• Преподавателю
  • Музыка
  • Выполнение требований ФГОС посредством самостоятельной работы учащихся на уроках музыки

Выполнение требований ФГОС посредством самостоятельной работы учащихся на уроках музыки

Сущность осуществления самостоятельной работы школьниками на уроках музыки заключается в том, что позволяет детям найти и выбрать самому информацию по душе и интересам, которая вполне соответствует их силам, дает огромную пользу от самостоятельно добытых знаний, способствует формированию информационной культуры, компетенций, обусловливает зарождение новых импульсов к последующему самостоятельному поиску. Анализируя требования ФГОС отмечаем, что содержание стандарта нового поколения устанавливает требования к результатам обучения по формированию УДД (метапредметные и личностные результаты). Если представление о предметных и личностных результатах обучения имеет любой учитель, то метапредметные результаты пока освоены в практике недостаточно [2]. А ведь именно метапредметные результаты подразумевают умение самостоятельно учиться, навык видеть проблему, формулировать ее и творчески самостоятельно р... -       осмысливать задачу, выявлять проблему, выдвигать гипотезы; -       наблюдать, экспериментировать; -       устанавливать причинно-следственные связи; -       классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученное; -       находить несколько вариантов решения, выбирать рациональный; -       формулировать выводы; -       оценивать свою работу исследовательского характера и работу других.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические науки: 2. Теория и методика обучения и воспитания

Выполнение требований ФГОС посредством самостоятельной работы учащихся на уроках музыки

Неволина И.Я.

к.п.н., доцент педагогики и психологии, учитель музыки МБОУ ООШ №8

п. Садовый Славянского района, Россия

E-mail [email protected]

В последнее десятилетие интерес ученых и педагогов-практиков к организации самостоятельной работе на уроках существенно возрос, что обусловлено требованиями нового ФГОС по формированию метапредметных, универсальных и предметных УДД.

Организация учителем самостоятельной работы в учебном процессе актуальна и отвечает запросам дня.

Реформирование образования в России привело к смене образовательной парадигмы, к переходу от алгоритмизированных и программированных форм и методов обучения к новым формам и методам, основанным на исследовании, проектировании и самостоятельному овладению знаниями.

Это вызвало потребность в активном применении поисковых, исследовательских, проблемных, проектных методов в организации самостоятельной работы учащихся. Использование в обучении этих методов возможно лишь при условии их высокой активности, что достигается не столько дидактическими приемами, сколько организацией самого процесса.

Организация самостоятельной работы в обучении музыке представляет собой альтернативную логику построения образовательного процесса противоположную традиционной системе обучения (от теории к опыту). Сначала учащиеся приобретают некий новый практический опыт путем самостоятельного исследования явлений музыкальной культуры, а затем, обрабатывая и анализируя исследованный материал, переходят к его теоретическому осмыслению [1].

Самостоятельная работа школьников в процессе обучения музыке проявляет их «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком)» [1, с. 143]. Это подготовка презентаций, докладов, публичная защита исследовательских гипотез, индивидуальных и групповых мини-проектов в формате урока музыки.

Сущность осуществления самостоятельной работы школьниками на уроках музыки заключается в том, что позволяет детям найти и выбрать самому информацию по душе и интересам, которая вполне соответствует их силам, дает огромную пользу от самостоятельно добытых знаний, способствует формированию информационной культуры, компетенций, обусловливает зарождение новых импульсов к последующему самостоятельному поиску.

Анализируя требования ФГОС отмечаем, что содержание стандарта нового поколения устанавливает требования к результатам обучения по формированию УДД (метапредметные и личностные результаты). Если представление о предметных и личностных результатах обучения имеет любой учитель, то метапредметные результаты пока освоены в практике недостаточно [2]. А ведь именно метапредметные результаты подразумевают умение самостоятельно учиться, навык видеть проблему, формулировать ее и творчески самостоятельно решать. Это не что иное, как владение учащимися исследовательскими умениями:

  • осмысливать задачу, выявлять проблему, выдвигать гипотезы;

  • наблюдать, экспериментировать;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученное;

  • находить несколько вариантов решения, выбирать рациональный;

  • формулировать выводы;

  • оценивать свою работу исследовательского характера и работу других.

Обращаясь к собственному опыту работы учителем музыки, можем отметить, что использование самостоятельной работы на уроках способствует интеллектуальной активности школьников, повышению их учебной мотивации, побуждению желания создавать групповые исследования, что проявляется тогда, когда дети самостоятельно совместно выполняют исследовательский проект. Самостоятельная работа всегда связана с открытием нового знания, с наличием некой проблемы, некого противоречия, белого пятна в истории музыки, разночтений в жизнеописаниях жизнедеятельности композиторов, что нуждается в желании школьников это изучить и объяснить. В результате применения на уроках музыки системной организации самостоятельной работы у школьников формируются оценочные, информационные навыки и навыки социального взаимодействия [2].

Таким образом, организация самостоятельной работы школьников в процессе обучения музыке - это то, что отвечает требованиям и коренным изменениям, происходящим в системе образования в настоящее время. Современная школа нуждается во внедрении поисковых методов обучения, активизирующих познавательные способности и развивающих мышление, компетенции у подрастающего поколения.


Список использованных источников:

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - Москва: Изд-во Прогресс, 2013. - 274 с.

  2. Стандарт общего образования: ФГОС (НОО), standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

©И.Я. Неволина, 2014


© 2010-2022