Разработка урока по музыке Из чего состоит опера

Цель: развитие творческого потенциала обучающихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.  Задачи: ·         обучающи...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по музыке 5 класс

« Из чего состоит опера»

Цель: развитие творческого потенциала обучающихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков обучающихся.

  • развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям;

  • воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения.

Тип урока: Комбинированный урок.

Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя, работа в группах.

Методы обучения: метод "создания шедевров", метод полмофонии, метод полмографии.

Приёмы:

  • мыслительные: наблюдение, анализ, сравнение, формулирование выводов;

  • запоминания: повторное пропевание и слушание, пластическое интонирование, самостоятельная работа в группах.

Деятельность обучающихся: слушание, исполнение, сочинение.

Материалы к уроку: таблички, с наименованиями отделов, портреты композиторов, музыкальный материал.

Используемое оборудование: проектор, компьтер, музыка в формате mp3

Используемые ЦОР: слайдовая презентация.

Структура урока:

I. Определение цели урока. "Сможем ли мы сочинить интродукцию?", выяснить: "Как она строится".

II. Изучение нового материала.

III.Закрепление нового материала проводится в виде повторного звучания тем с дирижированием и пропеванием их. Слушание увертюры целиком.

IV. Подведение итогов осуществляется в форме рефлексивного анализа.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись вокруг них, образовали восемь групп. На каждом получившемся столике стоят красиво оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». Учитель предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую группу.

Запись на доске:

«Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт - они кипят,
Они текут, они горят».
(А. С. Пушкин)

- Прочитайте эпиграф к уроку. Он приглашает нас в оперу. Итак...

Звучит Финал увертюры Джоакино Россини из оперы «Вильгельм Телль».

Сообщение темы урока:

- Тема нашего урока - «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Презентация.

- Кто из вас был в оперном театре?

- А чем оперный театр отличатся от кинотеатра?

- Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре?

- Для чего нужна оркестровая яма?

- Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в таинственный, красивый, волшебный мир музыки.

Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем творцами его.

Итак, опера. Что это такое?

- Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации), балетные сцены.

- Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как бы краткий план всей оперы. Так вот мы с вами сегодня будем моделировать интродукцию к опере "Пиковая Дама". Мы будем соавторами Петра Ильича Чайковского. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически выстроить их друг за другом.

II. Изучение нового материала.

1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.

Игорный дом. За столом сидят игроки. Все играют, кроме Германна. Томский рассказывает историю о старой, злой, надменной восьмидесятилетней графине, которая знает тайну трёх карт. Раньше она была красавица. Но холодна и расчётлива, Томский говорит о любви Германна и Лизы. Она внучка графини. Германн внимательно слушает. Эта тайна трёх карт не даёт ему покоя.

Однажды на балу Герман добивается ночного свидания у Лизы, как подтверждение её любви к нему. Германн тайно приходит в её дом. Но как только видит старую графиню, тот час мысли путаются в голове. Лишь одно движет им: узнать тайну трёх карт. Он забывает про Лизу и идёт в покои графини.

Как и все старые люди, графиня страдала бессонницей. Вдруг её бледно жёлтое лицо изменилось. Перед графиней стоял незнакомый мужчина.

- Не пугайтесь, я не намерен вам вредить. Откройте мне тайну трёх карт.

Но старуха молчала.

- Старая ведьма! - сказал он и вынул из кармана пистолет.

При виде пистолета, графиня покатилась навзничь: и осталась недвижима.

На шум прибежала Лиза. Она обвинила Германна в смерти бабушки и прогнала его.

Германн в казарме. Ему кажется, что он сходит с ума. Он слышит голос графини:

- Тройка, семёрка, туз выиграют тебе сряду. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтобы ты женился на Лизе.

Германн спешит к Лизе на свидание. Но лишь две мысли его занимают: игорный дом, три карты. Лиза понимает, что потеряла Германна. Она бросается в Неву и тонет.

Безумный Германн идёт в игорный дом. Он начинает играть: ставит "тройку" - она выигрывает. Ставит "семёрку" - она выигрывает. Ставит "туз", но он вдруг превращается в "даму пик". "Ваша дама бита!" - слышит он голос игроков. Германну видятся на карте черты умершей старухи: "Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!" Он закалывается.

В прояснённом сознании возникает образ Лизы. Он понимает, только любовь могла его спасти. Только любовь вечна.

2. Знакомство с темами зла и любви из интродукции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского.

Итак, давайте знакомиться с темами.

2.1 Слушание темы зла (графини).

- Какая тема?

(Злая, холодная, надменная, трагическая).

- Почему холодная?

(Играют медно-духовые инструменты.)

- Давайте выделим главную интонацию, которая, повторяясь, рисует образ зла. Пропоём её, покажем рукой. Нарисуем на доске.

- Обратите внимание, что тема строится не поступенно, не плавно, а скачком. Он звучит пусто.

- С каким героем связана?

(С графиней.)

