Методическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведении

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

детского дополнительного образования

Музыкальная школа п.Строитель










Регистры и тембровая окраска

в произведениях


Методическое сообщение





Составитель:

Хрущева Е.В.

педагог по классу

аккордеон



Тамбов

2007г

Говоря о звуке, мы не можем оставить в стороне тембровую палитру инструмента.

Работая с детьми музыкальной школы по классу аккордеон, необходимо познакомить учащихся с тембровыми возможностями инструмента.

На большинстве аккордеонов имеются регистры как на правой , так и на ел На аккордеонах различных фирм, выпусков и размеров имеется различное количество регистров - от одного до двадцати и более.

диапазон правой При включении определённых регистров увеличивается (в звучании) клавиатуры.

Переключение регистров производится различным образом: одни переключаются в левой части корпуса, например, при помощи передвигающейся вверх и вниз металлической планки, путём нажатия вжимных и нажимных планок, лопаточек-клавиш, кнопок или посредством

перекидных рычажков, расположенных около левой и правой клавиатур.

Включение и выключение регистров иногда регистрируется расположенными на верхней части инструмента специальными показателями в виде окошечек, в которых меняется цвет или передвигается стрелочка, показывающая включён или выключен регистр.

На аккордеоне при нажатии одной клавиши может звучать одновременно один, два, три и даже четыре металлических голоса(язычка), каждый из которых при включении регистров может звучать как самостоятельно, так и в различных сочетаниях с другими голосами.

При переключении того или иного регистра особые планки из металла или пластмассы перекрывают доступ воздуха к определённому ряду голосов, вследствии чего звучат только те голоса, к которым воздушная струя не перекрыта.

Сочетание голосов при переключении регистров происходит следующим образом.

Сlarnet Violino Flote Celesta Harmonium Tutti Cello Oboe Organ Fagot Piccolo

КМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииМетодическое сообщение Тембровая окраска и регистры в произведенииларнет Скрипка Флейта Челеста Гармоника Все Виолончель Гобой Орган Фагот Пикколо


Точки на регистрах указывают количество голосов, звучащих при нажатии одной клавиши

Точками по горизонтали отмечены голоса, настроенные в унисон, точками по вертикали - октавные удвоения.

В соответствии с высотой звучания и тембром регистровые голоса условно называется: верхний -флейта, средний кларнет, нижний - фагот.

Регистры отличаются в тембровом отношении.

В павой части корпуса аккордеона находятся 2 деки - прямая и ломаная.

В прямой деке - пикколо, концертино.

В ломаной деке - фагот и кларнет. Их тембр более приглушённый.

На полном аккордеоне регистры можно разделить на 4 группы:

тембровые, унисонные, транспонирующие и октавного удвоения.

Умение пользоваться регистрами при исполнееии какого- либо произведения вносит в звучание разнообразие красок, оркестровость.

При правильном подборе регистра произведение звучит красочно, полно и интересно.

Наоборот, неправильное использование регистров ведёт к грубому звучанию и искажению характера произведения.

Не верны те суждения, что на первом этапе обучения не имеет значение какой именно регистр будет включен.

Даже в первых пьесах «Василёк», «Козлик», Во саду ли» можно дать ученикам послушать и определить правильный регистр.

В зависимости от характера и жанра пьесы на начальном периоде обучения правильно подбираем регистры.

Например, песня(романс, колыбельная) хорошо прозвучат , если включить регистры унисонные или с октавным удвоением вверх.

Однако в маршах ,торжественных пьесах нужно будет использовать регистры с октавными удвоениями и в большинстве вниз

В пьесах с названием ( «Мотылёк», «Танец Дюймовочки», «Медведь») нужно внимательно и грамотно отнестись к подбору регистров.

Например, в известном вальсе Б. Мокроусова «Осенние листья» матово и приглушённо прозвучат тембры регистров «виолончель» или «гобой».

В произведениях сонатной формы используются регистры с октавным удвоением вверх и вниз для расширения диапазона звучания.

В полифонических произведениях, учитывая эпоху, жанр.для произведений , написанных для клавесина , хорошо использовать регистры «челеста», «скрипка», а для органных произведении- «орган».

Это может быть «орган» для «Сарабанды», и «челеста» для «Менуэта».

С первых уроков мы должны их учить слушать и больше их знакомить с тембровыми окрасками.

Из этого вытекают простейшие и основные принципы использования регистров в произведениях.

Следует помнить, что регистры не роскошь, а средство для достижения

более впечатляющего художественного результата.

Пользоваться ими нужно разумно.

Некоторые исполнители переключают их буквально через один- два такта, при этом дробится мысль, регистровка превращается в самоцель.

Всем известно, насколько умело японцы подбирают прелестные букеты из нескольких цветков, что выглядит гораздо привлекательнее, нежели безвкусное соединение множества цветов в большой букет.

Полезно послушать как пользуются регистрами органисты.

Какой звуковой колорит могут дать регистры - «фагот с кларнетом», «челеста», «концертино», «пикколо».

Да и любой регистр может засверкать свежо, если творчески продумать его появление.

Главная роль при подборе регистров в произведениях играет стиль, содержание произведения.

Если мы работаем над клавесинными пьесами Куперена, Рамо, Скарлатти, то можно воспользоваться « гобоем», «челестой», иногда «органом».

С другой стороны «Кукушка Дакена очаровательно прозвучит на регистре «фагот».

В органных произведениях лучше использовать «тутти».

Следует помнить. что нельзя с одинаковым усилием вести мех при нюансе на«тутти», «органе» или любом двухголосном или одноголосном регистре, так как поток воздуха распостраняется в 4 резонаторных отверстия, или 1-2. очень часто используются регистры с октавным удвоением.

Для певучей или речетативной темы уместно воспользоваться одноголосными регистрами.

Абстрактно о регистровке говорить вообще трудно.

При выборе музыкальных красок очень важен хороший вкус, что зависит, что зависит от общего музыкального развития исполнителя.

Каждое произведение требует индивидуального подхода.

Но вместе с тем есть общие рекомендации.

Если характер пьесы требует частой смены тембров, то необходимо заранее наметить места переключения и пальцы. которые будут нажимать регистровые клавиши.

Например, «тутти» использовать для кульминационных эпизодов, для патетических, торжественных разделов.

Производить смену регистров лучше всего на грани разделов формы, изменения фактуры.

Особая строгость подбора регистров в полифонии.

Пожелания .

1.При включении регистров не должно быть никакой внешней демонстрации.

2.Необходимо бесшумно включать регистры.

3. Переключении регистров не должно отражаться на течение музыкальной мысли.

4.Переключать регистры возможно и одновременно с нажатием клавиш.

Исходя из вышеуказанных принципов, учащийся при внимании педагога

может использовать регистры в произведениях.

Научить ученика слышать, понимать, уметь использовать различные регитры -это большая и нелёгкая задача педагога.

И если уже в 3-4 классе ученик может сам определить регистры для полифонических произведений, произведений сонатной формы, русской народной песни, пьес с тематическим названием - это уже большой успех в развитии, грамотных слуховых восприятий обучающихся.










Список литературы.


1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. Москва, 1989

2. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1999

3.Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва, 2002

4.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1971

5.Акимов Ю. Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне.

Москва, 1971


































Муниципальное образовательное учреждение

детского дополнительного образования

Музыкальная школа п.Строитель










Регистры и тембровая окраска

в произведениях


Методическое сообщение





Составитель:

Хрущева Е.В.

педагог по классу

аккордеон



Тамбов

2007г _____________


8


© 2010-2022