Программа якутского фольклорного кружка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Группы «Фольклорный кружок» Срок реализации: 1 годВозраст участников: 9-14 летПреподаватель: Иванова Л.Н. н. Кюпцы, 2014Пояснительная записка Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, леген...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)







ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Проток №___от ______________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

_____________ Е.В. Болдина

«____»______________2014 г.












ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Группы «Фольклорный кружок»












Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 9-14 лет

Преподаватель: Иванова Л.Н.









н. Кюпцы, 2014

Пояснительная записка


Фольклор (в переводе с английского - «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные жанры. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора.

Совместная трудовая деятельность детей в неурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Хорошо продуманная деятельность ребёнка в коллективе помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым. Всё это вместе взятое готовит к жизни, разнообразной полезной практической деятельности.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

  • воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Новизна

Программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности якутского народа;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

  • осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе.

Актуальность

Фольклор является не только искусством, но и частью самой жизни народа. С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественнейшей и необходимейшей формой выражения. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре. Ему доступно народное творчество и поэтому его просто необходимо использовать на занятиях, уроках, кружках.

Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся и освоение положительного социального опыта через познания себя и других.

Задачи:

Образовательные

- приобщение к фольклорному пению, знакомство с историей развития фольклора, формирование необходимых навыков для работы;

- познакомить с обрядовыми песнями;

- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.

Развивающие

- развитие таких качеств, как память, слух, чувство ритма, творчество, фантазия;

Воспитательные

- формирование эстетического вкуса, художественного воображения творческой фантазии;

- воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;

Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы 9-14 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации про­граммы

Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч. (всего 68 занятий, 136 часов)

Программные формы работы:

- беседы, лекции;

- учебные занятия, коллективные выступления;

- участие на конкурсах, концертах, выставках;

- поощрение детей грамотой, подарками.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- индивидуальная

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, шитье своими руками, якутские народные танцевальные движения, рисование);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Ожидаемые результаты:

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров якутского народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

- владение навыками записи музыкального фольклора;

- владение навыками шитья якутских украшений;

- развитие навыков работы;

- духовное развитие личности;

- улучшение памяти, мышления;

- в конце года выполнять более сложные работы и исполнять песни в ансамбле и сольно;

Формы подведения итогов

В конце года подводятся итоги в форме творческого отчёта.

Содержание программы.

  1. Вводное занятие (4 ч.)

Цели и задачи, план работы кружка. История фольклора.

  1. Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара (8 ч.)

Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар: Саха балаҕана, ис тутула. Наши предки жили по аласам. В каждом аласе обязательно имелся водоем - озеро. Семья владела собственными угодиями, где имелись отдельные жилища для летнего и зимнего проживания, содержался домашний скот. Рассказ, показ и беседа: о аласе, о священном озере, о летнике, о зимовке, о внутреннем убранстве балагана, о постельных принадлежностях.

Практическое: рисование, рассказ и защита слайда (внутреннее убранство балагана).

  1. Дьарыктара (18 ч.)

Сылгы, ынах-сүѳhү иитии. Балыктааhын. Бултааhын. Остуол оонньуулара

Музыкальнай инструменнара. Основное занятие якутов - это животноводство, коневодство, рыболовство и охота. Рассказ, показ и беседа: о крупном рогатом скоте, о лошадях, их мастях, о санях для езды, украшениях седла; о видах рыб и рыбалки, о средстве передвижения на воде, о рыболовных снастях, о рыбалке неводом; о лесных зверях, о пушных зверях, о снаряжении для охоты.

Практическое: национальные настольные игры, игры игра на музыкальном инструменте - хомус, рисование.

  1. Ѳбүгэлэрбит астара (6 ч.)

Үүттэн астар. Бурдуктан астар. Эттэн астар.

Основными продуктами питания якутов издревле являются мясо, рыба и молочные продукты. Рассказ, показ и беседа: о разновидностях мясных блюд, о молочных продуктах, о разновидностях посевных злаков, о снаряжениях для уборки злаков, о жернове.

Практическое: рисование, научится сделать простые блюда из молочных, мясных и мучных продуктов.


  1. Иhиттэрэ-хомуостара (6 ч.)

Туос иhиттэр. Мастан иhиттэр. Тимиртэн иhиттэр. Издревле якуты славились искусными изделиями. Все, что нужно было в хозяйстве - домашняя утварь, орудия труда и т.д. - изготавливалось мастерами-умельцами.

