Творческий проект «Современный школьник и творчество П. И. Чайковского»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект «Современный школьник и творчество П.И. Чайковского»

Творческий проект









Тема:


«Современный школьник и творчество

П.И. Чайковского»









Проект выполнили: учащиеся 5 класса

Тараненко Е., Селивёрстова Т.

МБОУ «СОШ №19»

Руководитель проекта: учитель музыки

Булгакова Алевтина Леонидовна



Г. Энгельс



2016 г.

Содержание

1.Введение________________________________________ 3

2.Основное содержание______________________________ 5

3.Наши исследования_______________________________ 9

4.Заключение______________________________________ 9

5.Список литературы_______________________________ 10

6.Приложение_____________________________________ 11









2

Аннотация


Чтобы разобраться в вопросе: какова роль П.И. Чайковского в жизни современного школьника, мы разобрали ряд вопросов:

1.Кто такой П.И. Чайковский, каков его творческий путь?

2. Выяснить ,историю создания «Детского альбома» ?

Далее мы изучили литературу по данным вопросам в библиотеке, нашли информацию в интернете, обратились за консультацией к учителю музыки. выяснили историю рождения «Детского альбома».


  1. Введение


Музыка окружает нас повседневно, повсюду и везде: в труде и в быту, в дальних походах и торжественных встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких- либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.
« Вряд ли кто-нибудь может спросить: нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется»,- говорил А.В.Луначарский. И это действительно так. Музыка вошла в каждый дом, её слушают взрослые и дети - народную, классическую, современную развлекательную и серьёзную. Разобраться в этом звучащем потоке бывает порой трудно, особенно нам детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. Безусловно, общеобразовательная школа учит нас воспринимать музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке. Учитель музыки воспитывает у нас желание не просто слушать классическую музыку, но и правильно её понимать и учиться, о ней размышлять.
Однако все старания учителя музыки станут более эффективными, если в доме будет царить дух любви и уважения к музыке, поддерживаться постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Я увлекаюсь музыкой, особенно с большим удовольствием слушаю классическую музыку.
Классическая музыка учит нас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, открывает нам неведомые стороны богатейшего мира творчества, а главное приносит радость и здоровье! Именно классика, будь то литературная, художественная или музыкальная, является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение. Чем больше будет в мире ценителей прекрасного, тем прекрасен будет этот мир.


3

У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство гордиться теми людьми, которые прославили свою страну своими творческими достижениями .

Чайковский - это символ нашей страны. Когда исполняется какая-либо его симфония, у каждого человека возникает ассоциация с Россией, все знают, что это Чайковский. В Японии, например, Чайковский приравнен к национальному лейтмотиву, он там звучит отовсюду, начиная с лифтов. Безусловно, Чайковский больше, чем композитор, перефразируя известное выражение, он - символ и образ России в любой точке света. Почему именно П.Чайковский? Почему его творчество живёт в веках. Какова история создания «Детского альбома» для фортепиано.

Мы с ребятами задумались над этим и решили создать план-проект, по которому изучали творчество П.Чайковского. Мы учимся в 5 классе и у нас есть учебный курс «Я - исследователь». Мы учимся проводить разные виды исследований. Полное исследование проводим по плану:

1. Найти проблему - что надо изучать.

2. Тема - как это назвать.

3. Актуальность - почему эту проблему нужно изучать.

4. Цель исследования - какой результат предполагается получить.

5. Гипотеза - что не очевидно в объекте.

6. Задачи исследования - что делать - теоретически и экспериментально.

7. Литературный обзор.

8. Методика исследования - как и что исследовали.

9. Результаты исследования - собственные данные.

10.Выводы - краткие ответы на поставленные задачи.

В 2015-2016 учебном году мы с одноклассниками проводили исследование по теме «П.Чайковский в жизни современного школьника».

Актуальность нашей работы заключается в том, что музыка окружает нас повсюду.

«Для того, чтобы любить музыку, надо, прежде всего, её слушать»,- утверждал композитор Дмитрий Шостакович. И это действительно так.
Шостакович говорил это, подразумевая музыку классическую, созданную несколько сотен лет назад, но до сих пор восхищающую своей красотой. К счастью, в наше время, потребность в классической музыке вновь стала актуальной.
Творчество композитора-классика П.И. Чайковского актуально и сегодня, так как его произведения являются частью духовной культуры общества;


4


Музыкальные шедевры являются примером для многих композиторов. Они продолжает завоёвывать сердца всё новых поколений ценителей музыки. А почему? Чем привлекает классическая музыка современного школьника? Это и обусловило актуальность темы нашего проекта.


II. Основное содержание

Цель проекта : Познакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского и историей написания «Детского альбома».

Задачи исследования:
• Узнать факты биографии русского композитора;

Выяснить историю написания детского альбома
• Через музыку Чайковского воспитывать чувство прекрасного.

