План-коспект открытого занятия по теме Средства вокальной выразительности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ФЕНИКС»

















План-конспект открытого занятия по предмету «Вокальный ансамбль»

Тема занятия: Средства вокальной выразительности





Педагог дополнительного образования:

Бабурян А. И.























Москва 2015

Дата проведения занятия: 14.05.2015

Тема занятия: Средства вокальной выразительности

Количество детей: 12 человек

Возраст детей: 12-15 лет

Год обучения: первый

Цель занятия: знакомство с основными средства вокальной выразительности

Задачи:

  • Знакомство с терминологическим обозначением средств вокальной выразительности;

  • Освоение вокальных приемов;

  • Формирование навыков использования средств вокальной выразительности;

  • Формирование умения соотносить характер и образ исполняемого произведения с используемыми средства вокальной выразительности;

  • Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.

Оборудование:

  • Музыкальный инструмент (фортепиано);

  • Микрофоны (3 шт);

  • Фонограммы (-1);

  • Ноутбук;

  • Стулья (по количеству детей);

  • Колонки;

  • Пульт.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят в класс, рассаживаются на заранее подготовленные для них стулья. Приветствуют педагога.

2. Знакомство с темой занятия и основная часть занятия:

Педагог: - Ребята, сегодня у нас с вами непростое занятие, а открытый урок, на котором мы должны продемонстрировать, чему успели научиться и что успели узнать. И, конечно же, сегодня мы разберем новую, очень интересную тему. Но прежде чем перейти к ней, нам нужно первым делом подготовить наш организм и голосовой аппарат к занятию. Поэтому сейчас мы с вами пройдем к инструменту и распоемся.

Дети встают, вместе с педагогом следуют к фортепиано. Проводится подготовительная работа - педагог напоминает детям о необходимости сохранения правильной певческой установки в ходе пения распевок, по мере исполнения вносит корректирующие замечания, направляя работу ребенка.

Исполняются следующие вокальные упражнения:

  • Пение на букву «н» по нисходящему мажорному трезвучию - легато;

  • Пение упражнения на слоги «фи-фа», «по», «фье» - стаккато;

  • Пение упражнений на слоги «вью», «м» - лешгато.

Педагог: - Вот теперь, когда мы подготовили наши голоса к работе, давайте вспомним одну из тех песен, которая вам уже хорошо знакома - «Ветер перемен».

Дети берут микрофоны, встают на сцену, исполняют песню «Ветер перемен».

Педагог: - Ребята, а теперь положите микрофоны, сядьте на стулья, и мы с вами немного поговорим об этой песне.

Дети кладут микрофоны, садятся на стулья.

Педагог: - Постарайтесь сейчас немного подумать, пофантазировать и ответить на вопрос: какими словами или образами вы могли мы охарактеризовать настроение этой песни?

Ответы детей:

  • Как будто дождик плачет.

  • Настроение грустное, но эта грусть светлая, как улыбка с наворачивающимися слезами.

  • Как будто кто-то с кем-то прощается и не знает, вернется этот человек или нет.

Педагог: - Вы говорите верно, но если мы обратимся к тексту песни - о чем там говорится?

Ответы детей:

  • Говорится о том, что все меняется вокруг, но, что бы ни происходило, все обязательно вернется на свои места.

  • Говорится, что жизнь - круговорот, что в ней бывают грустные и веселые моменты, но даже если что-то не так, то обязательно все нормализуется и будет хорошо.

Педагог: - А как вы считаете, настроение и характер песни передается только с помощью слов или еще с помощью чего-то?

Ответы детей:

-Нет, музыка тоже помогает нам понять настроение.

Педагог: - Все верно. И сейчас мы с вами вплотную приблизились к теме нашего сегодняшнего занятия - средства вокальной выразительности. Но сначала давайте постараемся вспомнить и понять, какие существуют средства музыкальной выразительности. Итак, вопрос к вам: как вы считаете, с помощью чего музыка может передать нам свое настроение, характер, образы?

Ответы детей:

  • Мы можем сориентироваться по темпу. Как правило, если музыка медленная, то и настроение будет нежное, мечтательное или грустное, а если быстрая - то веселое, живое, танцевальное, задорное.

Педагог: - Верное, можно сориентироваться по темпу, а также по ритму - то есть, по тем длительностям, которые организуют музыкальную ткань произведения. Что еще?

Ответы детей:

  • Еще мы можем ориентироваться на громкость, то есть, динамику произведения, на различные динамические оттенки. Когда слушаешь музыку, и в ней все монотонно и одинаково, то сложно понять ее образ, но если ее раскрасить, то сразу становится все ясно, как будто картинки проявляются.

Педагог: - Это очень точно подмечено. Динамика в музыке - одно из основных средств выразительности. Оно используется и в вокальной выразительности, и еще здесь необходимо запомнить такое понятие как филировка звука - это ваше умение изменять громкость одного звука, пока звучит, от тихого к громкому и обратно. Это очень сложный вокальный навык, овладение которым занимает очень много времени и требует контроля над работой голосового аппарата, но учиться это делать нужно уже с самого начала.

Ответы детей:

  • Еще сама мелодия и гармония задают нам настроение.

  • А еще все зависит от тех инструментов, которые музыку исполняют. Ведь уже сам тембр инструмент может нести определенный характер.