Рассказ, показ и беседа: о изделиях из металла, из дерева, о кузнеце и кузнечных инструментах. Домашняя утварь.

Практическое: рисование, защита реферата.

  1. Таҥнар таҥастара (12 ч.)

Эр киһи таҥаhа. Дьахтар таҥаhа. Симэхтэр. Рассказ, показ и беседа: о разновидностях теплой одежды, о женской, мужской одежде, украшении. обуви.

Практическое: рисование, моделирование, и шитье своими руками женское украшение.

  1. От улэтэ (8 ч.)

Оттор. От охсуу. От мунньуу. От кэбиьии. Куруе арааьа. Скотоводство - основное занятие якутов. Чтобы прокормить скот, все короткое лето население занимается заготовкой сена. Сенокос - тяжелый и очень ответственный труд, который обеспечивает благополучную зимовку. Рассказ, показ и беседа: о травах, о сенокосе, о уборке сена, о стоговании сена, о разновидностях изгороди.

Практическопе: рисование.

  1. Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ (18 ч.)

Чаппараахтаах аттар. Чаппараахтар. Кычым. Рассказ, показ и беседа: о седле лошади.

Практическое: коллективная работа: шитье чаппараах и кычым.

  1. Ыhыах (18 ч.)

Алгыс. Куну керсуу. Кымыс иьиитэ. Оьуокай. Саха норуотун спортивнай оонньуулара. Национальный праздник якутов - «Ысыах» проводится в июне. К празднику готовятся очень ответственно, выбирают специальное место для его проведения, обязательно соблюдают все обряды, готовят угощения. Рассказ, показ и беседа: о обрядах, обычаях, о традициях праздника ысыах.

Практическое: якутские спортивные игры, воспевание осуохая.

  1. Устное народное творчество. Якутские народные песни в стиле

дьиэрэтии и дэгэрэн (18 ч.)

«Сайын». «Кымыс ырыата». «Келукэчээн». «Саас буола5а». Тойук.

Практическое: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Разучивание якутских народных песен. Формирование чувства ансамбля.

  1. Якутские народные танцы (20 ч.)

«Дьиэрэнкэй». «Оьуор ункуутэ». «Чороонноох ункуу». «Саламалаах ункуу». Практическое: научить детей национальным танцам якутов. Отдельные танцевальные движения, коллективное исполнение танцев.



Учебно-тематический план



п/п


Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретич.

Практич.


1.


Вводное занятие


2


1


1


2.


История фольклора.


2


2



Ѳбүгэлэрбит олохторо-дьаhахтара




3.

Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара;

  • Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар;

  • Саха балаҕана, ис тутула

8


2

2


2

2

4.

Дьарыктара;

  • Сылгы, ынах-сүѳhү иитиитэ

  • Балыктааhын

  • Бултааhын

  • Остуол оонньуулара

  • Музыкальнай инструменнара

18



1

1

1

1

1


1

1

1

5

5

5.

Ѳбүгэлэрбит астара;

  • Үүттэн астар;

  • Бурдуктан астар;

  • Эттэн астар

6


1

1

1


1

1

1

6.

Иhиттэрэ-хомуостара;

  • Туос иhиттэр;

  • Мастан иhиттэр;

  • Тимиртэн иhиттэр

6


1

1

1


1

1

1

7.

Таҥнар таҥастара;

  • Эр киһи таҥаhа

  • Дьахтар таҥаhа

  • Симэхтэр

12


1

1

1


1

1

7

8.

От улэтэ;

  • Оттор;

  • От охсуу;

  • От мунньуу;

  • От кэбиьии. Куруе арааьа.

8


1

1

1

1


1

1

1

1

9.

Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ;

  • Чаппараахтаах аттар;

  • Чаппараахтар;

  • Кычым

18


1

1

1


1

7

7

10.

Ыhыах

  • Алгыс;

  • Куну керсуу.

  • Кымыс иьиитэ;

  • Оьуокай;

  • Саха норуотун спортивнай оонньуулара;

18


1

1

1

1


1


1

1

1

5


5

11.

Устное народное творчество

Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.

  1. «Сайын», «Кымыс ырыата»;

  2. «Келукэчээн», «Саас буола5а»;

  3. Тойук.

18





6

6

6

12.

