• Преподавателю
  • Музыка
  • Наименование раздела: Жанры русской народной песни. Тема урока: Обрядовые семейно-бытовые песни. Учитель музыки и пения

Наименование раздела: Жанры русской народной песни. Тема урока: Обрядовые семейно-бытовые песни. Учитель музыки и пения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа - интернат №1»





Наименование раздела: Жанры русской народной песни.

Тема урока: Обрядовые семейно- бытовые песни.



Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.

































Урок музыки и пения. 5 класс. II четверть.

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);

развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

Оборудование: плакаты «Русский костюм», рушник, детские музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

2.Вход под русскую народную песню « Светит месяц».

3.Музыкальное приветствие.

4.Музыкальная разминка.

- дыхательное упражнение «Дудочка»: сжать пальцы в кулаки, приставить один к другому и приложить к губам, словно дудочка. Сделать активный вдох ртом , а потом медленно выдувать воздух губами, сложенными в трубочкой, «в дудочку». Упражнение повторяется несколько раз, с каждым разом выдох надо стараться делать всё длиннее.

-скороговорка «Три сороки -тараторки тараторили на горке».

-прочитать текст скороговорки ,написанный на доске, разучить и запомнить.

-произнести скороговорку в разных вариантах: медленно, быстро, по рядам, всем классом, индивидуально, с отстукиванием ритма: ладонями, хлопками по коленям.

II. Работа по теме урока.

-Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)

-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? ( Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

-Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Вокруг каждого такого события строилось театральное действо - игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.

Все эти песни объединены одним названием - обрядовые семейно-бытовые песни.

1.- слушание свадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.)

-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»?

-В каком ладе она написана? (мажор)

-В каком ритме? (в ровном)

-В каком темпе? (умеренном)

-Перед разучиванием песни повторим правила певческой посадки.

Правила певческой посадки: «Заверши правильно фразу учителя»

  • Вовремя пения спину надо держать…(прямо)

  • Вовремя пения следите ,чтобы ваши плечи были … (развёрнуты)

  • Руки положите…( на колени)

  • Во время пения не смотрите по …(сторонам)

  • Во время пения надо смотреть на …(учителя)

2.-Разучивание песни

-работа над текстом

- сравнение первой и второй части песни

-исполнение по фразам

3. Беседа о народных костюмах Белгородского края.

-показ презентации

-работа в тетради

-зарисовка элементов орнамента

III.Повторение - жанр «Частушки»

-Какой характер у народных песен под названием «частушки»?

-Почему частушки получили такое название?

- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.)

Исполнение частушек изученных ранее.

-Какие народные инструменты помогут спеть частушки ещё веселее?

Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.

IV. Обобщение.

-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями)

-Почему эти песни получили такое название?

-Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ?

Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)

Итог урока.

Выставление оценок.

Выход из класса под р.н.песню « Светит месяц».

© 2010-2022