- Преподавателю
- Музыка
- Викторина по творчеству П. И. Чайковского «О Музыка, лишь ты меня и возрождаешь к жизни!» (5-6 кл.)
Викторина по творчеству П. И. Чайковского «О Музыка, лишь ты меня и возрождаешь к жизни!» (5-6 кл.)
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пименова Н.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«О Музыка, лишь ты меня и возрождаешь к жизни!»
Викторина, посвященная творчеству П.И. Чайковского.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся, выявление одарённых детей, интеллектуальное развитие учащихся в области музыкальной культуры.
Задачи:
-
Стимулирование интереса учащихся к творческой деятельности
-
Развитие навыков самостоятельного мышления и расширение интеллектуального кругозора;
-
Развитие способности учащихся формулировать собственное мнение и умение оформлять результаты своей работ.
Формирование УУД:
Регулятивные:
-
Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
-
Прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
-
Коррекция-внесение необходимых дополнений и корректировок.
Познавательные:
-
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
Извлечение необходимой информации из прослушанного звукового материала разных жанров;
-
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные:
-
Умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Методические рекомендации:
Комплекс мероприятий по интеллектуальной викторине состоит из двух этапов: подготовительного и непосредственно организационного.
Целесообразно заранее сформировать комплект раздаточных материалов для обучающихся.
При организации викторины следует определить проведение как индивидуального, так и командного тура. Продумать критерии оценки участников по каждому заданию, определить количество баллов в зависимости от сложности задания. Продумать награды, призы победителям, учащимся набравшим наибольшее количество баллов.
Основная цель викторины: развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов.
Участие в викторине позволит расширить кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решение в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке. И в этом его бессмертие».
Д.Д. Шостакович.
Человек невероятной доброты, отзывчивости, душевности, Петр Ильич Чайковский жизнь свою подчинил её Величеству Музыке. Она ответила полной взаимностью: более ста лет весь звучащий мир наполнен мелодиями Чайковского. Его музыка появляется ещё в детстве вместе с рождественской сказкой о Щелкунчике.
Одновременно с пушкинским «Онегиным» в юности мы очарованы оперой Чайковского.
А потом, в зрелом возрасте, многих потрясает глубина его симфонических замыслов.
Викторина «По страницам великих музыкальных шедевров»
***
Задание №1.
1. Слушая эту пьесу, мы представляем, как по очереди вступают разные народные инструменты, образующие ряд вариаций. Композитор обработал известный народный наигрыш.
(«Камаринская» «Детский альбом»).
2. О певучести этой пьесы говорит само её название. Первые же звуки этой минорной песни наполнены щемящей сердце печалью. Увядающий сад и кружащие на ветру листья вызывают в сердце грусть воспоминаний или несбывшихся надежд.
(«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»).
3. Пьеса начинается стремительно. Музыка звучит зловеще: трескучие быстрые мотивы взлетают вверх, а затем устремляются вниз. («Баба-Яга» «Детский альбом»).
4. Мариус Петипа предложил композитору написать для этого танца музыку, во время которой «надо. Чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах». И Чайковский использовал эту мысль: вариация написана для концертирующей челесты, её звонкий стеклянный звук ассоциируется с падающими каплями воды.
(Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»).
5. Уединенный уголок сада при усадьбе. Дворовые девушки собирают ягоды. Их песня звучит лукаво и в то же время простодушно; она пленительно женственная в своей закруглённости и изяществе. Музыка создаёт ощущение покоя и беспечности.
(Хор девушек «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин»).
6. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: метель утихает, свет луны искрится на снегу. Сумрак тревожной ночи рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов.
(Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»).
7. Слушаем пьесу Чайковского. Музыка радостная, счастливая, восторженная. Прислушайтесь. В начале пьесы мелодия стремительно и плавно кружится, она звучит всё громче, поднимается высоко. Затем она как бы порхает, звучит с перерывами, скачками. В конце пьесы слышно, как музыка затихает.
(«Новая кукла» «Детский Альбом»).
8. Музыка этого танца очень простая, и вместе с тем- привлекательная. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся изящные и слаженные движения».
(Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро»).
9. Массовая сцена. Крестьяне идут с поля с урожаем. Придя в усадьбу, они выражают признательность барыне, и отвечают на её просьбу спеть что-нибудь повеселей, исполняют задорную песню, которая заканчивается бурным весельем.
(Хор крестьян «Уж, как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин»).
