Разработка урока: Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский

Данный урок разработан для 5 класса общеобразовательных школ по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский». В плане программы указанный урок располагается во втором полугодии. Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство». Цель урока: «Способствовать формированию эмоционально-целостного понимания исторической личности, князя, святого защитника Отечества – князя Александра Невского, через сопоставление произвед... содействие в формировании знаний о подвигах великого русского полководца Александра Невского по средствам знакомства с их отображением в разных видах искусства; укрепление связей с ранее пройденным материалом. Развивающие: способствовать развитию аналитических способностей на основе сравнительного анализа образа Александра Невского, созданного в разных видах искусства; содействовать формированию умений и творческих навыков каждого ученика; Воспитательные: способствовать музыкальной эрудиции учащихся, созданию эмоционально-целостного отношения к произведениям искусства; побуждать к формированию патриотических чувств детей, гордости и уважения к защитникам Отечества; содействовать воспитанию чувства взаимовыручки и ответственности среди учащихся.  Задачи выстроены логично и направлены на реализацию цели урока. Этапы урока. Организационный этап. Постановка цели. Актуализация знаний. Восприятие и усвоение нового материала. Применение теоретических знаний на практике. Вокально-хоровая работа. Самостоятельное творческое использование умений. Обобщение. Контроль знаний. Релаксация. Организационный момент. Все Этапы урока логически связаны между собой. Структурно урок выдержан.  Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствует активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. На всех этапах урока присутствует анализ деятельности, критерии оценки формируются в зависимости от вида деятельности. Например...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет _________________искусство (музыка)__________________ Класс __________5_________________

Базовый учебник ____Музыка. 5 класс: Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013 - 159с.

Тема урока ____________Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский ________________________

Цель урока ___Способствовать формированию эмоционально-целостного понимания исторической личности, князя, святого защитника Отечества - князя Александра Невского, через сопоставление произведений нескольких видов искусства: музыки, живописи, кинематографии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • содействие в формировании знаний о подвигах великого русского полководца Александра Невского по средствам знакомства с их отображением в разных видах искусства;

  • укрепление связей с ранее пройденным материалом.

Развивающие:

  • способствовать развитию аналитических способностей на основе сравнительного анализа образа Александра Невского, созданного в разных видах искусства;

  • содействовать формированию умений и творческих навыков каждого ученика;

Воспитательные:

  • способствовать музыкальной эрудиции учащихся, созданию эмоционально-целостного отношения к произведениям искусства;

  • побуждать к формированию патриотических чувств детей, гордости и уважения к защитникам Отечества;

  • содействовать воспитанию чувства взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока _______________урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов ___________________________

Необходимое оборудование __мультимедиа, ноутбук, синтезатор, презентация Powerpoint __________

Эпиграф: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1









2



3







































4














































































5






















6
















7




Организационный этап








Постановка цели




Актуализация знаний










Восприятие и усвоение нового материала.











































































Применение теоретических знаний на практике.





Вокально-хоровая работа.


Самостоятельное творческое использование умений.




Обобщение.

Контроль

Знаний.

Релаксация.












Организационный момент.



Звучание музыкального фрагмента IV части кантаты С.С. Прокофьева «Александра Невский» - хор «Вставайте, люди русские» (инструментальный вариант)

Музыкальное приветствие. (Слайд1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Распевание на слог двух первых тактов темы IV части кантаты по полутонам. (Слайд 2 - фрагмент мелодии)

- Ребята, знакома ли вам эта мелодия?

- В какое время и в какой стране могло появиться это произведение?

- Действительно, вы правы, это произведение написано великим русским композитором XX века - С. С. Прокофьевым. (Слайд3)

- Какая интонация слышится в основе этой мелодии: побудительная, вопросительная или повествовательная?

- Вы правильно почувствовали замысел композитора, но к чему побуждает и призывает нас музыка С.С. Прокофьева?

- Предлагаю проверить ваше предположение - посмотреть видеофрагмент. Определите героя, который сегодня будет в центре нашего внимания.

- Действительно, это фрагмент фильма великого режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна «Александра Невский» (1938 г.). Эйзенштейн был увлечён проблемой синтеза музыки и пластики (разъясняю понятия). С. Прокофьев (плодотворный дружеский союз гениев) создал глубокоэмоциональную музыку на стихи поэта В.Луговского, которая помогла очень точно раскрыть замысел режиссёра. Согласитесь, музыка в кинематографе играет важную роль.

А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

- Спасибо, вы предложили очень интересные варианты.

- Ребята, а зачем нам необходимо знать имена защитников нашего Отечества, их ратные подвиги?

- Зачем нас надо знать прошлое?

- Исходя из сказанного, позвольте мне сформулировать тему урока:

«Звать через прошлое к настоящему. Александра Невский». (Слайд 4) Вы согласны с формулировкой?

- Ребята, давайте вспомним, в какой форме написал Прокофьев музыку для фильма.

- А что такое кантата?

- Правильно, композитор написал кантату для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра

- Сколько частей в данной кантате? (Слайд 5) 1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!»

5) «Ледовое побоище»
6) «Мёртвое поле»
7) «Въезд Александра во Псков» (напоминаю знакомые музыкальные темы)

Совместно, в краткой форме воссоздаём исторические события, описанные в произведении.

- В центре кантаты музыкальная картина «Ледовое побоище». Её можно сравнить с монументальной фреской, батальной сценой. Представьте: зимний пейзаж, застывшее озеро, из морозной мглы появляется отряд рыцарей-крестоносцев. Послушаем музыку V части кантаты - «Ледовое побоище». Слушайте внимательно, и определите, что же происходит на поле боя. (Слайд 6 - название и нотная запись двух тем). Анализ

- Развитие музыки создаёт впечатление надвигающейся грозно силы. Зловещая музыка хорала (духовного песнопения, обозначающего рыцарей-крестоносцев) сталкивается с энергичными, сильными, полными задора интонациями русского войска.

