Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и позна...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им.А.Н.Сабурова


Рассмотрено

на ШМО

Протокол №от «___»__________ 20__ г.

Руководитель ШМО:

________________ ()

подпись (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №6:

______________ В.П.Карпов

Приказ № от 20 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР:

________________ Е.А.Русских

«28» августа 2014г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

Протокол №1 от «28» августа 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке 5 класс

СОСТАВИТЕЛЬ: Иванов Н.В.






г. Можга

2015 -2016 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор - исполнитель - слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).

Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.

Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.

Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.

Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.

Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.

Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

  • в формировании основ художественного мышления;

  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Место предмета в учебном плане

Настоящая программа «Музыка 5 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-х классах 34 часов в год (1час в неделю). Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы - посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе - кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.

Цель рабочей программы

Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Цель МОУ: Формирование компетентного гражданина России, способного к творческой самореализации в условиях развития современного общества.

Цель программы: Духовно - нравственное воспитание пятиклассников в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.

Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;

Учащиеся получат возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;

  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Учащиеся получат возможность:

  • участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности

  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания (музыкальные турниры, урок - музыкальное путешествие), анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, хоровой зачёт, уроки - концерты, тесты).

Содержание учебного предмета

Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества. В программу включены произведения оренбургских композиторов - песенников.

Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:

  • литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры-например, сказка Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «музыкальная басня-Г.Маляр. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза);

  • изобразительным искусством (жанровые разновидности-портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия- пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);

  • историей (изучение древнегреческой мифологии-К.В. Глюк «Орфей»);

  • мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»;

  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»

  • иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;

  • проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;

  • знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;

  • применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;

  • расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.

  • находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально - изобразительных жанров;

  • знать имена композиторов - К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

  • проявление навыки вокально-хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пенть а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.

5 класс (34ч)

№/№

Тема раздела, урока

Дата проведения

Вид учебной деятельности

Корректировка

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

1

Музыка рассказывает обо всем

Различать характерные виды искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно - образным содержанием. Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох.

Древний союз (3ч)

2

Истоки

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. Понимать единство истоков различных видов искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения.

3

Искусство открывает мир

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл, роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки.

4

Искусства различны, тема едина

Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме. Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи.

Музыка и литература. Слово и музыка (3ч)

5

Два великих начала искусства

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»).

6

«Стань музыкою слово!»

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки.

7

Музыка «дружит» не только с поэзией

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Знать понятие «песни без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера.

Песня (4ч)

8

Песня - верный спутник человека

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей). Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера.

9

Заключительный урок.

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, её возникновение и взаимосвязь с литературой. Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.

10

Мир русской песни

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. Осознавать интонационно - образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально - творческой деятельности. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.) Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

11

Песни народов мира

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Романс (2ч)

12

Романса трепетные звуки

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.

13

Мир человеческих чувств

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

Хоровая музыка (2ч)

14

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

Изучать специфические черты русской народной музыки. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной.

15

Что может изображать хоровая музыка

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения.

16

Заключительный урок

Концертная деятельность. Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их.

Опера (2ч)

17

Самый значительный жанр вокальной музыки

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией.

18

Из чего состоит опера

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

Балет (2ч)

19

Единство музыки и танца

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально - ритмическом движении. Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета.

20

«Русские сезоны в Париже

Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Ипмровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства.

Музыка звучит в литературе (2ч)

21

Музыкальность слова

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка.

22

Музыкальные сюжеты в литературе

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.

Образы живописи в музыке (2ч)

23

Живописность искусства

Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле.

24

«Музыка - сестра живописи»

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений). Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки.

Музыкальный портрет (1ч)

25

Может ли музыка выразить характер человека?

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню.

Пейзаж в музыке (2ч)

26

Образы природы в творчестве музыкантов

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. Импровизировать, передавая характерные интонации заданного музыкального образа

(вокально - танцевальная импровизация). Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни.

27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа.

«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч)

28

Волшебная сказочность музыкальных сказок

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки.

29

Сказочные герои в музыке

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально- хоровые навыки.

30

Тема богатырей в музыке

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки.

Музыка в произведениях изобразительного искусства (2ч)

31

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

32

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

33

Подводим итоги

Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса.

34

Заключительный урок

Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины), исполнение изученных песен (по желанию). Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов.

Нормативные документы.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

2. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889

4. Концепция художественного образования в РФ, 2002.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009

Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка.Аудиоприложение.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). - Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.

2. Классическая музыка (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//classic. Chubrik. Ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//music-dic.ru

4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

5.минобрнауки.рф/

6.orenburg-gov.ru/

7.orenedu.ru/

8.oren-rc.ru/

9.fcior.edu.ru/

10.school-collection.edu.ru/

11.edu.ru

12.1september.ru

13. zavuch.info

14.minobr.ru

15.pedsovet.org

16.future4you,ru

17.nauka21.ru

18.wikipedia.org/

19.KID.OLIMP.RU

20.PED.OLIMP.RU

21.ZNV. RU

14


© 2010-2022