Цель работы: выяснить, кто такой Чайковский, чем он занимался, как создавался «Детский альбом»

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить энциклопедию и выяснить, кто такой Чайковский. Изучив жизнь и творчество П. Чайковского, выяснить ответ на вопрос как создавались пьесы «Детского альбома »

При помощи учеников нашей школы выяснить : знакомо ли имя П. Чайковского детям? Что они знают о творчестве этого человека, знаком ли нашим сверстникам «Детский альбом» П. Чайковского?

На основе полученных результатов исследования сделать выводы.

Гипотеза: Возможно П.Чайковский жил очень давно и его творчество не интересно современным детям.

Методы исследования :

• сбор информации из научной литературы

• поиск информации в сети Интернет

Вид проекта: творческий; межпредметный; групповой


Музыка окружает нас повседневно. Именно классика, будь то литературная, художественная или музыкальная, является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение. Чем больше будет в мире ценителей прекрасного, тем прекрасен будет этот мир.

На первом этапе:

Мы изучили энциклопедию и узнали, что Пётр Ильи́ч Чайко́вский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске( ныне г. Чайковский), в семье директора Воткинского завода . Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт : с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине впитал в себя народные песни.

5

В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления

Музыкальная одаренность проявилась рано в детстве. За свою чрезмерную музыкальную чуткость он получил прозвище «Хрустальный ребёнок»

В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его в привилегированное учебное заведение - в Училище правоведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 году.

В 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию. Блестяще её окончив в 1865 году. Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории.

Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю: «-Ах, Петя, Петя, какой позор променял юриспруденцию на дудку!»
Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, - просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался...
Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...
- Наверно, этот свистун плохо кончил?
- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.

Жизнь Чайковского в дальнейшем- это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни .

Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием, в конце 1887- начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер.

Чайковский является автором более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний , четыре сюиты, программная симфоническая

6

музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Подробно мы изучили историю создания «Детского альбома» Чайковского П.И. и содержание этого альбома.

Работать над «Детским альбомом» Петр Ильич начал весной 1878 года - в это время Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить в семью своей сестры А.И.Давыдовой. В свободное время Петр Ильич любил возиться со своими маленькими племянниками, он без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.Его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии - то, из чего складывался мир ребенка в то время. Таким образом, «Детский альбом» - сборник фортепианных пьес, который раскрывает многообразный мир ребенка XIX века.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы.

Мы хотим представит некоторые из них:

Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани!

Силу любви своей нам подари.

«Мама»

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зоpькy тоpоплю.

Я тебя всё вpемя,

7

Мамочка, люблю!

Вот и зоpька светит.

Вот yже pассвет.

Hикого на свете

Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел - «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» - озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это - «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнате,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,

Ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой,

Ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!

Мазурка - танец хоть куда!

Задорный легкий и веселый,

Прошу на танец, господа!

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В

8

воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!

Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою,

Мой Неаполь, никогда.

Здесь все вокруг мое -

И дали неоглядные, и здания нарядные,

И улочки недлинные, и площади старинные,

И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

III. Наши исследования

На втором этапе работы над темой мы провели опрос детей нашей школы, в котором попросили ответить на вопросы:

• Кто такой П.И Чайковский?

• Что ты знаешь о его творчестве ?

• Что включает в себя «Детский альбом» для фортепиано.

Было опрошено 50 учеников 2-5 классов нашей школы. Ответы наших сверстников помогли определить круг интересов современных детей.

Ответ на вопрос «Кто такой П.И Чайковский ?» нарисовал картину осведомленности детей нашей школы . многие дети не задумываясь ответили на вопрос ,что П. И. Чайковский великий русский композитор

Ответ на вопрос « Что ты знаешь о его творчестве ?», многих детей заставил задуматься и вызвал затруднение.

Ответ на вопрос : « Что вдохновило автора на создание «Детского альбома».»

На этот вопрос не нашлось ответа.

Приложение1.

IV.Заключение

Вывод: Полученные результаты диагностики не подтвердили наши предположения. Поскольку интересы детей не зависят от времени, в котором они живут. Музыкальное искусство доступно всем, мы считаем, что нужно расширять музыкальный кругозор, обогащать духовную культуру ребят средствами классического музыкального искусства.

После проведенного нами исследования, большинство детей заинтересовались творчеством П. Чайковского, и их увлекла не только история создания «Детского альбома », но и сами пьесы.


9

Изучив и проанализировав материалы по теме проекта,

нами были сделаны следующие выводы:


• творчество Чайковского актуально и сегодня, так как его произведения являются частью духовной культуры общества, они высоконравственны с высоким эстетическим вкусом;
• музыкальное наследие Чайковского способствует развитию творческой личности; помогают привитию любви к классической музыке.


Подводя итог нашему творческому проекту, хочется пожелать всем: слушать классическую музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.



Список литературы


1. Альшванг А.Н. П.И. Чайковский. Музыка 1967.

2. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.

3. Берберова Н.И. Чайковский (Биография). СПб Лимбург Пресс 1997.

4. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.

5. lib4school.ru/printout.php-id=570-8.htm




10

Приложение 1.


© 2010-2022