2.2 Закрепление темы зла: слушание с дирижированием всей второй части.

Следующая тема:

2.3 Слушание темы любви

- Эта тема похожа на предыдущую? Какая она?

(Нежная, лирическая, светлая, вечная)

- А что же в произведении светлое, вечное.

(Любовь. Это тема любви.)

- Пропоём, покажем, нарисуем.

2.4 Закрепление темы любви: слушание с дирижированием всей третьей части.

- Эта тема звучит только в верхнем регистре? Или подтверждается в нижнем?

- Какие инструменты играют в нижнем регистре?

(Медно-духовые.)

- Они здесь звучат так же зло? А как?

(Они звучат торжествующе. Как утверждение.)

- Вспомните, чем закончилось произведение "Пиковая Дама"

(Только любовь вечна. Только любовь может спасти человека и этот мир.)

3. Сочинение темы рассказчика с последующей графической записью.

- А вот следующую тему давайте сочиним сами. С чего начался рассказ о Пиковой даме?

(Томский рассказывает историю.)

- Значит должна быть тема рассказчика, которая поведает обо всё, что происходит. Обычно истории начинается со слова "Однажды". Но важно подобрать нужные интонации. По разному произносим: восклицательно, вопросительно, повествовательно. Какая интонация больше подходит для спокойного рассказа?

(Повествовательная.)

- Дело происходило в Версале город во Франции. "Одна-ажды в Версале". Тянется слог, потянем его в музыке. Пропоём. Напишем.

- Ещё о чем рассказывал Томский?

(О графине, с любви.)

- Давайте выстроим темы друг за другом. Играются варианты, дети выбирают.

- Чего ещё не хватает в рассказе?

(Трёх карт.)

- К чему приводит игра в карты, в азартные игры?

(К гибели.)

-Человек катится в пропасть. Но самое страшное в том, что из-за Германа погибают ещё два ни в чём неповинных человека. Посмотрите, какой жизненный урок нам преподносит художественная литература и музыкальное произведение. Изучая эти произведения, мы с вами учимся правильно жить, правильно поступать, узнаём, что в этой жизни добро, а что зло.

- А как это в музыке показать? Мелодия куда пойдёт?

(Вниз.)

- А как она должна идти вниз, если у нас магическое число 3?

(По три ноты.) (Если не догадаются, то наиграть варианты.) Записать на доске.

Всё мы учли?

3.1 Закрепление темы рассказчика: слушание с дирижированием всей первой части.

4. Моделирование последовательности тем интродукции в соответствии с содержанием рассказа. Работа в группах.

- Я прошу вас разбиться на две группы.

Сейчас вам нужно расположить темы так, как они должны звучать в интродукции. Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили, на что я обращала ваше внимание. Постарайтесь понять последовательность тем, опираясь на содержание рассказа, на характер и интонационную особенность каждой темы.

По итогам выполнения задания работы сравниваются с оригиналом.

III. Закрепление всех тем. Слушание всей интродукции.

- Я очень рада, что наше соавторство с Чайковским удалось. Вы может творить так же как он.

IV. Рефлексия с использованием приёма "Выявление чувственно-эмоционального настроя"

Кому понравилось моделировать, сочинять, прикрепите к доске белы ноты - половинки, а кому не понравилось - чёрные четвертинки. Спасибо за творчество и сотрудничество.

Итог урока.

Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, гармонии и оркестровки, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании: «Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм».

В операх представлено все существующее жанровое многообразие литературы: произведения великих поэтов и писателей, а также памятники фольклора - былины, предания, сказки. Благодаря опере каждый из литературных источников получает новую жизнь, обогащается музыкальными звучаниями, становится ближе и понятнее слушателям.

Многие памятники древней литературы возродились в опере - как, например, «Слово о полку Игореве», которое благодаря таланту и мастерству А. Бородина приобрело живые и человеческие интонации, стало поистине современным произведением. А сколь многие страницы истории России открылись нам заново в потрясающей по художественной силе музыкальной трактовке М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова! История в их операх предстаёт не просто как летопись событий, но как глубинное ощущение трагизма и иронии, сложности национального характера и величия человеческого духа. Может быть, такое глубоко эмоциональное, психологическое понимание своей страны является более важным для участия в ее судьбе, чем просто знание вех, дат и имён.

Жизнь неумолимо движется вперёд, появляются новые ценности - а с ними и сюжеты, и герои, и поступки. Как порой трудно разобраться в их хитросплетениях, отделить истинное от ложного! Произведения искусства, заключающие в себе самые поучительные идеи исторических и народных преданий, духовной жизни, рассказывающие о них с огромной поэтической, философской, эмоциональной убедительностью, - наши вечные спутники, собеседники, наставники.

V. Домашнее задание: найти ответы на вопросы и записать в тетрадь:

  1. Почему опера относится к синтетическим видам искусства?

  2. Назовите известные вам виды опер.

  3. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений?

VI. Выставление оценок.




© 2010-2022