Планирование. Сольное пение (пояснительная записка)

Особенность программы в том, что она  разработана   для  обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы учителя  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сольное пение.

Пояснительная записка.

Современный россиянин - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа ансамбля «Креатив», направленная на духовное развитие обучающихся.

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.

Программа отличается тем, что:

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

  • она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп;

  • программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7-до 14 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (3 часа в педелю), всего 111 часов обучения в год. Состав обучающихся 3 человека.

Цель программы - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

- Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

- Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

- Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

В основу программы положены в первую очередь практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст и соблюдать правильную интонацию при их произношении. На уроках литературы - формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности. На уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.

  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.

  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)


  • Педагогические наблюдения.

  • Открытые занятия с последующим обсуждением.

  • Итоговые занятия.

  • Концертные выступления.

  • Конкурсы, фестивали, смотры.


Календарно-тематическое планирование

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем

Всего

Теорет.

учебные занятия

Практич.

учебные задачи

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Работа над образованием звука

10

2

8

3.

Работа над чистотой интонирования

7

2

5

4.

Работа над дикцией

8

2

6

5.

Работа с фонограммой

10

3

7

6.

Работа над музыкальной памятью

5

1

4

7.

Работа над сценическим имиджем

7

1

6

8.

Умение работать с микрофоном

5

2

3

9.

Ознакомление с песней, работа над дыханием, репертуаром

48

10

38

10.

Концертно - исполнительская деятельность

10

0

10

Итого:

111

24

87

План работы с вокалистами


  1. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;

  • работа по закреплению мелодической основы песни;

  • постановка корпуса, головы;

  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

  • атака звука;

  • закрепление материала в изучаемой песне.

  1. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;

  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

  1. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;

  1. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;

  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;

  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.

  1. Работа над музыкальной паматью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапозона;

  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;

  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;

  • запоминание тембров аккомпанемента.

  1. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;

  • воссоздание сценического образа исполнения песни;

  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

  1. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;

  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

  • малые технические навыки звуковой обработки;

  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.



Предполагаемые результаты обучения.

Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:

  • чисто интонировать, петь на дыхании, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;

  • петь чисто и слаженно с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

  • должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;

  • знать средства музыкальной выразительности;

  • уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;

  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью.

Список литературы для педагогов:

  1. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983.

  2. Далецкий О. Н. «О пении»

  3. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

  4. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968.

  5. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983.

  6. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

  7. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987

  8. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. - М.: Айрис-пресс,2007г.-95 с:

  9. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

  10. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

  11. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

  12. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  13. Троицкий А. Рок-панорама. - 1986.

  14. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. - Клуб и самодеятельность, 1980.

  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. - Л.: Музыка, 1987.

  3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.- М.: Музыка, 1978.

  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986.

  5. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 1980.

  6. Троицкий А. Феномен «диско». - 1977.

  7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1976.



© 2010-2022