Вокальное воспитание детей дошкольного возраста

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема вокального воспитания детей дошкольного возраста настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением, несомненно, заниматься необходимо. Методики вокального воспитания постоянно обновляются, и каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то новое, обновляя уже существующие методики, обобщая предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокальных навыков в конкретном коллективе. Именно этим и обуславливается актуальность данной темы.

Музыкально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования показывает, что музыкальное воспитание следует начинать в самом раннем возрасте. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и вполне могут начинать свое музыкальное образование. Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будить его воображение. Именно такая цель преследуется мною в обучении детей дошкольного возраста.

Вокальное воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Основной задачей вокального воспитания является научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, несложных, интересных ему песен, сформировать простейшие певческие навыки. Все певческие навыки тесно связаны между собой, поэтому работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Развитие вокальных навыков проходит более эффективно только тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и обучающихся, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка и наконец, с учётом психофизиологических и возрастных особенностей ребёнка.

Вокальное воспитание детей дошкольного возраста имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов.

Чтобы вокальное развитие дошкольника осуществлялось правильно, необходимо сформировать у него основные вокальные навыки, такие как певческая установка, звукообразование, дикция и певческое дыхание.

Правильная певческая установка подготовит обучающихся к серьезной, активной работе. Это правильное положение корпуса, головы, рук и ног при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. На правильную певческую установку следует обращать постоянное внимание, так как от нее во многом зависит успех всей вокальной работы.

Работая над звукообразованием, следует учить детей петь естественно, легко, звонко и напевно. Детям дошкольного возраста свойственно отрывистое звукообразование, поэтому с самого начального этапа обучения пению важно развивать протяжное звукообразование используя музыкальный материал, написанный в умеренном и медленном темпах. Добиться напевности, льющегося и протяжного звука помогут также русские народные песни с распевами. Распевы - замечательная школа вокального мастерства.

Для овладения навыками легкого, подвижного пения целесообразно использовать показ, построенный на имитации игры на музыкальном инструменте, игровой прием, к примеру: «Споем на дудочке: ду-ду-ду»; «Покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь». Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно. Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения - попевки, которые каждый раз можно транспонировать в более высокую тональность.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Обучая детей четкой дикции, я, прежде всего, привлекаю внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Большое значение в работе над дикцией имеют скороговорки. Они отрабатывают правильную постановку губ и языка во время речи.

Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль, дыхание это энергетический источник голоса. Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха. Связь вдоха и выдоха весьма существенна. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить обучающимся, три общих правила, касающихся певческого дыхания:

  1. вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

  2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

  3. выдох производиться ровно и постепенно, без резких толчков (как будто дуя на свечу).

Далее в работе над певческим дыханием ставится задача научить ребенка «не разрывать слово», используя систематический показ правильного исполнения.

Необходимым условием формирования вокальных навыков является правильный подбор репертуара, это важный момент. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о поставленных задачах, а также выбранный музыкальный материал должен быть направлен на отработку выше перечисленных вокальных навыков.

Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям:

- носить воспитательный характер;

- быть высокохудожественным;

- соответствовать возрасту и пониманию детей;

- соответствовать возможностям исполнительского коллектива;

- быть разнообразным по характеру и содержанию;

- каждое произведение должно двигать воспитанников вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Основное условие правильной постановки вокального воспитания - компетентность педагога для занятий с детьми дошкольного возраста, знание голосовых возможностей детей данного возраста и понимание задач вокальной работы для каждого этапа обучения. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к воспитанникам, я постоянно слежу за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у обучающихся.

В заключении, хотелось бы отметить, что, несомненно, вокальное воспитание, оказывает на детей благотворное влияние: оно способствует общему развитию детей, развитию в них музыкальности, любви к искусству, а также привитию художественного вкуса.



© 2010-2022