Педагог: - Это верное, точно так же и человек, контролируя работу своего голоса, используя соответствующую манеру, может повлиять на характер произведения. Но вы забыли очень важный момент - штрихи, которые раскрашивают нашу музыку, придают ей живость и как раз то, что позволяет музыке увлечь нас в свой мир. Но кроме штрихов и всего того, что вы уже перечислили, в арсенале у певца имеется еще одно средство - это вокальные приемы. Именно они помогают внести в исполняемое произведение индивидуальный колорит. А теперь давайте подумаем, как бывают вокальные приемы.

Ответы детей:

  • Оттяжки, подъезды.

Педагог: - А в какой музыке они чаще всего используются?

Ответы детей: - в джазе.

Педагог: - Верное, а какой прием, а точнее, способ звукоизвлечения является основным в джазе?

Ответы детей: - Там звучание голоса должно быть инструментальным, то есть, у голоса не ведущая партия, как мы привыкли, а голос должен быть на равных с другими инструментами, сливаться.

Педагог: - А какой способ исполнения произошел от стремления создать интурментальность звучания голоса в музыке?

Ответы детей: - Скэт вокал.

Педагог: - А что это такое?

Ответы детей: - Это когда импровизируют и вместо слов используют различные слоги.

Педагог: - Верное, а как вы считаете, нашу аранжировку песни «Ветер перемен» можно назвать стилизованной од джаз? Давайте послушаем ее и постараемся ответить на этот вопрос.

Дети слушают инструментальное сопровождение песни «Ветер перемен».

Ответы детей:

  • Да, потому что в ней есть джазовые инструмент - саксофон.

  • Да, потому что в ней акцентируются вторая и четвёртая (то есть, слабые) доли.

Педагог: - все верно, а сейчас давайте вы послушаете, как я исполню вам эту песню с использование джазовых вокальных приемов, а потом расскажете мне, что я использовала, и мы с вами постараемся научиться их исполнять.

Дети слушают песню «Ветер перемен» в исполнении педагога, затем вместе с педагогом осуществляют анализ и разбор используемых вокальных приемов (оттяжки, подъезды). Затем начинается процесс освоения вокальных приемов.

Сначала внимание уделяется ритмической агогике. Педагог объясняет детям, что для того, чтобы сделать оттяжку, необходимо как бы задержаться при вступлении в новую сильную долю, а если поешь под фонограмму - то пропустить долю в фонограмме вперед, а самому прийти в нее после. Проводится работа по освоению данного приема, сначала работа ведется при простукивании ритма исполняемого произведения с оттяжками, потом дети пытаются исполнить мелодию с использованием данного приема.

Переходя к освоению приема «подъезд к звуку», педагог сначала рассказывает детям, что данный прием подразумевает то, что исполнитель не сразу точно воспроизводит высоту звука, а как будто въезжает в нее, постепенно «добирает». Для того, чтобы использовать данный прием в пении, у человека должен быть очень хорошо развить музыкальный мелодический и гармонический слух, иначе пение может стать атональным или даже фальшивым. Дети совместно с педагогом начинают освоение данного приема. В ходе работы педагог вносит необходимые корректировки, дает указание и уточнение.

Педагог: - Вот теперь, когда мы с вами немного познакомились с данными приемами, давайте постараемся разобраться, где их лучше всего использовать.

Педагог и дети совместно осуществляют разбор произведения, отмечая в тексте места, где необходимо сделать оттяжку, а где подъезд.

Педагог: - вот теперь, когда мы с вами со всем разобрались, давайте постараемся исполнить произведение с использованием данных средств выразительности.

Дети берут микрофоны, по очереди каждый пробудет исполнить произведение и использованием изученных приемов, педагог вносит коррективы, направляет деятельность детей.

3. выводы:

Педагог: - Ребята, сегодня наше занятие было посвящено использованию средств вокальной выразительности, давайте еще раз вспомним и перечислим их.

Ответы детей:

-Динамика, филировка, штрихи, вокальные приемы, мелодия, гармония, ритм и темп.

Педагог: - А какие средства вокальной выразительности мы сегодня рассмотрели?

Ответы детей:

  • вокальные приемы - оттяжки и подъезды.

Педагог:

  • А в каком музыкальном стиле эти приемы как правило используются?

Ответы детей: - в джазе.

Педагог: - А на что нужно ориентироваться, чтобы понять, где нужно эти вокальные приемы использовать?

Ответы детей:

  • Нужно ориентироваться на общее настроение и характер произведения, на другие средства вокальной выразительности.

Педагог: - Все верно. Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, узнали много нового, и давайте теперь еще раз исполним песню «Ветер перемен».

Дети исполняют песню.

Педагог: - Ребята, вы молодцы. На этом наше занятие подошло к концу.

Дети и педагог аплодируют друг другу. Занятие окончено.




Самоанализ

Занятие проводилось по достаточно сложной для освоения теме, но несмотря на это дети были активно включены в процесс, с интересом анализировали музыкальное произведение, изучали новые вокальные приемы. Даже их ошибки не портили общего положительного настроя. Занятие проводилось в благоприятной для творчества и работы атмосфере. Изученные детьми вокальные приемы будут использоваться ими и в последующем обучении.

© 2010-2022