- Преподавателю
- Музыка
- Конспект открытого урока по музыке «Музыка в космосе»
Конспект открытого урока по музыке «Музыка в космосе»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Носко И.Ю. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока музыки в 7 классе.
Тема: «Музыка в космосе»
.
Учитель: Носко Илона Юрьевна
Тема урока: «Музыка в космосе».
Цель урока:
• актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
• проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
• знакомство учащихся с образами музыки советского периода;
• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
• выражение личностного отношения к музыке,
• систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
• развивать представления, память, воссоздающее воображение,
• развивать зрительное и слуховое восприятия.
• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
• воспитывать умение работать в коллективе.
• воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений.
3. Воспринимать образцы музыки других эпох.
4. Узнавать произведения отечественных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
Музыкальный материал:
-
Д.Шостакович и Е Долматовский «Родина слышит»
-
О.Фельцман и В.Войнович «Четырнадцать минут до старта»
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано.
Структура урока:
-
Организация начала урока .
-
Актуализация знаний.
-
Основной этап урока.
-
Беседа
-
Слушание и анализ музыкальных произведений.
-
Продолжение беседы.
-
Слушание музыки.
-
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие.
II. Актуализация знаний.
Ребята, из беседы с вами, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.
- Что нас в ней привлекает.
- Играет ли музыка большое значение в нашей жизни?
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Мы послушаем образцы музыки ,написанной еще в Советском союзе, музыку, связанную с великим событием в нашей стране да и в мире. Тема нашего урока: «Музыка в космосе».
III. Основной этап урока.
Беседа.
Сегодня знаменательный день, кто знает с чем это связано?(12 апреля)
Да, сегодня День космонавтики! И этот всемирный праздник неразрывно связан с именем Советского космонавта Юрия Гагарина. Это воистину был героический человек. Чем же он так прославился?
Родился он в деревне Клушино, Гжатского района в семье колхозников. Всего детей было четверо. Во время войны та территория была оккупирована немцами. Детство Гагарина было не безоблачное. Много версий было того, почему он решил стать сначала летчиком, а затем космонавтом. В мемуарах старшего брата и матери рассказывалось, как фашисты издевались над местными жителями и членами его семьи.
Война всегда ассоциировалась для него с ужасом и страшным голодом. Однажды возле деревни упал подбитый немцами советский самолет, и может быть в тот момент Юра решил стать летчиком.
Так или иначе, Гагарин рос простым и открытым парнем. Таких хороших парней было много, и более 3000 из них изъявило желание полететь в Космос. Отбор шел очень жесткий, учитывалось абсолютно все. И моральные качества, и биография и состояние здоровья. Полететь в Космос должен был человек необыкновенно смелый, решительный, здоровый ,а также находчивый и сообразительный. Как вы думаете, почему именно ти качества должны были присутствовать у космического пилота?
Потому как не все было так гладко. Не забывайте, что это был ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ, а потому, все могло в любую минуту пойти не так было задумано.
Подготовка пилотов шла целый год, бесконечные испытания, тренировки. Подводное плавание, где надолго приходилось задерживать дыхание. Прыжки с парашютом с приземлением в воду. Занятия на центрифуге, аппарате, готовящем к большим перегрузкам организма. Космонавтов предупредили сразу: упражнения на центрифуге - цветочки по сравнению с тем, что придется пережить при старте ракеты. К аппарату, проверяющему выносливость конкурсантов, была подключена аппаратура, предназначенная для регистрации физического состояния и функциональной возможности всего организма человека.
Будущих космонавтов тренировали и в специальной термокамере. В космосе, по словам врачей, возможны любые перегрузки, в том числе и температурные. С такими перегрузками справились далеко не все. Гагарин же мужественно прошел и это испытание.
Еще один аппарат, на котором тренировали будущих космонавтов, назывался вибростенд. Этот агрегат имитировал вибрацию корабля при работающих ракетных двигателях.
Занятия проходили и на специальном макете кабины космического корабля. Конкурсанты должны были стать единым целым с ней, привыкнуть ко всем кнопкам и тумблерам. Стоит отметить, с молодыми людьми отрабатывали не только штатные ситуации полета в космос, но и экстремальные ситуации, в которых, к слову сказать, Юрий Гагарин ориентировался прекрасно.
И вот наступил наконец то день долгожданного полета…Громадная махина весом более 4000 килограмм взлетела в воздух со скоростью 8 километров в секунду! Как думаете, что почувствовал Юрий Гагарин?
Да, вероятно он испытывал одновременно целую гамму чувств и страх, и ужас, и громадные нечеловеческие перегрузки организма. И когда с Земли стали связываться с космонавтом он долгое время молчал, не в силах что либо ответить. А что же можно было взять с собой в Космос, что помогло бы снова обрести состояние равновесия, прежде всего душевного?
Песню! Именно она зазвучала в наушниках скафандра Юрия Гагарина.
Зазвучала песня «Родина слышит». В основе песни - стихотворение Евгения Долматовского (1915-1994), написанное в 1950 г. В 1941-1945 годах . Долматовский - военный журналист, попал в 1941 в окружение и бежал из плена снова на фронт. "Родина слышит" навеяно подвигами военных лётчиков, как до, во время, так и после войны.
Дмитрий Шостакович, который дружил с Долматовским, написавший на его стихи несколько песен в том числе и эту.
Недаром мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в 60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики, с подачи Ю.Гагарина. В сохранившейся стенограмме его старта записано, как он слушал "Родина слышит", а сам он сказал после приземления:
… Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то уже сам пел песню: «Родина слышит, Родина знает»…
Слушаем песню. Образ чего воспет в
этой песне? Какое влияние она оказала на космонавта? Что он почувствовал?
Любимой песней Гагарина стала и песня «Четырнадцать минут до старта» - песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Владимира Войновича; одна из самых популярных советских песен начиная с 1960-х годов.
Однажды осенью 1960 года срочно потребовалась песня о космонавтике - позже выяснилось, что задание о песне было спущено с самого верха, от советского правительства: именно тогда планировался первый запуск человека в космос, который по техническим причинам был затем перенесен на апрель 1961 года.
Слушаем песню. А почему понадобилась именно такая песня? Популяризировать героическую профессию….. К тому же многие космонавты потом брали и слушали ее в космосе.
V. Подведение итогов урока.
- Понравилось вам размышлять о музыке?
- Какая музыка нужна была первому космонавту?
- Каких еще советских композиторов вы знаете?
- Кто из советских композиторов, на ваш взгляд, мог бы написать подобные песни?
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
-
сообщение о любом советском композиторе.
-
найти песни о космонавтике.
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.