, трёхдольный размер, подвижный темп, мажорный лад, штрих legato, динамические контрасты, гомофонно-гармоническая фактура произведения - совокупность всех этих элементов музыкального языка позволила композитору создать в музыке образы танцующих солнечных лучиков.

Похожи ли между собой прозвучавшие пьесы? В чём их сходство, различие?

Итак, сегодня вы услышали пьесы, очень разные по характеру и образному строю. На этих музыкальных примерах мы смогли убедиться, что слушатель воспринимает музыку во всём многообразии её выразительных средств - мелодии, ритма, лада, темпа, динамики, штриха и т.д. Мы убедились, что только с помощью использования различных музыкально-выразительных средств композитор может точно передать в музыке характер своих героев. Каждый из этих элементов музыкальной речи, взятый отдельно, не может раскрыть музыкальный образ во всей полноте. Лишь дополняя друг друга, все составные части музыкального языка дают композитору возможность создать, а слушателю понять художественный образ музыкального произведения.

© 2010-2022