Якутские народные танцы

  1. «Дьиэрэнкэй»

  2. «Оьуор ункуутэ»

  3. «Чороонноох ункуу»

  4. «Саламалаах ункуу»

20




5

5

5

5


ИТОГО:


136


39


106




Используемая литература:

  1. Афанасьев Л. А. -Тэрис. «Иччилэр», Якутск «Бичик», 2013 г.;

  2. Винокурова Е.И. «Саха Ереспуубулукэтин норуоттарын култуурата», Якутск «Бичик», 2014 г.;

  3. Винокурова Р.И. «Ырыабын ыллыыбын», Якутск «Типография ИПКРО», 2007 г.;

  4. Гомозова Ю. «Праздники и обряды», Ярославль «Академия развития», 2000 г.;

  5. Григорьева В.Г. «Музыка бастакы олуктара», Якутск «Бичик», 2001 г.;

  6. Донской А.И. «Ебугэлэрбит оонньуулара», Якутск «Бичик», 2013 г.;

  7. Лобочевская О. «Фольклор в школе», Москва «Просвещение», 2000 г.;

  8. Лебчикова Л.П. «Саха фольулора», Екатеринбург «Сунгирь», 1993 г.;

  9. Николаев Е.М. «Оьуокайы, тойугу уерэтии ньымалара», Якутск «Якутполиграфиздат», 1992 г.;

  10. Скрябина Р.А. «Ыллыы-ыллыы оонньуо5ун», Майа 2005 г.

  11. Торотоев Г.Г. «Айхалым ананнын, эйиэхэ», Якутск «Бичик», 2009 г.;

  12. Попова М.А. «Саха терут культурата», Якутск «Бичик», 2009 г.;

  13. Федоров И.Г. «Уклад жизни народа саха», Якутск «Бичик», 2012 г.;

  14. Чолбодукова И.Г. «Сарыал», Якутск «Бичик», 2013г.













Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) РС (Я)


ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Протокол № ____ от __________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

______________ Болдина Е.В.

«___»_______________2014 г.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Группы «Фольклорный кружок»










Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 9-14 лет

Преподаватель: Иванова Л.Н.












н. Кюпцы, 2014

Учебно-тематический план



п/п


Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретич.

Практич.


1.


Вводное занятие


2


1


1


2.


История фольклора.


2


2



Ѳбүгэлэрбит олохторо-дьаhахтара




3.

Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара;

  • Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар;

  • Саха балаҕана, ис тутула

8


2

2


2

2

4.

Дьарыктара;

  • Сылгы, ынах-сүѳhү иитиитэ

  • Балыктааhын

  • Бултааhын

  • Остуол оонньуулара

  • Музыкальнай инструменнара

18



1

1

1

1

1


1

1

1

5

5

5.

Ѳбүгэлэрбит астара;

  • Үүттэн астар;

  • Бурдуктан астар;

  • Эттэн астар

6


1

1

1


1

1

1

6.

Иhиттэрэ-хомуостара;

  • Туос иhиттэр;

  • Мастан иhиттэр;

  • Тимиртэн иhиттэр

6


1

1

1


1

1

1

7.

Таҥнар таҥастара;

  • Эр киһи таҥаhа

  • Дьахтар таҥаhа

  • Симэхтэр

12


1

1

1


1

1

7

8.

Туттар тэриллэрэ;

  • Иис тэрилэ;

  • Булт тэрилэ;

  • Оттуур тэриллэр;

  • Бурдук хомуйар, астыыр тэриллэрэ.

8


1

1

1

1


1

1

1

1

9.

Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ;

  • Чаппараахтаах аттар;

  • Чаппараахтар;

  • Кычым

18


1

1

1


1

7

7

10.

Ыhыах

  • Алгыс;

  • Куну керсуу.

  • Кымыс иьиитэ;

  • Оьуокай;

  • Саха норуотун спортивнай оонньуулара;

18


1

1

1

1


1


1

1

1

5


5

11.

Устное народное творчество

Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.

  1. «Сайын», «Кымыс ырыата»;

  2. «Келукэчээн», «Саас буола5а»;

  3. Тойук.

18





6

6

6

12.

Якутские народные танцы

  1. «Дьиэрэнкэй»

  2. «Оьуор ункуутэ»

  3. «Чороонноох ункуу»

  4. «Саламалаах ункуу»

20




5

5

5

5


ИТОГО:


136


39


106


© 2010-2022