«Диатонизм. Пентатоника. Особые виды диатонического мажора и минора»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по предмету: «Теория музыки»

Преподаватель: Пухнатова О.А.

Ход и содержание урока.

  1. Организационный момент

  2. Тема урока: «Диатонизм. Пентатоника. Особые виды диатонического мажора и минора»

Диатонизмом или диатоникой называется область натуральных семиступенных ладов: Натуральный мажор, минор, а также лады: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

Пентатоникой называется звукоряд из пяти звуков, которые могут быть расположены по следующим интервалам: 62, 62, м.З, 6.2.

Мажорная пентатоника образуется путем удаления из натуральной мажорной гаммы



Минорная пентатоника образуется путем удаления из натуральной минорной гаммы





Характерные признаки пентатоники:

  1. Отсутствие м.2, тритонов и свойственных им острых тяготений;

  2. Образование групп из трех звуков, составляющих м.З и прилегающую к ней сверху или снизу 6.2. Такие группы называется трихордами





На пентатонике основана музыка некоторых народов: татарская, чувашская, монгольская, китайская и и.д. В русской, украинской и белорусской народной музыке пентатоника встречается реже и в виде оборотах, построенных на трихордах.

Тетрахордом называется мелодическое образование из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме ч4. Диатонические тетрахорды бывают 4 видов:ионийский, дорийский, лидийский, фригийский.

Из комбинации двух тетрахордов образуются те или иные диатонические лады:



1. ионийский лад образуется из сочетания двух одинаковых ионийских тетрахордов и сходен натуральным мажором.

2. Дорийский лад образуется из сочетания двух дорийских тетрахордов и отличается от натурального минора повышенной IV ступенью.

3. Фригийский лад образуется из сочетания двух фригийских тетрахордов и


отличается от натурального минора пониженной II ступенью.

Остальные лады образуются от сочетания разных тетрахордов

4. Лидийский лад отличается от натурального мажора повышенной VI ступенью





5. Миксолидийский лад отличается от натурального мажора пониженной VII

ступенью

6. Эолийский лад сходен с натуральным минором.

7. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженной II и Vступенями.

8. Мажор с двумя ув. 2 или дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженной II и VI ступенями.

9. Минор с двумя ув.2 или дважды гармонический минор отличается от натурального повышенной IV и VII ступенями





Семиступенные диатонические лады, широко распространены в народной музыке, а также в профессиональной музыке (Шопен, Григ, Глинка, Бородин, Римский- Корсаков, Чайковский)

Родство мажора минора обусловила образование переменных ладов - это лады с изменяющейся тоникой: параллельно - переменный лад, объединяющий параллельные мажор и минор, и одноименный лад, объединяющий одноименные тональности, образуя мажоро- минор или миноро- мажор в зависимости от главенства тоники.

  1. Закрепление новой темы.

От заданных звуков уч-ся на доске и в тетрадях строили все новые лады. За урок были получены следующие оценки: Шадрина Д , Голубых А, Зулпыкар Б - «5» Кабиева Д, Акбалиева Д - «4» За работу на фортепиано были получены оценки: Булекова С -«5», Молдабекова Ж, Жайгали А - «4».

  1. Домашнее задание

    1. Учебник Способина - «Элементарная теория музыки» глава XI, § 104-106.

    2. Хвостенко - «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» стр. 229, упр. 2

    3. Игра на фортепиано ладов народной музыки от звуков до, ре, ми.



© 2010-2022