Программа по внеурочной деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по

внеурочной деятельности "Веселые нотки"

(общекультурное направление)


Васильева Л.Н.,

учитель музыки,

1 кв.категория


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.


Направление: общекультурное.
Количество часов: 68 часов -1 час в неделю (34 ч.- 1-й год обучения, 34 ч.- 2-й год обучения)

Категории участников обучающиеся 1-5 классов.

Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.

Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка - стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

  • Широкое включение песни в повседневную жизнь

  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией школы и родителями обучающихся по внедрению программы.

  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.

  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе учителя музыки :

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

  • Участие в концертной деятельности учащихся.

  • Обзор новой методической литературы.

  • Накопление музыкального материала, аудио и СD - записей для использования на занятиях.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно - воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение: одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека - от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов - классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:

- Тематические занятия, мероприятия;

- Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;

- Игры - викторины, игры - загадки;

- Творческие мастерские;

- Музыкальные путешествия.

- Художественные акции учащихся в школьном социуме.

Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: ·

- Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

- Создание коллективных творческих проектов;

- Публичные выступления;

- Участие в творческих конкурсах различного уровня;

- Школьные фестивали искусств.

Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10 - 11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7-9 лет - до1, ре1 - ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

Первый год обучения.
"ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.
"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения.

№ урока

№ п/п

Тема

Кол-во часов

«Звучащий мой голос»

1

1

Введение.

1

2

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

3,4

3

Детские песни в нашей жизни.

2

5,6

4

Песенки из мультфильмов.

2

7

5

Колыбельные песни.

1

8,9

6

Осенние песни.

2

10,11

7

Музыкальные игры и загадки.

2

12

8

Волшебная страна звуков.

1

13,14

9

В гостях у сказки.

2

15

10

Добрым быть совсем не просто…

1

16

11

Новогодний карнавал.

1

17,18

12

Хороводные песни и шутки. Игры.

2

19,20

13

Необычные звуки и голоса.

2

21,22

14

Веселей встречай друзей.

2

23,24

15

Весенняя песня.

2

25

16

Мелодии дня.

1

26

17

Музыкальные инструменты.

1

27,28

18

Краски музыки и голоса.

2

29,30

19

Музыкальная страна.

2

31,32

20

Весело - грустно.

2

33,34

21

Летний день, замечательный праздник.

2

Содержание учебной программы (1 год обучения)

1. Введение.- 1 час Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. - 1 час Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие - знакомство.

3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа. Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.

4. Песенки из мультфильмов. - 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)

5.Колыбельные песни. - 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Форма. Комплексное занятие.

6. Осенние песни.-2 часа Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма. Занятие - знакомство.

7.Музыкальные игры и загадки.- 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков.- 1 час Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук - это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие - исследование.

9. В гостях у сказки.-2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-1 час Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие - впечатление.

11. Новогодний карнавал.-1 час Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма. Занятие - путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часа Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально - сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).

14. Веселей встречай друзей.- 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
15. Весеннияя песня.-2 часа Содержание. Творческая мастерская под музыку В.А. Моцарта «Весенняя песня». Голос «рисует», «танцует», «поет». Форма. Литературно - музыкальная гостиная.

16. Мелодии дня.-1 час Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма. Занятие - погружение, исследование.

18. Краски музыки и голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги - семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие - исследование.

19. Музыкальная страна.- 2 часа Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма. Занятие, с использованием музыкально - сценического действия.
20. Весело - грустно.-2 часа Содержание. Понятие лада: мажор (весело) - минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). Форма. Занятие - рассуждение.

21. Летний день, замечательный праздник.-1 час Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни - шутки, Песни - игры, Песни - загадки. Форма. Игровая и концертная деятельность.

Планируемые результаты первого года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.


Второй год обучения.

№ урока

№ п/п

Тема

Кол-во часов

«Могу красиво петь уже…»

1

1

Введение. Летние впечатления.

1

2,3,4

2

Осень: поэт, художник, композитор

3

5,6

3

Озорные песенки из мультфильмов.

2

7,8

4

Танцуют и поют все дети!

2

9,10

5

Звуки и краски голоса.

2

11,12

6

Песни детских кинофильмов.

2

13,14,15

7

Зима: поэт, художник, композитор

3

16

8

Новогодний калейдоскоп.

1

17,18

9

Вокальный портрет сказочных героев.

2

19,20

10

Картины природы в песнях и сказках.

2

21,22

11

Музыкальная шкатулка.

2

23,24,25

12

Весна: поэт, художник, композитор

3

26,27

13

Россия - Родина моя.

2

28,29

14

Добрым быть совсем не просто.

2

30

15

Маленькая страна - школа моя.

1

31,32,33

16

Лето: поэт, художник, композитор

3

34

17

Сколько песен мы с вами вместе…

1

Содержание учебной программы (2 год обучения)

1.Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
2. Осень: поэт, художник, композитор- 3 часа
Содержание. Времена года - осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни - слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма. Комплексное занятие.
5. Звуки и краски голоса.-2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие - исследование.
6.Песни детских кинофильмов.-2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни - музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие - путешествие (игровая деятельность).
7. Зима: поэт, художник, композитор.- 3 часа
Содержание. Времена года - зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

8. Новогодний калейдоскоп.-1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно - интегрированное занятие.
9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие - рассуждение.
11. Музыкальная шкатулка.-2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие - знакомство.
12. Весна: поэт, художник, композитор. - 3 часа
Содержание. Времена года - весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
13. Россия - Родина моя.- 2 часа
Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна - школа моя.-1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор.- 3 часа
Содержание. Времена года - лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.

Планируемые результаты второго года обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип "веера", усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.



© 2010-2022