Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа по музыке разработана на основе нормативных документов: 1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74). 2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образов...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино

Муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ с. Семенкино

Протокол №___ _________Вахитова А.И. ___________Галиев Р.Г.

Руководитель МО «___ » _________2014 г. Приказ №_____ от _______2014 г.

«___» ______ 2014 г.


Рабочая программа

по музыке

5 класс





Учитель Ишбулдина Венера Равильевна










Семенкино

2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) Программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Уровень обучения - базовый.

Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (8 часов)

Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Музыкально-театральные жанры: опера, балет. Превращение песен в симфонические мелодии.

Музыкальный материал: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3, Чайковский П.И. «Грустная песенка», Глинка М.И. «Жаворонок» (романс), Балакирев М. «Жаворонок» (пьеса-фантазия), Свиридов Г. «Поет зима, аукает» (кантата), Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), Хачатурян К. «Чипполино».

Дополнительный материал: портреты Рахманинова С.В., Чайковского П.И., Горький А.М. «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Пастернак Б. «Музыка» (стихотворение).

Разучивание музыкальных произведений: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Свиридов Г. «Поет зима аукает», Римский-Косаков Н.А. «Песня про татарский полон».

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (8 часов)

Музыка - главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка иглавный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ). Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах.

Музыкальный материал: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», Аладов Н.И. «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Бородин А.П. «Квартет №2» (фрагмент и 3 части), Моцарт В.А. «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Григ Э. «Концерт с оркестром» (1 часть), Таривердиев М. «Маленький принц», Варламов А. «Горные вершины», Глинка М.И. «Жаворонок», Галь В. «Конь», Свиридов Г. «Тройка», Роджерс Р. «Звуки музыки», Крылатов Е. «Колокола».

Дополнительный материал: Крылов И.А. «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), Тургенев И.С. «Певцы» (отрывок из рассказа), Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (поэма), Паустовский К.Г. «Старый повар»(отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), Гайдар А. «Судьба барабанщика» (повесть).

Разучивание музыкальных произведений: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Таривердиев М. «Маленький принц», Галь В. «Конь», Роджерс Р. «Звуки музыки».

Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов)

Можем ли мы увидеть музыку? Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку?

Музыкальный материал: Белый В. «Орленок», Римский корсаков Н.А. «Три чуда», Листов К. «Песня о тачанке», Крылатов Е. «Крылатые качели», Бородин А.П. «Богатырская симфония»(фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Бетховен Л. «Кориолан» (увертюра), Прокофьев С.С. «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» (из оперы Борис Годунов), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Расвет на Москва-реке» (из оперы Хованщина), Струве Г. «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы Война и мир), «Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы Иван Сусанин), «Рондо Фарлафа» (из оперы Руслан и Людмила), Григ Э. «Утро», Баснер В. «С чего начинается Родина».

Дополнительный материал: Врубель М. «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Головницкий Л.М. «Орленок» (скульптура), Греков М.Б. «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), Васнецов В.М. «Три богатыря» (репродукция картины), Глазунов И. «Два князя» (репродукция картины), Корин П. «Александр Невский» (репродукция картины), Репин И. «Протодьякон» (репродукция картины), Перов В.Е. «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), Гартман В. «Часы с кукушкой», Репин И. «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин),Толстой Л.Н. «Война и мир», Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины).

Разучивание музыкальных произведений: Крылатов Е. «Крылатые качели», Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Струве Г. «Музыка», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова»,

Можем ли мы услышать живопись? (9 часов)

Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства.

Музыкальный материал: Рахманинов С.В. «прелюдия соль диез минор и соль мажор», «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся», Покрасс Д. «Марш Буденного», Равель М. «Хабанера», Френкель Я. «Погоня», Дебюсси К. «Ноктюрн» (2 пьеса), «Празднества», «Лунный свет», Журбин А. «Планета детства», русская народная песня «Вечерний звон», Стравинский И. «Петрушка» (фрагменты балета), Шуберт Ф. «Аве Мария».

Дополнительный материал: Грабарь Э. «Февральская лазурь», Степанов «Цугом» (репродукции картин), Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (отрывки), Греков М. «Трубачи Первой Конной» (Репродукция картины), Коровин К. «Бульвар Капуцинов», Моне К. , Коро К. (репродукции картин), Левитан И. «Вечерний звон» (репродукция картины), Кустодиев Б. «Масленица» (репродукция картины), Рафаэль «Сикстинская мадонна» (репродукция картины), «Покров Богородицы» (репродукция иконы).

Разучивание музыкальных произведений: Баснер В. «С чего начинается Родина?», Френкель Я. «Погоня», Журбин А. «Планета детства».

Требования к уровню подготовки обучающихся


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

Практические работы

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

8


Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

7


Можем ли мы увидеть музыку?

10


Можем ли мы услышать живопись?

9


ИТОГО:

34



Календарно - тематический план


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая


Тема: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

1

Искусство в нашей жизни

1

2

Как сложили песню?

1

3

Песни без слов

1

4

Другая жизнь песни

1

5

Жанр кантаты

1

6

Опера

1

7

Балет

1

8

Обобщение темы:

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

1


Тема: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

9

Музыка-главный герой сказки

1

10

Музыка-главный герой сказки

1

11

Почему сказки и песни о силе музыки, есть у всех народов мира

1

12

Музыка - главный герой басни

1

13

Музыка - главный герой басни

1

14

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ)

1

15

Музыка в жизни героев Гайдара

1


Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»


16

Можем ли мы увидеть музыку?

1

17

Музыка передает движение

1

18

Богатырские образы в искусстве

1

19

Героические образы в искусстве

1

20

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

21

Музыкальный портрет

1

22

Волшебная палочка дирижера

1

23

Картины природы в музыке

1

24

Застывшая музыка

1

25

Музыка на мольберте

1


Тема: «Можем ли мы услышать живопись?»


26

Можем ли мы услышать живопись?

1

27

Музыкальные краски

1

28

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

29

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

30

Настроение картины и музыки

1

31

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

1

32

Вечная тема в искусстве

1

33

Взаимосвязь музыки и литературы

1

34

Обобщение темы:

«Можем ли мы услышать живопись?»

1


Информационно-методическое обеспечение


УМК

1.«Музыка 5 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко, В. В. Алиев

Список литературы:

1.Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.

2. «Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2008 годы.

3. «Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.

4.А.Н. Алексеева. Музыкально-живописный альбом. «Музыка родной природы». Издательство «Просвещение». 2001 год.

5.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». Москва, «Просвещение». 2006 год.

6.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 6 класса.

7.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 6 класса.

8.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.

9. «Культура края». КИЦ. «Саратовтелефильм», «Добродея». 2007 год.

Электронные ресурсы:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:

Отметку "5" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" -Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).






© 2010-2022