10. Идея столкновения Добра и Зла, жизнеутверждающего светлого начала и тёмных сил. Звучность оркестра прорезывает резкий, пронзительный голос- лейттембр этой героини и одновременно характеристика образа рока, зла в драматургии балета. Этой героине противопоставляется другая тема, основанная на развитии мелодии идеальной красоты и пластичности.
(«Две Феи. Фея Карабос и Фея Сирени.Из балета «Спящая красавица»).
11. Шествие юных гостей на детском празднике. Здесь чувствуется миниатюрность и упругая лёгкость детских движений, наивная серьёзность и мальчишеский задор.
(«Марш. Из балета «Щелкунчик»).
12. Музыка наполнена русским колоритом, некой сказочностью. Данный концерт по праву является «Королем королей» всех фортепианных концертов. (Первый концерт для фортепиано с
оркестром).
13. В письме композитора к Надежде Филаретовне фон Мекк от 1 мая 1877 года мы находим первое упоминание об этой симфонии. Симфония стала итогом всего предшествующего творчества композитора, открыла новый этап, осветила новые, более глубокие перспективы не только в симфонизме Чайковского, но, без преувеличения можно утверждать, в развитии симфонического жанра в целом.
(Симфония №4 финал).
14. Дивертисмент второго акта данного балета включает в себя разнообразные танцы. Вершина дивертисмента- танец с разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью.
(Вальс цветов из балета «Щелкунчик»).
***
Задание №2.
Стань балетмейстером. Создай рисунок танца.
Танец всегда несёт в себе какую-то мысль, эмоционально-художественный образ, который раскрывается в композиции. Рисунок танца - это направление передвижения исполнителей по сценической площадке (т.е. диагональ, круг, змейка и т.д.), а также пространственное расположение танцующих (фигуры: звёздочка, корзиночка, воротца и др.). Рисунки бывают простые и сложные.
Простые: круг, линия, диагональ, квадрат, зигзаг т.е различные геометрические фигуры.
Сложные:
А). это комбинации из простых рисунков-, два круга, линия и диагональ, линия и круг, круг в круге и т.д.
Б). симметричные и ассимметричные;
В). Образные и ассоциативные;
Г). Подражательные и изобразительно-подражательные: «Петух», «Журавль», «Перепёлочка».
Д). Традиционные, пришедшие из глубины веков, исполняются почтив каждом народном танце.
Е). Национальные.
Задание №3.
Создай эскиз костюма к балету или к оперному спектаклю на музыку П.И. Чайковского.
Костюм-неотъемлемое средство при создании сценического образа. Сценический костюм- понятие широкое и включает в себя всё, что искусственно изменяет облик человека -это целый комплекс -прическа, грим, обувь, головной убор и собственно платье.
Выразительную структуру костюма определяют:
-
Конструкция формы (объемы, линии, фасоны);
-
Фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая, ворсистая и т.д.).
-
Цвет, тон материала (тёплый, холодный, светлый, тёмный, яркий, бледный).
-
Освещение, способность выглядеть на свету (дневное, искусственное, полное, частичное, цветное).
Задание №4.
Напиши либретто для одноактного балета:
«Апельсин», «Волшебное зеркало», «Деревянный принц», «Таинственный сад», «Зачарованный лес», «Старый замок». Создай декорации к спектаклю.
Задание №5.
Переписка Чайковского с фон Мекк имеет исключительную ценность. Это и подробная, интересно написанная биография двух незаурядных людей и летопись музыкальной жизни. И история загадочной любви. Они умели вести в письмах непринужденный светский разговор, выпукло зарисовать важные современные им исторические события и изящно. Остроумно записывать мелкие детали традиционного быта.
Задание №6.
Каждой пьесе этого цикла П.И. Чайковский дал уточняющие названия. Перечислите полные названия цикла «Времена года».
Задание №7.
Перечислите произведения П.И. Чайковского, созданные на сюжеты произведений А.С. Пушкина, А. Н. Островского, В. Шекспира, Данте.
Задание №8.
Напиши сочинение - размышление «Слушая музыку П.И. Чайковского».
Литература:
-
Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе» изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2006г.
-
Золотицкий Д. «История музыки» изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001г.
-
Орлова Е. «Очерки о русских композиторах XIX-XX в.» изд. «Музыка» М.,1982г.
-
Рапацкая Л.А. «История русской музыки от Древней Руси до Серебряного века» М, «Владос» 2001г.