• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок музыки на тему Образ матери в музыке, изобразительном искусстве и литературе

Урок музыки на тему Образ матери в музыке, изобразительном искусстве и литературе

Разработка урока по музыке "Образ матери в музыке, изобразительном искусстве и литературе" предназначается для учащихся 5 классов по изучению темы Музыка и живопись, а также Музыка и литература. Данный урок можно отнести к интегрированным урокам, в котором затрагивается вечная тема "матери и ребенка" на примере картины Рафаэля "Сикстинская мадонна", песни Ave, Maria Франца Шуберта и других произведений искусства. Также учащиеся прикасаются к такому пласту музыкальной культуры как духовная музыка...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

МБОУ СОШ №22

Кировского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан







Методическая разработка урока музыки

на тему "Образ матери в музыке и живописи"

5 класс















Автор:

учитель музыки

Волочай Алина Николаевна



Тема: Образ матери в музыке и живописи

Художественно - педагогическая идея урока (цель): развивать и формировать музыкальную культуру школьника, передать положительный духовный опыт поколений, собранный в музыкальном и изобразительном искусстве.

Задачи: 1) образовательная - формировать у учащихся интерес и любовь к своему благородному пласту музыкальной культуры - духовной музыке; познакомить с лучшими образцами духовной культуры в музыке и живописи;

2) развивающая - развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальные способности, певческий голос, интерес и любовь к хоровому пению;

3) воспитательная - воспитание музыкального вкуса, интереса и любви к высокохудожественным образцам музыкального искусства и живописи, желание слушать и исполнять ее.

Музыкальный материал:

  1. Мама - неаполитанская песня в исполнении Робертино Лорети;

  2. Ф.Шуберт Ave, Maria в исполнении Робертино Лорети;

  3. Богородице, Дево, радуйся - фрагмент православной службы

  4. А.Зиннурова Дорогая мама

Литература:

  1. Программа Музыка - сегодня Б.С.Рачина;

  2. Русская музыка в школе Г.П.Сергеева, Г.С.Шмагина

  3. Вариации прекрасного ренессанс А.М.Вачьянц.

Живопись:

  1. Репродукция картины Рафаэля Сикстинская мадонна

  2. Репродукция иконы Ф.Грека Богоматерь Донская

Оборудование:

  1. Фотография Робертино Лорети;

  2. Портрет Ф.Шуберта;

  3. Таблица средства музыкальной выразительности;

  4. Карточки;

  5. Плакат песни.





Ход урока:

Образ матери в музыке и живописи (тема на доске).

  1. Мама - неаполитанская песня в исполнении Робертино Лорети.

- Как вы думаете, ребята, о ком пел тринадцатилетний итальянский певец Робертино Лорети?

- О маме.

- А как вы догадались?

- Слова нам подсказали.

- Конечно, вы совершенно правильно это заметили. Ведь на каких бы языках не звучало слово «мама», оно понятно всем. Это самое нежное, ласковое слово в жизни каждого человека. А на ваш взгляд, какая роль отводится маме в жизни человека?

- В самую трудную минуту мы зовем не кого-нибудь, а маму, почему?

- Да потому, что она - самый близкий человек, который никогда не оттолкнет и не прогонит, а всегда приласкает, успокоит и поможет.

- А любим ли мы наших мам так, как любят они нас?

- Вот давайте и поговорим сегодня о любви мамы и ребенка. Образ матери с младенцем с очень давних пор стоит в центре поклонения людей. К нему обращаются и художники, и музыканты, и поэты.

2. Перед вами репродукция картины итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» - одно из самых прекрасных произведений на земле, восхищаться и удивляться которой не устает человечество вот уже более 500 лет. Рафаэль был счастлив своим творением: он создал самый удивительный образ богоматери Марии, самый удивительный образ Матери.

- Царственно и величественно возвышается она, легко ступая по облакам, и кажется, еще мгновение - она перешагнет рамки картины и ступит на землю. Но это мгновение длится вечно.

- Картина была написана для церкви Святого Сикста, который и изображен слева (отсюда и название «Сикстинская мадонна»). Рука Святого Сикста, протянутая к нам, предупреждает: Ждите, сейчас Она явится, придет. Мария несет своего сына Иисуса в мир, к людям, на муки и смерть ради их спасения.

