Духовно-нравственное воспитание как фактор развития личности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Н. Кузнецова

МБОУ Вязьма-Брянская СОШ

мени Героя РФ А.В. Пуцыкина

Вяземского района Смоленской области


Духовно-нравственное воспитание школьников

как фактор развития личности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

И в продолжение мысли Президента, министр образования и науки РФ Д. Литвинов в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: "Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности". В обществе растет понимание того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, детский сад, школа и религия. Только все вместе - образовательное учреждение, семья, религиозные учреждения, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько "брать от жизни все" и "действовать ради целей обогащения любым способом".

Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, представленная до 2025 года.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности, которые должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Внеучебная деятельность школьников - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Духовно-нравственное воспитание - двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, от прослушанной музыки и прочитанной книги, огорчения от неудач, ошибок.

Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации: через организацию образовательного процесса, где важны новизна, практическая значимость подаваемого материала; через четкое структурирование урока, логичное, яркое, контрастное выступление; через ритмичное чередование видов деятельности. Другой способ мотивации - это использование нетрадиционных форм обучения: заочные экскурсии, уроки-путешествия, мини-спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективные работы, проекты и другие. Не менее важным способом мотивации являются проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

Важным, на мой взгляд, является как культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе, так и чувство юмора, которое в дальнейшем переходит в ситуацию успеха.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством эмоциональной сферы и художественных произведений.

Один из приемов - непосредственно эмоциональное вслушивание - требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда - репродукции картин, слайдов, прослушивание мировых шедевров музыки). Главная задача - создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей, что, как правило, оставляют у ребят ощущение праздника.

На уроке мы создаем то культурное поле для обучающегося, которое способно воздействовать на ребенка с разных сторон его деятельности. В начальной школе очень важно выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого - это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей - это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков).

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций, учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно - в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Какие мы - такие дети», и потому, личность учителя, несомненно, играет одну из ключевых ролей в воспитании детей.

Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам - значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому, необходимо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Какие это могут быть формы деятельности? Различные: учебная деятельность по предметам, система классных часов, нетрадиционных уроков, работа детских творческих коллективов (кружков, секций, клубов), работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии, концерты, классные праздники, система мероприятий библиотеки, традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела, участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках, проведение совместных с родителями и учителями мероприятий, участие в акциях, организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми, спортивные соревнования, игры (ролевые, русские народные и другие).

Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Культурное поле родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Отсюда, повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.



© 2010-2022