Состав оркестровых групп. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Состав оркестровых групп. С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить знания детей о симфоническом оркестре, на уроке создать условия для поиска информации.

Задачи:
1. воспитательные :

  • Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.

  • Формировать представления детей о роли музыки в разные времена.

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного.

  • Воспитывать уважение и интерес к учебной деятельности.

2. образовательные :

  • Предоставить стартовую презентацию по теме.

  • Предоставить материал и информацию об источниках для самостоятельного углубления в тему.

  • Сосредоточить внимание учащихся на определениях.

3. развивающие:

  • Развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение

  • Развивать словарный состав эмоционального настроения музыки

  • Продолжать учиться самостоятельно анализировать музыкальное произведение

Ход урока:

Организационный момент.

Распевка-приветствие: «до, ре, ми, я и ты!...»

(звучит запись отрывка из симфонической сказки «Петя и волк», тема шествия)

-Ребята,что вы слышали в аудиозаписе? (симфонический оркестр)

-в каком веке зародился оркестр? (в ХVI ) .

-как называлась площадка, на которой располагался хор?(орхестра)

-как в древности называли управляющего музыкантами? (корифей)

-что означает слово «унисон»? (хор голосов, исполняющих одну и ту же мелодию)

-почему оркестр называют симфоническим? (оркестр, в котором представлены все четыре группы инструментов)

- Сегодня, на нашем уроке мы познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк» С. Прокофьева.

Объяснение нового материала

Сказка «Петя и волк» была написана в 1936 году. Инициатором создания сказки была режиссёр театра Наталья Сац. Она очень любила музыку и детей, и хотела сделать так, чтобы даже самые маленькие дети подружились с хорошей музыкой, чтобы они умели и любили слушать симфонические произведения, знали, как выглядят и как звучат инструменты оркестра.

И была у нее мечта - чтобы в Музыкальном театре для детей прозвучала детская музыкальная сказка, в которой все герои имели бы свои музыкальные портреты, исполняемые определенным музыкальным инструментом. А чтобы дети не заблудились в многообразии оркестровых голосов, им должен был помогать добрый сказочник.

Своей мечтой поделилась Наталья Ильинична с замечательным композитором - Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Прокофьев - русский и советский композитор, пианист, дирижёр и педагог, один из наиболее значимых композиторов XX века, автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей. Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910). Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855-1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте девяти-десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова - по инструментовке, у А. К. Лядова - по композиции, у Я. Витола - по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой - по фортепиано, у Н. Н. Черепнина - по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию: как композитор - в 1909 году, как пианист - в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна - рояль.

И вот, когда Наталья Ильинична озвучила свою мысль, сергеюСергеевичу очень понравилась эта идея - и он написал музыкальную сказку о смелом мальчике Пете, который спасает своих друзей от злого волка. Исполняют сказку чтец (рассказчик) и симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, очень хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим, даже взрослым, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым композитором, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Позже на его музыку появился и балет, и мультфильм о Пете и волке, который сейчас мы будем смотреть.(просмотр мультфильма)

(mults.info/mults/?id=3231)

-Ребята, понравился вам фильм? А заметили ли вы, что при появлении того или иного персонажа в оркестре звучала краткая музыкальная тема? Такая тема называется лейтмотив.

(лейтмотив- краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем).

-Какие инструменты исполняют тему Пети?

-Какой инструмент исполняет тему птички?

- Какое настроение у птички?

-Как вы это поняли?

Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид героя. Это благодаря тембру! Тембр- окраска звука.

-Какому герою в фильме принадлежит фагот?

(слушание темы кошки)

-Какой инструмент представил нам кошку? Покажите жестами, мимикой этого героя сказки.

-Какого героя представляет гобой?

-Какие инструменты представили нам охотников?

Закрепление

- Я приготовила для вас карточки с изображением инструментов, в которых нужно правильно указать их группу в симфоническом оркестре.

-как вы думаете, что помогло Пете , уточке, птичке победить злого волка? Правильно, конечно же - дружба!

-Вы сегодня хорошо работали на уроке (объявление оценок ). Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Петя и волк».



© 2010-2022