- А теперь посмотрите на следующий слайд

(Слайд 7), кто изображён на картине?

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя А.Н., нашли отражение в произведениях разных искусств. Эту картину написал художник - П. Корин.

Что необычного в этой картине?

Такая картина называется «триптих».

Триптих - (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.

- Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский на картине Корина?

А теперь следующий слайд и ещё один взгляд на историческую личность - А.Н.. (Слайд 8) Полотно кисти художника В. Серова. Каким он увидел эту легендарную личность?

- Художники языком живописи (палитра, перспектива, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ Александра Невского, причем каждый художник передал своё представление святого князя, защитника земли русской. Сравните эти картины.
- Эти художники создала яркие и по-своему контрастные образы русского полководца.

Нескольким ученикам письменно выполнить задание предлагается игры - викторины.

Среди слов, обозначающих вооружение воина, найди лишние слова:

Доспехи

Латы

Шлем

Щит

Посох

Меч

Кольчуга

Калач

- Вначале урока мы видели кадры фильма. Сравните кинематографический образ героя А.Н., созданный Эйзенштейном, Прокофьевым и художественные полотна. Поберите, пожалуйста, музыкальный фрагмент кантаты к каждому живописному полотну.

- Образ князя воплощается в каждом виде искусства разными средствами. Видение художников часто контрастно, но как раз это помогает нам лучше понять исторический персонаж.

Фронтальная проверка письменных работ игры-викторины

- А сейчас попробуем представить себя в роли дирижёров. Согласны?

- Дирижёр должен передать оркестрантам и хору настроение, с которым необходимо исполнить произведение. Будьте внимательны! Итак, в программе IV часть кантаты… - хор «Вставайте, люди русские».

- Какие особенности вы заметили? Анализ.

(Состав оркестра, характер звучания, набатный звон колокола).

- А теперь вы будете хором, а я дирижёром. Попробуем исполнить?

Разучивание двух тем IV части кантаты: 1-анализ нотной записи (Слайд 9,10- нотная запись двух тем частей), 2-определение характера, исполнения, сложностей, 3-разучивание на слог, 4-пение со словами,

5- пение по группам: ряды, гендерные группы (выбираем дирижёра из учащихся),

6-анализ исполнения.

- А теперь внимание, предлагаю подытожить наши знания с помощью синквейна

1 строка - Александр Невский

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- Кто что нового узнал на уроке? (Слайд 11) Опрос учащихся. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе (голосование).

Выставление оценок, пояснение учителя.

- Александра Невского по-разному представляли себе художники, кинематографы, композиторы, но созданные ими произведения объединяет одно - сила личности этого незаурядного исторического персонажа. (Слайд 12)

Домашнее задание по желанию - предлагаю найти пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

Музыкальное прощание. Выход из класса под музыку IV части кантаты.

Вход учащихся в класс.

Музыкальное приветствие. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Распевание.

(Анализ интонационной правильности исполнения, совместно с детьми.)

- Знакома (слушали во 2 классе).

- В XX веке, в России.

- Побудительная интонация.

- В этой мелодии слышен призыв к борьбе.

Учащиеся отмечают маршевый характер музыки.

Просмотр видеофрагмента.

- Это фрагмент фильма «Александр Невский».


Дети соглашаются. Приводят примеры.

Варианты детей:

«Александр Невский»,

«Великий полководец - А.Н.»,

«Образ великого воина. А.Н.»

- Чтобы гордиться нашей Родиной, её защитниками…

- Знать прошлое, чтобы меньше совершать ошибок в настоящем.

- Согласны.

- В форме кантаты.

- Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра

- В данной кантате 7 частей.



- В музыке показана борьба двух сил: немцев - крестоносцев и русского войска. И битва эта жестокая и кровопролитная.

Дети дают характеристику музыкальным темам немцев и русских по таблице

(анализ музыки по критериям: мелодия, ритм, темп, фактура, динамика, регистр и т.д.)

На картине изображён Александр Невский.


- Необычно то, что она состоит из 3 частей.


- Мужественным, отважным, сосредоточенным, собранным, гордым и т.д.

(анализ палитры, цветовой гаммы, колорита)

- Мужественный, целеустремлённый, решительный…

(анализ палитры, цветовой гаммы, колорита)

Сходство - на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие - в картинах контрастная палитра, разное настроение героя…

Дети подбирают муз. фрагмент к картине.

- Видение Александра Невского у Эйзенштейна, Прокофьева и художников разное, но их произведения имеют много общего: раскрывают образ могущественного, мудрого, сильного, непобедимого князя.

Дети соглашаются.


Дирижируют под музыку.

Определяют состав хора, оркестра в разных частях, контрастность частей. (совместный анализ произведения и деятельности учащихся)

Дети соглашаются.

Исполнение фрагментов IV части кантаты.

Дети оценивают: соответствие жестов ученика-дирижёра характеру звучания музыки; исполнительскую деятельность - путём голосования.


Совместно с учителем составляют синквейн.

Дети дают ответы.

Самоанализ деятельности.


Музыкальное прощание. Дети выходят из класса.


Коммуникативные, регулятивные, личностные












Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные




















Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные
















Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные











Коммуникативные, регулятивные, личностные,

Познавательные














Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные







Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные

















Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные


















Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные

















Коммуникативные, регулятивные, личностные,

познавательные.






Коммуникативные, регулятивные, личностные.






Литература.

  1. Учебник. Музыка. 5 класс: Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Критская Е. Д. Музыка: 1-4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М., 2004. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. - М., 2001.

  3. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. - Урал, Л. Т. Д., 2001.


© 2010-2022