- Всмотритесь в ее глаза, ее лицо - необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем печаль и тревога за сына. Так смотрят любящие нас мамы.

- Скажите, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, чтобы выразить чувства художника? (задумчивая, ласковая, напевная…)

- Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа, начинаются словами «Ave, Maria» (Славься, Мария). Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

3. - Австрийский композитор Франц Шуберт написал свою «Ave, Maria» на текст, сочиненный Вальтером Скоттом. Этот сюжет вдохновил и вашу ровесницу, ученицу 5 класса, Наташу Катасоеву:

Висит на стене Рафаэля картина:

Мадонна с младенцем в тревоге за сына.

Внимательно смотрят, думают дети,

В классе ни звука,

Слушают дети «Ave, Maria»,

Голос Лорети,

Самый прекрасный образ на свете.

Что происходит с каждым из нас?

Ты оживил нам Мадонну с картины.

Вот, что ты сделал для нас, Робертино!

(Звучит «Ave, Maria» Франца Шуберта).

- «Ave, Maria» Франца Шуберта - одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Его песни открывают сокровенное в человеческой душе, которое не всегда можно выразить словами.

- Созвучна ли музыка Франца Шуберта и картина Рафаэля?

- Да.

- Давайте подумаем, что же общего в картине Рафаэля и песне Франца Шуберта?

- МЕЛОДИЯ - Как движется мелодическая линия и линия кисти художника? ( непрерывная, плавная, мягкая линия).

- ТЕМП - Что можно сказать о темпе? (неторопливое, спокойное движение музыки и Мадонны на картине).

- ЛАД - А какие краски использует художник и композитор? (чистые, светлые, без кричащих эффектов).

- И изобразительное искусство, и искусство музыкальное каждое своими средствами создают ощущение возвышенного, прекрасного в образе Матери.

- Мы уже упоминали, что «Ave, Maria» - это молитва.

- А что такое молитва?

- Это разговор с Богом, просьба к нему.

- А где можно услышать молитву?

- В церкви, в храмах.

4. - В русской православной церкви тоже есть молитва, обращенная к матери - она называется «Богородице, Дево, радуйся».

- Прозвучит фрагмент этой молитвы, послушайте, как она исполняется у нас в церкви?

(Звучит «Богородице, Дево, радуйся»)

- Как исполняется музыка в церкви?

- Певцами, певчими.

- Какие звучали голоса?

- Мужские.

- А звучат ли с мужскими голосами какие-либо инструменты?

Нет. Издавна в церкви пели только мальчики и юноши, и всегда без сопровождения каких-либо инструментов. Такое пение называется а капелла.

- Человек только словами и пением обращается к Богу, ведь больше ничего для этого не требуется. Важно только, чтобы это обращение было искренним.

- Может быть, вы знаете, как называется особая музыка, исполняемая в церкви?

- Церковная музыка. Духовная музыка.

- Духовная музыка - это музыка, созданная на основе христианских текстов. Это одна из самых возвышенных и благородных областей музыкального наследия.

5. - А вот как изображалась Богоматерь с младенцем на русских иконах. (Феофан Грек Богоматерь Донская).

- И хотя они очень разные, взгляд у обоих - это взгляд любящей матери.

6. - Урок, посвященный маме, хочется закончить на светлой, радостной ноте. Я хочу познакомить вас с песней молодого сибайского композитора Альфии Зиннуровой, которая называется «Дорогая мама»:

Нет прекрасней мамы в мире,

Я люблю ее косу,

Я люблю ее улыбку,

Нежность, ласку, доброту.

Припев:

Мама, мама дорогая,

Я люблю тебя. Родная!

Подарила белый свет

И тебя роднее нет!

(Показ песни. Разучивание по фразам. Вокально-хоровая работа над плавным звуковедением.)

- К каким видам искусства мы сегодня с вами обращались?

- Музыка и живопись.

- О каком прекрасном образе шла речь на уроке?

- Об образе Матери.

- Мы говорили о том, что образ матери и в живописи, и в музыке создает чувство возвышенного, прекрасного, но только каждый по-своему, используя свои средства выразительности. Художник достигает этого с помощью цвета, линий; композитор - звуков, голосов, инструментов.

7. Домашнее задание - найти песни, стихи, иллюстрации, картины о маме.



© 2010-2022